Нет задачи сложнее, а может важнее, чем вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников с момента открытия нашего дошкольного образовательного учреждения (декабрь 2011г.- июнь 2012г.), мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ недостаточно и нужна планомерная систематическая работа по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.
На Совете педагогов мы обсудили: какие оздоровительные технологии мы могли бы внедрить в работу нашего детского сада, учитывая оснащенность учреждения. Педагогам было предложено внести свои предложения. Проштудировав довольно большой объем информации, мы получили некоторую базу оздоровительных технологий разной направленности. (Приложение № 1).
Теперь необходимо было:
- целесообразно подобрать инновационные образовательные программы в соответствии с ФГТ к уровням освоения основной общеобразовательной программы и к условиям реализации основной общеобразовательной программы ДОУ,
- включить в образовательную деятельность здоровьесберегающие образовательные методики и технологии,
- скоординировать деятельность всех педагогов и специалистов детского сада.
Далее передо мной, как старшим воспитателем детского сада, встала задача: обучить методике проведения оздоровительной технологии педагогов, но обучить всех быстро и сразу – это просто нереально. Я постаралась подготовить себе помощников из числа педагогов. Но необходимо было учитывать человеческий фактор: как воспримет педагог методику при первом знакомстве с литературными источниками, заинтересует ли она его. Если станет частью его мировоззрения, то успех обеспечен. Педагог будет совершенствоваться, а если нет – неминуем провал, эффективность будет на нуле. Поэтому при распределении методик постаралась учесть темы самообразования педагога. Так педагогу 2 младшей группы с методической темой «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» было предложено освоить игровой массаж. Распределив методики по одной между педагогами, предложила изучить необходимую литературу, а затем в личной беседе постаралась выяснить: что понял педагог, правильно ли, каким образом будет внедрять в практику. При необходимости корректировала деятельность педагога уже во время работы с детьми.
Итогом плодотворной работы творческого коллектива воспитателей стал педсовет, посвященный оздоровительной работе в ДОУ, на котором были представлены различные методики с участием детей.
Игровой самомассаж
Рис. 1 Рис. 2
Игровой массаж с помощью шишки Игровой массаж с помощью массажного мяча
Кинезиологические упражнения
Рис. 3. Рис. 4 Рис. 5
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой
Рис. 6 Рис. 7 Рис. 8
Тонирование звука
Рис. 9 Рис. 10 Рис. 11
На педсовете педагоги смогли наглядно увидеть плюсы и минусы внедрения технологии, могли задать вопрос и получить ответ не от старшего воспитателя, а от такого же педагога, как и он сам, таким образом был снят психологический барьер страха.
Теперь уже, собрав воедино весь представленный материал, педагоги смогли определиться с теми оздоровительными технологиями, которые они будут внедрять в работу со своими воспитанниками в соответствии с их возрастом.
Об эффективности внедряемых оздоровительных технологий можно будет говорить в конце года, проанализировав заболеваемость. А об эффективности работы творческого коллектива педагогов ДОУ можно сказать уже сейчас: если старший воспитатель сможет создать группу единомышленников (пусть небольшую сначала, потом она будет пополняться), которым будет интересно экспериментировать, внедрять что-то новое, в этом коллективе не будет скуки и все у него будет получаться. Наше ДОУ еще только в начале долгой, но интересной дороги.
Приложение №1
1
Формы работы | Время проведения в режиме дня, возраст детей | Особенности методики проведения | Ответственные. |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Остеопатическая гимнастика | После сна в постелях каждый день. Старшая и подготовительная к школе группы. | Техническая простота применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта. | Воспитатель |
Фитбол | Один раз в неделю во второй половине дня. Физкультурный и музыкальный залы, начиная со средней группы | На специальных мячах. | Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. |
Ритмика | Один раз в неделю во второй половине дня. Музыкальный зал, начиная со средней группы | По программе И. Бурениной | Музыкальный руководитель |
Игровой час (бодрящая гимнастика) | После сна в группе каждый день. Первая и вторая младшие группы | Комплекс состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений. | Воспитатель |
Динамические паузы | Во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей. начиная со 2-й младшей группы | Комплексы физкульминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз. | Воспитатели. |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно. Все возрастные группы. | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. используются только элементы спортивных игр. | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели |
Пальчиковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно | Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. | Воспитатели, логопеды, психолог |
Дорожки здоровья | После сна вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста. На физкультурном занятии. | Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки. | Воспитатели, инструктор по физической культуре |
Творческий час | Один раз в неделю, вся группа в первой или второй половине дня, начиная со средней группы. | | Воспитатель |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп. | Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога. | Воспитатели, логопеды, психолог |
Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста | Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур. | Воспитатели, логопеды, психолог, инструктор по физической культуре |
Игровой массаж | Ежедневно в режимных моментах и на занятиях. | По методике А. Уманской и К. Динейки | Воспитатель, музыкальный руководитель |
Антистрессовый и интеллектуальный массаж | После занятий с высокой интеллектуальной нагрузкой. | По методике швейцарского детского психолога, профессора Фрица Ауглин. | Воспитатели, логопеды, психолог |
Лечебные игры | Ежедневно в режимных моментах, на занятиях. | Пол методике Галанова | Воспитатели |
Технологии обучения здоровому образу жизни. | |||
Физкультурные занятия | Три раза в неделю в спортивном и музыкальном залах, в группе, на улице, начиная с раннего дошкольного возраста | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад. | Инструктор по физической культуре, воспитатели. |
Утренняя гимнастика | Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе. Все возрастные группы. | Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей. | Воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель |
Спортивные игры (баскетбол). | Один раз в неделю в физкультурном зале, начиная со старшего дошкольного возраста. подгруппа | По программе Э.Й. Адашкявичене, « Баскетбол для дошкольников» | Инструктор по физической культуре. |
Занятия по здоровому образу жизни. | Один раз в неделю в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, начиная со второй младшей группы | Технологии «Уроки здоровья для дошкольников» | Воспитатель |
Точечный массаж | Сеансы или в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Проводится по специальной методике (по Уманской), показан детям с частыми ОРЗ. Используется наглядность. | Медсестра. |
Веселые старты | Один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная со второй младшей группы. | Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме. Инструктор по физической культуре. | Инструктор по физической культуре, воспитатели |
ОФП (общая физическая подготовка) | Один раз в неделю в физкультурном зале, подгруппа одаренных детей. Старший дошкольный возраст | Сверх программы, упражнения на кольцах, канате, силовые гимнастические упражнения. | Инструктор по физической культуре. |
Физкультурные досуги и праздники | Один раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста. | Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели. |
СМИ (ситуативные малые игры) | Два раза в месяц в группе в музыкальном и спортивном залах. Младший дошкольный возраст. | Ролевая подражательная имитационная игра. | Воспитатель |
Коррекционные технологии | |||
ЛФК | Сеансы по 10-12 занятий, начиная со средней группы по медицинским показателям | По специальной методике с использованием гимнатики «До-инь» по показаниям отклонений здоровья | Медсестра ЛФК |
Арт-терапия | Используется в различных режимных моментах. Со среднего дошкольный возраста | Оздоравливаие психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО) | Воспитатель, психолог |
Технология музыкального воздействия | Внесены в музыкальные занятия и в режимные моменты во второй половине дня в музыкальном зале. Старший дошкольный возраст. | Используем спокойную классическую музыку (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы. Вибрационные упражнения М. Лазарева, Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова. | Музыкальный руководитель, воспитатель |
Сказкотерапия | Два раза в месяц во второй половине дня в совместной деятельности начиная со среднего дошкольного возраста. | Использованиеметодики О.А. Шорыгиной «Играем в сказку» | Воспитатели групп, психолог |
Психогимнастика | Один раз в месяц, по 10-12 человек в группе в музыкальном и физкультурном залах, начиная со средней группы. | Проводится по методике Е.А. Алябьевой и Чистяковой. | Воспитатель, психолог |
Артикуляционная гимнастика | Два раза в неделю в первой и второй половине дня, в музыкальном и физкультурном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста. | Цель – фонематическая грамотная речь без движений. | Логопеды, воспитатели групп |
Оздоровительный массаж с помощью сухого обтирания. | После сна ежедневно в группе или спальне в постелях, начиная со средней группы | | Воспитатели |
Сенсорная комната | Два раза в неделю | Цель – активизирование и развитие мышления ребенка путем стимуляции его органов чувств, мелкой моторики, двигательной активности, благотворно влияющей на психическое и физическое здоровье, как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирование саморегуляции поведения. По методике Г.Г. Колос «Сенсорная комната в дошкольном учреждении» | Психолог |
Приложение № 2
Антистрессовый массаж
1. Массаж пальцев рук:
а) нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева;
б) массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз.
2. Массаж запястья круговыми движениями.
3. Массаж рук. Упражнения «моем руки», растирание ладоней и «погреем щеки».
4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем лоб, щеки, шею и сбросить.
5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.
6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и сбросить.
7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить.
8. Массаж головы. Над ушами к верхней чарке, ото лба к верхней чарке.
9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить.
10. Массаж ушных раковин, наушники.
Приложение № 3
Интеллектуальный массаж
(Фриц Аугли, швейцарский детский психолог, профессор)
1. Оттянуть уши вперед – назад, счет до десяти, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми.
2. Массаж щек круговыми движениями пальцев.
3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги.
4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа.
6. Движение челюстью слева направо и наоборот.