Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Все дети талантливы
  • Как мы писали стихи

    Гаранина Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 171 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г.Казани

    Трудно сейчас сказать точно, кто именно из учителей - русоведов на совещании «что-будем–проводить-на-предметной-неделе» предложил провести конкурс авторских стихотворений. И мы решили попробовать.

    Сразу же оговорюсь: стихи я не писала никогда. Не потому, что не хотела, просто, наверное, не дал Бог такого таланта. Читаю – иногда задыхаюсь: как верно сказано, в самое сердце, и я чувствую то же самое. А вот самой написать - не могла. Мне кажется, для того, чтобы создать стихотворение, нужно войти в какой-то транс, перейти в состояние измененного сознания, чтобы пришли те образы и слова, которые создадут новый мир, лишь отчасти отражающий нашу реальность.

    Стихи я не писала, а вот задание детям написать стихотворение дала.

    И они принесли. Сначала робко подошел один восьмиклассник, потом другой, третий. Появились стихотворения из пятого и шестого класса. У Лилии Равилевны в одиннадцатом классе две девочки пишут просто потрясающие стихи. У Нели Наилевны в третьем классе ученица принесла целую тетрадку. Самое удивительное, что стихи несли и мальчики. Приходилось клятвенно обещать, что они будут напечатаны инкогнито, без подписи, и об их авторстве никто никогда не узнает, укажем только класс.

    Всего мы собрали больше двухсот стихотворений. Начальные классы писали о любимой учительнице, о летнем отдыхе, о Казани, солнце, море и друзьях. Чудесные, открытые, солнечные стихи о нашем мире, увиденном восхищенными и любопытными глазами детей.

    Стихи учеников пятого класса были в основном о временах года, погоде, каникулах. Их было немного, и они были трогательно беспомощными: сказали написать стихотворение, а о чем – не сказали, и как это делать - тоже не очень понятно.

    Шестые и седьмые классы удивили. Среди стихотворений о любви, дружбе неожиданно попадались стихи на философские темы, попытки определить свое место в мире, рассказать о своих чувствах.

    Восьмые – мои классы, поразили больше всего. Я узнавала своих детей заново. Вот сидела новенькая девочка на уроке, помалкивала, отвечала на вопросы осторожно, тихим и невыразительным голосом. А принесла одно стихотворение – я прочитала и задохнулась: знакомые, почти цветаевские интонации, интимный рассказ о первом чувстве, переживаниях, вызванных безответной любовью. И что-то знакомое. Ах да, когда-то, лет двадцать пять назад, я тоже чувствовала почти то же. И несло меня куда-то, куда – не знаю.

    Я спросила: а есть еще? «Есть...» - еле слышно прошелестели в ответ. «...Неси!»

    Аида принесла еще пять или шесть стихотворений, Они и вошли в цикл «Горький привкус нежданного счастья».

    Или вот Фаниль. Взъерошенная голова, заспанные глаза и нулевая реакция на мои горестные завывания «Как ты у меня ГИА сдавать будешь?». А вот поди ж ты: принес стихи о любви. Свои, не списанные - сама ошибки исправляла. И до чего трогательные. Кто она – та девочка? И есть ли она вообще?

    Регина принесла стихи о вампирах. Ну что же, ясно, что человек посмотрел или прочитал летом. Но ведь опять ожидание любви, какая-то жертвенность, обреченность. Сильна аки смерть любовь.

    Мой восьмой «В»- математический. К литературе отношение сдержанное, им бы только оценки приличные заработать. Но и они в конце концов принесли мне стихотворения, очень разные. Эльвина - о том, как подружилась в лагере с девочкой, Настя – вот неожиданность - «Читая «Бедную Лизу», Женя принес стихотворение-рассуждение о том, что есть счастье. А вот стихи Дианы и Леры полны предчувствия любви и одиночества. Бедные девочки мои, неужели они это так чувствуют?

    А свои стихи я все-таки сочинила. Спасибо моим детям – за руку увели в другой мир. Это было почти мучение: несколько дней подряд жить двойной жизнью - вести уроки, ездить в автобусе, топтаться на кухне – и постоянно крутить в голове слова, что-то бормоча себе под нос, мучительно, ощупью отыскивая именно те единственные слова, которые точно могли передать то, что я чувствую. Но что- то все-таки получилось, так что не судите строго.



    Галиуллина Диана, 8 класс

    Когда нечего делать, особенно ночью, когда не хочется спать, наливаю свой любимый зелёный чай и от скуки начинаю писать всё, что приходит в голову. Из этого всего получается вот такие глупые стихи.


    Знай

    Чай допит из любимого бокала,

    Прошлое не забыть, оно убежало...

    Мысли, как листья, падают вниз.

    Первые споры, обиды и ссоры,

    Лишь бы забыть, но онлайн дорога,

    Отправляя слова, не знаешь, как плохо

    Мне без тебя...

    Сидеть вдали, смотреть туда,

    Где через окна видны дома,

    Гаснут, как свечи, после дождя

    Мрачные окна позади меня.

    И всё бы вернуть, но я горда.

    Смиряюсь с тем, что осталась одна,

    Внушаю себе, что проживу без тебя.

    И пусть мои сны станут пусты,

    Они уйдут в мои мечты...


    Кошелева Валерия, 8 класс


    ***

    Боль пронзила моё сердце,

    Вряд ли я смогу любить.

    И всего-то я хотела,

    Лишь с тобой рядом быть.

    Всё прошло, не получилось.

    Так бывает, не беда,

    Только сердце разрывалось,

    И поверила я зря.

    И прошло всего три дня

    Но они мне показались,

    Целой вечностью тогда,


    ...Жаль, так сильно обижались.


    Моисеева Настя, 8 класс

    Читая «Бедную Лизу»...

