Работа с творчески одаренными и талантливыми детьми - одно из приоритетных направлений организации учебно-воспитательного процесса гимназии как целостного образовательного учреждения.
Педагогический коллектив гимназии № 102 создает условия для личностного роста учащихся, формирования у них системы знаний, оказывает помощь гимназистам в реализации личных способностей и склонностей, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует у учеников дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.
В 2011/2012 учебном году в гимназии продолжалась реализация программы «Одаренные дети», при этом акцент сделан именно на индивидуальную работу с одаренными детьми по формированию умений и навыков исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной мобильности, умений принимать нестандартные решения.
С 1 класса ведется работа по выявлению талантливых детей. Но еще на этапе подготовки в «Школе развития» детям предлагается тест Торренса, позволяющий достаточно достоверно диагностировать уровень развития творческого мышления и прогнозировать вероятность творческих достижений в будущем.
В старшей школе идет акцент на разные типы креативности: «научная креативность» и развитие фантазии, воображения. В конечном итоге можно оценить уровень развития вербальной и образной креативности. Предполагается, что высокая креативность свидетельствует о потенциальной способности человека к творческой деятельности и достижению результатов. Способность мыслить в разных направлениях, выходить в более широкое пространство за пределы поставленной задачи, оригинальность, способность выделять главное (видеть суть) и способность сопротивляться привычным стереотипным решениям – вот основные особенности, характерные для одаренных детей гимназии.
В связи с этим постоянно обновляется «банк» одаренных детей, который используется для разработки концепций психолого-педагогических основ одаренности.
Мы выделяем следующие виды одаренности (см. приложение 1):
· Общая интеллектуальная одаренность – 22%
· Естественно-математическая направленность - 34%
· Гуманитарная направленность – 28%
· Художественно – эстетическая - 16%
Активно использовались следующие формы работы с одаренными детьми:
· Спецкурсы по решению олимпиадных задач по математике и по химии
· Индивидуальные занятия и консультации детей по подготовке к олимпиадам
· Групповые занятия с одаренными учащимися
· Разновозрастная дифференциация групп учащихся, проявляющих интерес к предмету
· Занятия с преподавателями вузов
· Факультативы, кружки по интересам
· Научное общество «Картины мира»
· Конкурсы (в том числе дистанционно)
· Занятия в профильных классах.
Ученики гимназии активно участвовали во всех олимпиадах на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях, а также в Интернет - олимпиадах (см. приложение 2).
Одаренность – системное качество, включающее мотивацию, направленность личности и уровень саморегуляции, поэтому только участие в конкурсах и олимпиадах нельзя рассматривать как средство и пути развития одаренности. В этом случае, по А.Н. Леонтьеву, происходит «сдвиг мотива», но не на цель, а с цели на средства. В соревновательных процедурах мы не растим исследователей. Престижная мотивация становится серьезным препятствием к творчеству, понимаемому как выход за рамки требований заданной ситуации, к постановке новых проблем. Исследовательская деятельность является в широком смысле познавательной. Одаренным детям, в первую очередь, интересно и важно содержание той предметной области, которой они занимаются. Вот поэтому неуклонно растет число учащихся, принимающих участие в конференциях, интеллектуальных играх, творческих конкурсах, акциях и турнирах:
o Художественно-эстетический цикл и спортивный циклы (победы в составе команды и индивидуально): - районный уровень - 27 , городской -14, РТ и РФ - 9 призовых мест.
o Конкурсы исследовательских работ (победы в составе команды и индивидуально): район – 7, город – 8, РТ – 12, РФ – 10 призовых мест.
Список человеческих качеств, выделенных детьми по тесту Дэвиса, влияющих на проявление креативных способностей и определяющих уровень творческих достижений выглядит следующим образом:
· активность
· выносливость
· работоспособность
· независимость
· самостоятельность
· стремление к лидерству
Безусловно, выводы и прогнозы, сделанные по результатам 1-2 методик, не могут претендовать на достоверность. Но могут помочь перейти от диагностики отбора к диагностике развития.
Взгляд на креативные способности в структуре «целостной индивидуальности человека, т.е. учет целого комплекса его психофизиологических, личностных, интеллектуальных возможностей, делает разрешимой задачу выявления интеллектуально одаренных детей, а также позволяет оказывать помощь в реализации их творческого потенциала» (И.Ф.Сибгатуллина «Одаренные интеллектуально...»).
Приложение 1
Приложение 2