Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Все дети талантливы
  • О работе с талантливыми детьми в современной школе

    Камалова Лера Ахтямовна, кандидат педагогических наук, доцент Института педагогики и психологии КФУ

    Проблема работы с талантливыми (одаренными) учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

    Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

    Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

    Сегодня существует общероссийское общественное движение «Одаренные дети – будущее России», президентская программа «Одаренные дети» в рамках федеральной целевой программы «Дети России».

    Одаренные дети – дети, уровень способностей которых значительно выше способностей других детей своего возраста. Известно, что одаренные дети проявляют свои способности уже в раннем возрасте, испытывая непреодолимую тягу либо ко всем сферам интеллектуальной деятельности: математике, физике, биологии и т.п. (общая одаренность), либо к одной из них (специальная одаренность).

    Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления [4].

    Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

    - дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

    - дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

    - дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие [7].

    Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам:

    - высокие умственные возможности;

    - способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

    - потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

    - способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

    - обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников [7].

    Большую роль в раскрытии потенциальных талантов и способностей играют условия, в которых живет и воспитывается ребенок. Трудно преувеличить значение семейного воспитания будущих талантов, но не менее значимой является школьная среда, в которую попадает растущий человек.

    Ученые единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков [2; 5]. Талантливые люди рождаются не часто, а гениев за всю историю человечества насчитывается еще меньше. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, говоря о системе работы с одаренными детьми, необходимо помнить о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех учащихся.

    Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха».

    Современная школа должна ставить перед собой следующие задачи развития:

    - развитие личности одаренных учащихся;

    - развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;

    - развитие позитивной Я-концепции;

    - развитие творческой самостоятельности;

    - развитие коммуникативных умений;

    - развитие рефлексивных умений.

    Работа с одаренными детьми ставит перед современной школой важные педагогические задачи:

    - осуществление индивидуализации обучения;

    - реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения.

    - формирование системности в знаниях по разным предметам;

    - повышение качества обучения;

    - осуществление мероприятий по социальной адаптации одаренных учеников.

    В рамках работы с одаренными детьми и подростками в современной школе должны реализовываться следующие принципы организации педагогического процесса:

    Принцип гуманизации – ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ученика, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Ученик находится в центре образовательного процесса. Этот принцип реализуется в выборе профиля класса, преподавателя по профильной дисциплине. Свободе принятия решения продолжить образование в профильном классе или вернуться в традиционную систему обучения, в адаптации образовательного учреждения к формам обучения, характерным для Вуза.

    Принцип индивидуализации – учет психологических индивидуальных различий учащихся: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация одаренных учащихся заключается в психолого-педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.

    Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие учеников. Для обучения одаренных учащихся применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.

    Принцип гуманитаризации заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В общеобразовательный блок профильных и предпрофильных классов необходимо включить такие предметы, как «Мировая художественная культура», «Культура общения» и др. Принцип гуманитаризации реализуется также через мероприятия внеклассной работы.

    В современной общеобразовательной школе работа с одаренными детьми и подростками включает такие направления, как:

    1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:

    - социально-психологическое изучение учащихся школы;

    - отбор одаренных детей;

    - психологическое обследование одаренных учащихся;

    - психофизиологическое и медицинское обследование одаренных учащихся;

    - психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их воспитание и обучение;

    - беседы с родителями одаренных учащихся.

    2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей:

    - создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одаренных учащихся;

    - создание развернутых характеристик на одаренных учащихся;

    - организация и проведение психолого-педагогического консультирования учащихся, педагогов, родителей;

    - разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одаренных учащихся;

    - оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети»;

    - организация психолого-педагогического семинара для учителей;

    - организация системы тренингов, способствующих творческому росту учителей и одаренных учащихся;

    - организация мониторинга развития одаренных учащихся.

    3. Организация работы с одаренными учащимися в рамках учебного процесса [6].

    Важной составляющей школьной программы «Одаренные дети» является выбор педагогов для работы с одаренными учащимися. Учитель, работающий с одаренными детьми, должен обладать следующими качествами:

    1. Позитивная Я-концепция.

    2. Целеустремленность и настойчивость.

    3. Зрелость.

    4. Эмоциональная стабильность.

    5. Доброжелательность.

    6. Эмпатийность.

    7. Рефлексивность.

    8. Широкий кругозор.

    9. Активность.

    10. Гибкость ума.

    11. Креативность.

    12. Стрессоустойчивость.

    13. Хорошее здоровье.

    14. Иметь специальную подготовку для работы с одаренными детьми.

    15. Уметь индивидуализировать обучение.

    Для эффективной работы с одаренными детьми следует придерживаться следующих рекомендаций:

    - формирование учебных групп из одаренных учащихся (с разной целевой направленностью);

    - выбор стратегии обучения для каждого одаренного учащегося (обогащение, ускорение, экстернат, др.);

    - разработка программ индивидуальной работы с одаренными детьми;

    - разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам;

    - предоставление одаренным учащимся свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защит творческих работ.

    4. Организация работы с одаренными учащимися во внеурочной деятельности.

    Предпрофильная и профильная подготовка предполагает разработку предметно-внекласссных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области. Он может включать организацию кружковой работы; спецкурсов по выбору; научного общества; олимпиад по учебным предметам; проектной деятельности; экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.; погружения в предметы по профилям (в каникулярное время).

    5. Материально-техническое и информационное обеспечение школы - беспечение нормальной наполняемости классов, соответствия учебных аудиторий нормам СЭС.

    6. Взаимодействие с организациями, с ведущими вузами.

    На протяжении последних десяти лет в Республике Татарстан сложились такие формы работы с одаренными детьми, как:

    1) разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях (А, В, С). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы установлены цели обучения в соответствии с тем или иным уровнем. Имеется Банк разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана основной школы. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах;

    2) элективные курсы. Курсы по выбору позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения. Введение элективных курсов в основной школе предполагает знакомство учащихся с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко. Учителями разработаны и проводятся элективные курсы для обучающихся 5-7 классов. В старшей школе специализация обучения проводится через индивидуальные учебные планы в формате мультипрофильной школы;

    3) Проектно-исследовательская деятельность. Она дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Так осуществляется процесс приобщения одаренного ребенка к творческой, исследовательской работе. Результаты работы обучающиеся представляют на ежегодной школьной научно-практической конференции [2].

    Особым образом организованная воспитывающая среда школы позволяет создавать у обучающихся мотивацию к выработке активной жизненной позиции, формирует высокий уровень и прочную устойчивость культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости, проявляемой учащимися в жизни и деятельности, в повседневном поведении как в школе, так и вне школы. Различные формы воспитательной работы создают необходимые психолого-педагогические условия для развития творческих способностей одаренных детей и подростков.

    В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности реакций «обычных» детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей. Миссия современной школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому одаренному ребенку сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.


    Литература

    1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Эйдос: электронный научный журнал 2007. – №1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm.

    2. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы. – М.: Молодая гвардия, 2004. – С. 328 – 348.

    3. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 232 с.

    4. Одаренные дети // Под. ред. Карне М. – М.: Прогресс, 1991. – 246 с.

    5. Пепинский П. Одаренный ребенок: Психология развития. / Пер. с англ. – М.: Прогресс,1996.

    6. Строкова Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51.

    7. Тейлор К. Интеллект: проблемы одаренности. / Пер.с англ. – М.: Наука, 1976.

    8. Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993.

    9. Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 243 – 265.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152