    Лишь ветер один тихо плачет в ночи,

    Скорбит обо мне, воя в доме.

    Зовёт мою душу, он молит: кричи!

    А я лишь желаю покоя.


    Давно это было, столетья назад,

    Но сердце моё всё же помнит:

    Я цветы продавала, а ты был богат,

    Наши встречи, желания томны.


    И сердце моё разрывалось от боли,

    Я верила, сердце любило...

    Несчастная все же досталась мне доля,

    Я о помощи Бога молила.


    Молитвы мои Бог услышал тем утром,

    Послал мне тебя, милый мой...

    Заря над Москвой занялась перламутром,

    Ушел ты, забрав мою душу с собой ...


    Я каждый день скрывала свои слёзы,

    От матушки беспомощной моей.

    Уехал ты, я долго пребывала в грёзах,

    Я потеряла след души своей.


    Когда раскрылся горький твой обман,

    Я не смогла пролить ни капли слёз...

    Мой слабый друг! Душа моя- туман,

    Я умерла...нет больше сладких грез...


    Фазуллина Аида, 8 класс

    Родилась я, в прекрасном краю - Башкирии. Моя маленькая родина находится среди высоких гор, хвойных лесов, журчащих ручейков. Мой край вдохновляет меня писать стихи.


    Из цикла «Горький привкус нежданного счастья»

    ***

    Мистика перевоплощений...

    Музыка чьих-то движений...

    Сменишь ли гнев на милость?

    Кажется, все приснилось.


    Кем же ты будешь сегодня?

    Дьяволом или Богом?

    Будешь сидеть на троне

    Или бродить по дорогам?


    Словно привороженная,

    Следом иду за тобою,

    Вечно в тебя влюбленная,

    Стану ль твоею судьбою?


    Видишь, звезда упала...

    Сердца взволнованный стук...

    Я ведь вчера загадала

    Быть для тебя как друг.


    Дай же мне руку, мой спутник,

    Вместе мы дальше пойдем,

    Скинем оковы и путы,

    Песню мы запоем

    Ты.

    Всё для тебя лишь одного:

    И смех мой звонкий,

    И нежный поцелуй.

    Ведь я люблю тебя,

    И ты мне нужен.

    Нет без тебя мне смысла жить.

    И ты, любимый мой, хороший,

    Пойми, услышь молитвы

    И приди.

    Ты обними так бережно

    И крепко,

    Чтоб не замерзла, не завяла от тоски.


    ***

    Ночь прошла, а мысли о тебе

    Не уходят, как же это больно!

    И лежу я в этой тишине,

    Говорю сама себе: «Довольно!»


    Слезы падают, как капли за окном,

    Я ладонью вытирать пытаюсь.

    Кто виновен в том, что не вдвоем?

    Просто не могу того представить.


    Но я знаю, день еще придет,

    Буду счастлива,

    С другим, но все же буду!

    И другой пусть память заберет,

    Я тебя навеки позабуду.

    ***

    Горький привкус нежданного счастья,

    Чей- то шепот за гордой спиною,

    Я пока еще умею улыбаться,

    Я пока еще умею быть собою.


    Знаешь, а это не больно

    И даже порой не страшно –

    Падать в гулкую пропасть,

    Со временем привыкаешь.


    Я учусь на своих ошибках,

    Правда, это совсем нелегко.

    Но иду я по жизни с улыбкой,

    За улыбкою что? Все равно!


    Горький привкус нежданного счастья...

    Я привыкну, наверно, к нему...

    Я умею теперь улыбаться.

    Улыбаться... Но только чему?


    А это мои стихи, не судите строго.


    Четырнадцатилетние

    Подумать только - чтение на лето,

    Когда от книжек отдыхает мир!

    И нехотя бреду я к книжной полке:

    «Сонеты и трагедии», Шекспир.


    ...Мечи мелькают, и бранятся слуги,

    На улицах сражения кипят,

    Джульетте не до них- ее в супруги

    Берет Ромео, милый сердцу враг.


    Четырнадцать ей, как и мне. Она

    Невестою на выданье считалась,

    Тревогой и сомнением полна,

    Меж долгом и любовью разрывалась.


    Ругает мама: зрение испортишь,

    А папа просто выключает свет.

    Мне не до них- под одеялом я читаю

    Ту повесть, что печальней в мире нет.


    ...Убит Тибальт, и прочь бежит Ромео,

    А нелюбимый ждет у алтаря.

    Одна, Джульетта зелье тайное глотает,

    Не зная, вновь очнется ль. Может, зря?


    Я знаю, чем все кончится. У ног любимой

    Умрет Ромео. И умрет она.

    Но верится: вдруг в Мантуе сонливой

    Найдут Ромео – и Джульетта спасена!


    Четырнадцать ей. И очнуться в склепе,

    Недвижного любимого обнять,

    И умереть, чтоб не на этом свете –

    Так на другом найти, спасти, догнать!


    ...Светает в комнате, я книгу закрываю,

    Глаза и щеки как огнем горят.

    Восток, балкон... О, где ты, мой Ромео!

    Я за тобой пойду и в рай, и в ад!


    Февраль


    Нет света, нет форм - полумгла

    И жиденькое свечение,

    Снежинка слезинкой стекла,

    Замедлив планеты вращение.


    Забытый, на подушке спит

    Раскрытый томик Пастернака...

    «Февраль. Достать чернил и плакать!»

    Рефреном в голове звучит.


    А там пролетка, благовест,

    Грачи – обугленные груши,

    У нас зимой не надоест

    Ночную тишь веками слушать.


    И сладко у окна дремать,

    Когда молочный дождь там льется,

    Во сне такое постигать,

    Что наяву - не удается.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152