Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Здоровьесбережение
  • Формирование сознательного отношения подростка к своему здоровью через внедрение культуры здорового питания (в процессе преподавания химии)

    Митрофанова Наталия Юрьевна, учитель химии высшей кв. категории, МБОУ «Лицей №159» Советского района г.Казани

    По прогнозам ООН к середине XXI века численность населения России уменьшится на шестую часть и составит чуть больше 121 млн. человек. Выводы российских ученых оказались еще более пессимистичными - 94 млн. человек.

    Все эти прогнозы заставили представителей всех структур обратить внимание на здоровье населения, особенно на здоровье школьников.

    В одном из выступлений на выездном заседании Коллегии Министерства образования РФ в Казани бывший министр В.М. Филиппов назвал здоровье детей главным критерием оценки качества работы школы. Центральной на этой Коллегии была идея ориентации молодежи на здоровый образ жизни. Но эта ориентация будет малоэффективна без обучения учащихся здоровому образу жизни.

    Таким образом, были предложены здоровьесберегающие технологии, которые предполагают такую учебно-воспитательную систему, которая направлена на сохранение и приумножение здоровья учащихся.

    По мнению академика Ю.П.Лисицина и Ю.М.Комаровой здоровье на 50% зависит от образа жизни, 20% зависит от состояния окружающей среды, т.е. от экологии, 20% приходится на генетические факторы, 10% на долю здравоохранения.

    Лишь 10% выпускников школ являются здоровыми. Большинство старшеклассников имеют заболевания трех-четырех органов и систем. Лидирующее положение занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому, одной из главных задач Российской гастроэнтерологической ассоциации является, как подчеркнул доцент Александр Трухманов, ранняя профилактика рака таких органов пищеварительной системы, как пищевод, желудок, печень, кишечник и поджелудочная железа. Важную роль в этом играет правильное питание, здоровый образ жизни.

    В наше время невозможно вырастить здоровое поколение, не обучая использованию достижений науки о питании. Современные проблемы питания и взрослого, и детского населения общеизвестны: избыточное потребление жиров, углеводов, хлеба, картофеля и катастрофически малое использование плодов, овощей, трав.

    Это заставило меня пересмотреть тематическое планирование и включить уроки по изучению биологической роли микро и макроэлементов в организме человека. Поэтому одним из первых уроков, посвященных этой проблеме, является урок по теме: «Свойства ионов» (8 класс, программа О.С.Габриеляна), на котором перед учащимися ставится проблема неправильного питания. Важно суметь показать ученикам не только то, что их рацион питания не всегда соответствует норме, но и научить, как его составить правильно.

    Этому способствует использование на уроке компьютерной программы «Интегральный показатель здоровья». Эта программа предоставляет данные по содержанию основных макро и микроэлементов в продуктах питания и позволяет скорректировать суточный рацион питания и приблизить его к норме. Данные компьютера для школьников являются более объективными, чем простой рассказ учителя. Я предлагаю вашему вниманию фрагмент такого урока:

    «В организм человека элементы поступают с пищей. Американская диетологическая комиссия предлагает нормы суточного потребления элементов в таблице, которые находятся у вас на столах.

    Суточное поступление химических элементов в организм человека

    Химический

    Суточное поступление, мг

    элемент

    Взрослые

    дети

    K

    2000 – 5500

    530

    Na

    110 – 3300

    260

    Ca

    800 – 1200

    420

    Mg

    300 – 400

    60

    Zn

    15

    5

    Fe

    10 – 25

    7

    Mn

    2,0 - 5,0

    1,3

    Cu

    1,5 - 3,0

    1,0

    Mo

    0,075 - 0,250

    0,06

    А сейчас я предлагаю вам провести небольшое научное исследование, позволяющее с помощью специальной компьютерной программы рассмотреть, правильно ли вы питаетесь. Давайте вместе с вами составим суточный рацион питания обычного школьника и рассчитаем содержание основных элементов в данном рационе:

    Завтрак: бутерброд с сыром, кофе с молоком.

