Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Здоровьесбережение
  • Стратегия укрепления здоровья школьников и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе

    Ахтариева Илюза Исмагиловна, директор высшей категории МБОУ «СОШ № 113» Ново-Савиновского района г.Казани,Заслуженный учитель школы РТ,
    Галеева Гульшат Камилевна, учитель английского языка МБОУ «СОШ № 113» Ново-Савиновского района г.Казани, победитель Гранта Правительства РТ

    Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предысторию. Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. При этом несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

    Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:


    • В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.

    • Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.

    • Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.


    Страсбургская конференция 1990 г. решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) одобрила создание так называемых «школ здоровья» для реализации разработанной в середине 1980-х гг. новой, более расширенной, модели здоровьесбережения. В нее вошли служба питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи; проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения и «служба здоровья персонала школы» с привлечением родителей и помощи широкой общественности. За прошедшее время в этом проекте приняло участие более 500 школ из 40 государств и эта сеть непрерывно расширяется. В нее уже вошли многие образовательные учреждения Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Германии , России и других стран.

    В России образовательные учреждения, получившие статус «школы здоровья», работают сегодня в республиках Башкортостан, Татарстан и Карелия, в ряде городов и областей России. Однако, несмотря на большой накопленный опыт, отлаженной универсальной системы осуществления здоровьесбережения, нет единых понятий о здоровьесбережении не только в теории, но и в практической педагогике, до сих пор нет критериев его оценки, как нет и соответствующей Правительственной программы. Так что каждой школе, которая начинает работать в здоровьесберегающем эксперименте, предстоит проделать большую работу от постановки проблемы и выработки собственной концепции до ее реализации. И быть готовой, что надеяться на поддержку извне не придется. Надо изыскивать собственные возможности и ресурсы. Тем более, что отсутствие полноценного гражданского общества, недостаточно высокий уровень личной культуры населения, приоритеты родителей обусловили передачу некоторых функций общества и семьи государству и были им делегированы школе как важнейшему социальному институту.

    Формирование и воспитание личности, способной к адаптации, «выживанию» в новых социальных условиях: жить и действовать в мире природы, возможно лишь при построении такой школы, в которой развитие детей обуславливается сохранением здоровья, формированием у них представления о здоровом образе жизни как о способе жизнедеятельности. Поэтому одной из основных задач нашей школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.

    Школа № 113 относится к разряду общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем внимания к здоровью школьников.

    Более десяти лет школа является базовой площадкой по физическому воспитанию Республики Татарстан, экспериментальной площадкой по апробации программы «Тропинки здоровья» в рамках муниципальной программы «Пятилетка здоровья». Мы являемся дипломантом Республиканского конкурса «Школа-территория здоровья» (2004), победителями республиканских и всероссийских конкурсов, а с 2005 г., участвуя в пилотном проекте Евросоюза, наша школа вошла в Европейскую Сеть «Школ Содействия Здоровью», которая поддерживает Глобальную инициативу Всемирной Организации Здравоохранения (WHO) по содействию здоровью в школах.

    Средством реализации поставленных задач явились созданные авторские комплексные программы «Здоровье» и « Обучение здоровью школьников», разработанные группой педагогов, психологов, врачей нашей школы. Эти программы отмечены дипломом Республиканских конкурсов авторских программ, апробированы и успешно реализуются сегодня. Программы предусматривают комплекс мер, обеспечивающих социальный приоритет здоровья и формирования здорового образа жизни детей, предполагают включение человека в активные занятия физическими упражнениями и спортом, способствуют укреплению здоровья школьников путем создания комплексного подхода к воспитанию на базе профилактических программ.

    Программа «Обучение здоровью школьников» включает основные направления внутренней политики школы. Данная программа реализует такие мероприятия, как работа с родителями, работа с сообществом, обучающие программы, мероприятия внеклассной работы , планы интегрированных уроков.

    Здоровьесберегающая деятельность школы организована по следующим направлениям:

    - применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе,

    - оптимальная организация режима работы школы,

    - образовательная деятельность по формированию навыков здорового образа жизни;

    - профилактика утомляемости школьников; сохранение зрения, опорно-двигательного аппарата и др.;

    - работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;

    - проведение мероприятий по спортивно-оздоровительному направлению воспитательной работы;

    - лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников.

    Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения, что предполагает проведение уроков и внеклассных мероприятий с применением интерактивных методов, таких, как мозговой штурм, упражнения-энергизаторы, групповые дискуссии, ролевые игры, работа в группах кооперативного обучения, развитие навыков эффективного общения. Внедрение в урок динамических пауз, представляющих собой комплексные упражнения для улучшения осанки, для снятия напряжения с глаз, с помощью которых можно предотвратить сколиозы и близорукость.

