Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Здоровьесбережение
  • Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

    Бесчастнова Ирина Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ № 31,
    Шигаева Вера Николаевна, воспитатель МБДОУ № 31,
    Хайруллина Ильсия Мунировна, воспитатель МБДОУ № 31

    Нет задачи сложнее, а может важнее, чем вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.

    Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

    Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников с момента открытия нашего дошкольного образовательного учреждения (декабрь 2011г.- июнь 2012г.), мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ недостаточно и нужна планомерная систематическая работа по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.

    На Совете педагогов мы обсудили: какие оздоровительные технологии мы могли бы внедрить в работу нашего детского сада, учитывая оснащенность учреждения. Педагогам было предложено внести свои предложения. Проштудировав довольно большой объем информации, мы получили некоторую базу оздоровительных технологий разной направленности. (Приложение № 1).

    Теперь необходимо было:

    - целесообразно подобрать инновационные образовательные программы в соответствии с ФГТ к уровням освоения основной общеобразовательной программы и к условиям реализации основной общеобразовательной программы ДОУ,

    - включить в образовательную деятельность здоровьесберегающие образовательные методики и технологии,

    - скоординировать деятельность всех педагогов и специалистов детского сада.

    Далее передо мной, как старшим воспитателем детского сада, встала задача: обучить методике проведения оздоровительной технологии педагогов, но обучить всех быстро и сразу – это просто нереально. Я постаралась подготовить себе помощников из числа педагогов. Но необходимо было учитывать человеческий фактор: как воспримет педагог методику при первом знакомстве с литературными источниками, заинтересует ли она его. Если станет частью его мировоззрения, то успех обеспечен. Педагог будет совершенствоваться, а если нет – неминуем провал, эффективность будет на нуле. Поэтому при распределении методик постаралась учесть темы самообразования педагога. Так педагогу 2 младшей группы с методической темой «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» было предложено освоить игровой массаж. Распределив методики по одной между педагогами, предложила изучить необходимую литературу, а затем в личной беседе постаралась выяснить: что понял педагог, правильно ли, каким образом будет внедрять в практику. При необходимости корректировала деятельность педагога уже во время работы с детьми.

    Итогом плодотворной работы творческого коллектива воспитателей стал педсовет, посвященный оздоровительной работе в ДОУ, на котором были представлены различные методики с участием детей.


    Игровой самомассаж

    Рис. 1 Рис. 2

    Игровой массаж с помощью шишки Игровой массаж с помощью массажного мяча

    Кинезиологические упражнения

    Рис. 3. Рис. 4 Рис. 5

    Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

    Рис. 6 Рис. 7 Рис. 8

    Тонирование звука

    Рис. 9 Рис. 10 Рис. 11

    На педсовете педагоги смогли наглядно увидеть плюсы и минусы внедрения технологии, могли задать вопрос и получить ответ не от старшего воспитателя, а от такого же педагога, как и он сам, таким образом был снят психологический барьер страха.

    Теперь уже, собрав воедино весь представленный материал, педагоги смогли определиться с теми оздоровительными технологиями, которые они будут внедрять в работу со своими воспитанниками в соответствии с их возрастом.

    Об эффективности внедряемых оздоровительных технологий можно будет говорить в конце года, проанализировав заболеваемость. А об эффективности работы творческого коллектива педагогов ДОУ можно сказать уже сейчас: если старший воспитатель сможет создать группу единомышленников (пусть небольшую сначала, потом она будет пополняться), которым будет интересно экспериментировать, внедрять что-то новое, в этом коллективе не будет скуки и все у него будет получаться. Наше ДОУ еще только в начале долгой, но интересной дороги.


    Приложение №1

    1


    Формы работы

    Время проведения в режиме дня, возраст детей

    Особенности методики проведения

    Ответственные.

    Технологии сохранения и стимулирования здоровья

    Остеопатическая гимнастика

    После сна в постелях каждый день. Старшая и подготовительная к школе группы.

    Техническая простота применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта.

    Воспитатель

    Фитбол

    Один раз в неделю во второй половине дня. Физкультурный и музыкальный залы, начиная со средней группы

    На специальных мячах.

    Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

    Ритмика

    Один раз в неделю во второй половине дня. Музыкальный зал, начиная со средней группы

    По программе И. Бурениной

    Музыкальный руководитель

    Игровой час (бодрящая гимнастика)

    После сна в группе каждый день. Первая и вторая младшие группы

    Комплекс состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений.

    Воспитатель

    Динамические паузы

    Во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей. начиная со 2-й младшей группы

    Комплексы физкульминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.

    Воспитатели.

    Подвижные и спортивные игры

    Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно.

    Все возрастные группы.

    Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. используются только элементы спортивных игр.

    Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели

    Пальчиковая гимнастика

    С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно

    Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

    Воспитатели, логопеды, психолог

    Дорожки здоровья

    После сна вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста. На физкультурном занятии.

    Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки.

    Воспитатели, инструктор по физической культуре

    Творческий час

    Один раз в неделю, вся группа в первой или второй половине дня, начиная со средней группы.


    Воспитатель

    Гимнастика для глаз

    Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп.

    Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога.

    Воспитатели, логопеды, психолог

    Дыхательная гимнастика

    В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста

    Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.