    Школьный перекус: пирожок, компот.

    Обед: борщ, картофельное пюре, гуляш, хлеб, сладкий чай, печенье.

    Полдник: яблоко, йогурт фруктовый.

    Ужин: макароны, сосиски, чай, конфеты.

    Посмотрите, какие элементы и в каком количестве содержатся в данном рационе:

    Химический

    Суточное поступление, мг

    элемент

    норма

    в данном рационе

    с изменениями

    Fe

    10 - 25

    19.57


    Ca

    800 - 1200

    792.43


    Mg

    300 - 400

    287.58


    K

    2000 - 5500

    2791.10


    Na

    110 - 3300

    4607.39


    Суточная норма каких элементов не достигается в данном рационе? (кальция и магния, но избыток натрия)

    Что можно изменить в рационе, какие продукты добавить, а может от каких-то придется и отказаться? (Можно заменить макароны на салат, например, капустный).

    Еще раз обратимся к результатам:

    Химический

    Суточное поступление, мг

    элемент

    норма

    в данном рационе

    с изменениями

    Ca

    800 - 1200

    792.43

    852.43

    Fe

    10 - 25

    19.57

    19.57

    Mg

    300 - 400

    287.58

    299.58

    K

    2000 - 5500

    2791.10

    2992.15

    Na

    110 - 3300

    4607.39

    4388.39


    По результатам нашего небольшого исследования, можно сделать какой вывод? (В рацион питания нужно включать больше фруктов, овощей, молочных продуктов)»

    Продолжение данная тема имеет при изучении химии элементов, а также белков, жиров, и углеводов. На этих уроках мы не только изучаем химические свойства, но и биологическую роль конкретных элементов. А с помощью программы «Интегральный показатель здоровья» знакомимся с продуктами, содержащими данные вещества.

    Следует отметить, что беседы на тему питания школьников проводятся в начальной школе в курсах ОБЖ и Окружающий мир, а также на уроках биологии в среднем звене. Но в курсе химии подобные уроки позволяют изучать данную проблему на научной основе. Предлагаю вашему вниманию тематическое планирование, в которую я включила темы программы обучения здоровью Евросоюза «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ».

    Класс

    Тема урока по образовательной программе

    Тема урока по программе «Образование и здоровье»

    Дата

    8

    Биологическая роль кислот и солей в организме человека

    Разновидность и сбалансированность пищи.

    Март

    8

    Свойства ионов. Биологическая роль ионов

    Питание и здоровье.

    Октябрь

    8

    Щелочные металлы Их биологическая роль.

    Витамины и минеральные вещества

    Май

    8

    Галогены. Биологическая роль

    Витамины и минеральные вещества

    Май

    9

    Фосфор. Соединения фосфора

    Питание и здоровье.

    Январь

    9

    Щелочноземельные металлы. Кальций. Магний

    Питание и здоровье.

    Февраль

    9

    Железо. Биологическая роль железа.

    Питание и здоровье.

    Март

    9

    Жиры

    Лечебная диета

    Май

    9

    Углеводы

    Лечебная диета

    Май

    9

    Белки

    Лечебная диета

    Май


    На каждом уроке я ставлю задачу - убедить своих учеников в том, что физическое, нравственное и социальное здоровье в человеке составляют единое целое. Разрушение одного из них ведет к разрушению и всего остального.



    Литература:

    1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. Методическое пособие. М. ОЛМА Медиа Групп, 2007.

    2. Ассортимент и условия реализации пищевых продуктов, предназначенных для дополнительного питания учащихся общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации. Официальное издание. Министерство Здравоохранения РФ. М, 2002г.

    3. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Суханов Б.П., Кудашева В.А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека. М., 2002г.

    4. Спиричев В.Б. Сколько витаминов человеку надо? М, 2000 г.

    5. Коростелёв Н.В. От А до Я детям о здоровье. М. Медицина , 1987.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152