    Предложенная проектом новая методика работы с детьми, учителями и родителями снимает сразу несколько проблем: перегрузку, гиподинамию, дискомфорт, депрессию. Причем роль учителя при Обучении Здоровью - это роль не наставника, а роль партнера, помощника, советчика, собеседника. Важно помнить: только физически и духовно развивая, можно сформировать личность. Чем ярче и богаче собственный опыт учителя, тем интереснее и доступнее становится он детям. Полученные умения и знания в ходе работы в проекте ЕС положительно сказались на профессиональном и творческом росте всего педагогического коллектива. Появились новые планы, интересные задумки , перспектива дальнейшего развития школьной программы «Здоровье». Запланировано изучить гендерные аспекты здоровья, так как гендерный подход к анализу проблем и охраны здоровья школьников не изучен должным образом, а это направление заслуживает особого внимания в школьный период жизни ребенка.

    В школе накоплен богатейший опыт работы. Вот некоторые примеры планирования интегрированных уроков по предметам:

    ФИО учителя

    Предмет

    Тема урока

    Тема программы Здоровья

    класс

    Денисова Ю.В.

    литература

    Сочинение-рассуждение в публицистическом стиле.


    Н.М.Карамзин «Бедная Лиза».


    М.Горький «Старуха Изергиль».


    Г.-Х. Андерсен «Снежная королева

    Красота и здоровье.


    Любовь и другие чувства в жизни человека.


    Гордость, индивидуализм и любовь к людям.


    Внутренняя красота человека

    7


    9


    7


    5

    Уреева Д.М.

    литература

    Обряды и обрядовый фольклор.


    Сочинение-миниатюра «Риск – благородное дело».


    Сочинение-рассуждение «Я хочу вам рассказать о себе».


    «Теркин - кто же он такой?» (А.Твардовский «Василий Теркин»).

    Продукты питания в различных культурах.


    Поведение в экстремальной ситуации.


    Я расту, я меняюсь.


    Переживание острых негативных эмоций и стрессовых состояний.

    5


    7


    8,9


    11

    Шуварова В.Н.

    литература


    Ж.Верн «Дети капитана Гранта».


    А Фадеев «Разгром». Образ Левинсона.


    Сочинение-рассуждение с использованием числительных.


    Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка». Элементы анализа стихотворения.

    Экстремальные ситуации и жанр приключенческой литературы.


    Агрессия и жестокость.


    «Как сохранить здоровье?»


    Внешняя и внутренняя красота человека.

    5


    11


    6


    9


    Ананьва А.В.


    математика


    Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями


    Повторение


    Сложение чисел с разными знаками


    Нахождение числа по его дроби

    Здоровый образ жизни


    Предупреждение употребления психоактивных средств


    Гигиена питания


    Здоровое питание

    7


    7


    5


    5

    Болонина Л.А


    математика


    Степень с рациональным показателем


    Решение простейших тригонометрич. уравнений


    Производная


    Повторение


    Профилактика инфекционных заболеваний


    Питание и здоровье


    Предупреждение психоактивных веществ.


    Гигиена труда и отдыха

    6


    10


    11


    11

    Трифонова В.А.


    математика


    Решение задач на составление уравнений


    Одночлены и многочлены


    Координатная плоскость


    Повторение

    Знание своего тела


    Гигиена труда и отдыха


    Профилактика инфекц. заболеваний.


    Предупреждение употребления психоактивных веществ

    7


    7


    7


    9

    Васильева Н.Г

    физика


    Электрический ток


    Органы чувств как источник информации об окружающем мире


    Электризация тел при соприкосновении заряженных частиц


    Отражение света. Законы отражения

    Правильное обращение с током


    Знание своего тела


    Предупреждение применения свойств электризации тел


    Безопасное движение на дорогах

    8


    10


    10


    8


    Замалетдинова

    А.М

    химия


    Применение и

    получение спиртов


    Применение неорганических веществ

    Предупреждение употребления психоактивных веществ


    Питание и здоровье

    9


    9

    Никитина В.А

    биология


    Значение двигательной функции для сохранения здоровья


    Строение пищеварительной системы


    Строение сердечно- сосудистой системы

    Профилактика опорно- двигательной системы


    Профилактика пищеварительной системы


    Профилактика сердечно-сосудистой системы

    8


    8


    8

    Туруновская Э.А.

    ОБЖ

    Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий

    Системы оказания специализированной помощи, оказание первой помощи пострадавшим

    6, 7, 8

    Аварии с выбросом сильно действующих ядовитых веществ ( экологические проблемы)

    Загрязнение окружающей среды

    8

    Меры по защите от наводнений

    Предупреждение несчастных случаев

    7

    Глобальные проблемы человечества

    Информация о возможностях, предлагаемых обществом

    7, 8

    Биосфера и человек

    Значение чистых воздуха и воды.Удаление отходов.

    8

    Гатиатуллина Л.К.


    Чтение


    Осознание и признание себя.

    Как демонстрировать уважение к другим.

    Народные сказители. Былины.

    Начальная школа

    4 класс

    Чтение

    Отношения между ровесниками.

    Ответственность за своё поведение.

    В.Астафьев «Зачем я убил коростеля».

    Природоведение

    Знание своего тела и забота о нём. Главные органы тела.

    Строение тела человека.

    ОБЖ

    Мир труда. Стремление к независимости.