    Воспитатели, логопеды, психолог, инструктор по физической культуре

    Игровой массаж

    Ежедневно в режимных моментах и на занятиях.

    По методике А. Уманской и К. Динейки

    Воспитатель, музыкальный руководитель

    Антистрессовый и интеллектуальный массаж

    После занятий с высокой интеллектуальной нагрузкой.

    По методике швейцарского детского психолога, профессора Фрица Ауглин.

    Воспитатели, логопеды, психолог

    Лечебные игры

    Ежедневно в режимных моментах, на занятиях.

    Пол методике Галанова

    Воспитатели


    Технологии обучения здоровому образу жизни.

    Физкультурные занятия

    Три раза в неделю в спортивном и музыкальном залах, в группе, на улице, начиная с раннего дошкольного возраста

    Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад.

    Инструктор по физической культуре, воспитатели.

    Утренняя гимнастика

    Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе. Все возрастные группы.

    Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

    Воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель

    Спортивные игры (баскетбол).

    Один раз в неделю в физкультурном зале, начиная со старшего дошкольного возраста. подгруппа

    По программе Э.Й. Адашкявичене, « Баскетбол для дошкольников»

    Инструктор по физической культуре.

    Занятия по здоровому образу жизни.

    Один раз в неделю в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, начиная со второй младшей группы

    Технологии «Уроки здоровья для дошкольников»

    Воспитатель

    Точечный массаж

    Сеансы или в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

    Проводится по специальной методике (по Уманской), показан детям с частыми ОРЗ. Используется наглядность.

    Медсестра.

    Веселые старты

    Один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная со второй младшей группы.

    Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме. Инструктор по физической культуре.

    Инструктор по физической культуре, воспитатели

    ОФП (общая физическая подготовка)

    Один раз в неделю в физкультурном зале, подгруппа одаренных детей. Старший дошкольный возраст

    Сверх программы, упражнения на кольцах, канате, силовые гимнастические упражнения.

    Инструктор по физической культуре.

    Физкультурные досуги и праздники

    Один раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста.

    Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие

    Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.

    СМИ (ситуативные малые игры)

    Два раза в месяц в группе в музыкальном и спортивном залах. Младший дошкольный возраст.

    Ролевая подражательная имитационная игра.

    Воспитатель

    Коррекционные технологии

    ЛФК

    Сеансы по 10-12 занятий, начиная со средней группы по медицинским показателям

    По специальной методике с использованием гимнатики «До-инь» по показаниям отклонений здоровья

    Медсестра ЛФК

    Арт-терапия

    Используется в различных режимных моментах. Со среднего дошкольный возраста

    Оздоравливаие психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО)

    Воспитатель, психолог

    Технология музыкального воздействия

    Внесены в музыкальные занятия и в режимные моменты во второй половине дня в музыкальном зале. Старший дошкольный возраст.

    Используем спокойную классическую музыку (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы.

    Вибрационные упражнения М. Лазарева,

    Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова.

    Музыкальный руководитель, воспитатель

    Сказкотерапия

    Два раза в месяц во второй половине дня в совместной деятельности начиная со среднего дошкольного возраста.

    Использованиеметодики О.А. Шорыгиной «Играем в сказку»

    Воспитатели групп, психолог

    Психогимнастика

    Один раз в месяц, по 10-12 человек в группе в музыкальном и физкультурном залах, начиная со средней группы.

    Проводится по методике Е.А. Алябьевой и Чистяковой.

    Воспитатель, психолог

    Артикуляционная гимнастика

    Два раза в неделю в первой и второй половине дня, в музыкальном и физкультурном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста.

    Цель – фонематическая грамотная речь без движений.

    Логопеды, воспитатели групп

    Оздоровительный массаж с помощью сухого обтирания.

    После сна ежедневно в группе или спальне в постелях, начиная со средней группы


    Воспитатели

    Сенсорная комната

    Два раза в неделю

    Цель – активизирование и развитие мышления ребенка путем стимуляции его органов чувств, мелкой моторики, двигательной активности, благотворно влияющей на психическое и физическое здоровье, как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирование саморегуляции поведения.

    По методике Г.Г. Колос «Сенсорная комната в дошкольном учреждении»

    Психолог



    Приложение № 2

    Антистрессовый массаж

    1. Массаж пальцев рук:

    а) нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева;

    б) массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз.

    2. Массаж запястья круговыми движениями.

    3. Массаж рук. Упражнения «моем руки», растирание ладоней и «погреем щеки».

    4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем лоб, щеки, шею и сбросить.

    5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.

    6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и сбросить.

    7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить.

    8. Массаж головы. Над ушами к верхней чарке, ото лба к верхней чарке.

    9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить.

    10. Массаж ушных раковин, наушники.

    Приложение № 3



    Интеллектуальный массаж

    (Фриц Аугли, швейцарский детский психолог, профессор)

    1. Оттянуть уши вперед – назад, счет до десяти, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми.

    2. Массаж щек круговыми движениями пальцев.

    3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги.

    4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

    5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа.

    6. Движение челюстью слева направо и наоборот.

  • Презентация. Гимнастика для глаз
  • Презентация. Кинезиологические упражнения

  •   Сертификаты:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152