    Формирование личного мнения и умения отказывать.

    Интегрированные уроки по здоровью включены во все предметы учебного плана.

    Одной из составляющих здорового образа жизни является двигательная деятельность, которая при определенных условиях может способствовать повышению умственной и физической работоспособности, правильному физическому развитию, улучшению дисциплины и качества образования.

    Для учащихся 1-2 классов в зеркальном зале организованы динамические паузы, введен час хореографии. Ритмические движения под музыку представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки, аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывающие согласованную реакцию всего организма.

    Для детей, которые имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья по медицинским показаниям, в школе организованы специальные медицинские группы.

    Комплекс нестандартного оборудования для занятий физической культурой в спортивном зале решает главную задачу – хорошую физическую подготовку учащихся, начиная с раннего возраста, как на уроках физического воспитания, так и в спортивно-массовой оздоровительной работе. А также обеспечивает занятость учеников во внеурочное время; организацию дополнительных секционных занятий по избранным видам спорта. Уникальный спортивный зал и методический кабинет физической культуры, оборудованный Заслуженным учителем физической культуры РФ Рыжовым А.В., создают условия для достижения учащимися высоких результатов в спорте. Наши ребята на протяжении многих лет являются победителями и призерами районных, городских, республиканских соревнований, олимпиад, конкурсов, комплексных спартакиад.

    В школе активно работает медико-психологическая служба, деятельность которой организуется в разных аспектах:

    - диагностическая работа;

    - коррекционно-развивающая работа;

    - консультативно-просветительская работа.

    Систематически в нашей школе врачи детской поликлиники №9 проводят беседы по профилактике заболеваний, медицинский осмотр учащихся, что способствует своевременному выявлению различных заболеваний.

    Говоря о лечебно-профилактических мероприятиях по укреплению здоровья школьников, хотелось бы остановиться на мероприятиях, направленных на профилактику гриппа, ОРВИ и заболеваний дыхательных путей. Прежде всего, мы проводим ежедневный мониторинг и диагностику состояния здоровья учащихся, строгий контроль, отсев заболевших детей и сотрудников от занятий, отмену массовых мероприятий и комплекс сезонных профилактических мероприятий, включающих проведение неспецифической и специфической профилактики гриппа, ОРВИ.

    В рамках неспецифической профилактики особое внимание уделяется санитарно - гигиеническому состоянию школы. Ежедневно проводится влажная уборка всех помещений школы чистящими, дезинфицирующими средствами. Контролируется постоянное наличие туалетной бумаги, мыла. В каникулярное время обязательна генеральная уборка с моющими средствами мест общего пользования, классов, рекреаций и других помещений. Тем самым осуществляется максимально возможное для охраны здоровья детей поддержание санитарно-гигиенического состояния школы на высоком уровне. Одновременно проводится наблюдение за состоянием экологического комфорта в классах (поддержание температурного режима, проветривание помещений и рекреаций). Необходимым элементом здоровьесбережения является обучение личной гигиене ребенка, организация питьевого режима. Для решения этой проблемы в школе в каждом кабинете установлены куллиры с горячей и холодной водой.

    Важным моментом здоровьесбережения является хорошее питание организованное с учетом всех диетологических и физиологических потребностей детей и подростков. В рационе питания наших учащихся неукоснительно соблюдается дифференцированный подход к энергетической ценности и содержанию белков, жиров, углеводов в зависимости от возраста, введена дополнительная витаминизация питания. Для того чтобы учащиеся школы могли удовлетворить свои потребности в дополнительном питании, в школе работает буфет, в основной ассортимент которого обязательно входят соки, минеральная вода без газа, фрукты.

    Как показывают результаты, правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима приводит к снижению количества детей, перенесших инфекционные заболевания в период эпидемии гриппа, поэтому школа в течение ряда лет не закрывается на карантин.

    Организация интегрированного обучения и эффективная профилактическая работа способствуют повышению уровня здоровья учащихся, уменьшению острой и хронической заболеваемости. Школьники меньше пропускают учебные занятия по болезни, повышается уровень их работоспособности и успешность в обучении.

    Таким образом, научить школьников ответственно относиться к своему здоровью, помочь избавиться от вредных привычек, научить распределять физические нагрузки, соблюдать правила личной гигиены, правильно питаться, также дать правильное представление о нравственных, психологических, сексуальных отношениях между людьми, научить умению владеть собой, приемам самозащиты, самоконтроля в экстремальных ситуациях и ситуациях криминогенного характера – это и есть главная цель выстроенной системы оздоровительной работы в нашей школе.


    Список литературы:

    1. Дыхан, Л. Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе / Л. Б. Дыхан. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 412 с. - (Библиотека учителя). - Прилож.: С. 281-408. - Библиогр.: С. 409-411. - ISBN 978-5-222-15776-3.

    2. Жуйков, Е. Школьник за компьютером: Здоровьесберегающие технологии / Е. Жуйков, Л. Леонова. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с. - (Библиотечка "Первого сентября", серия "Здоровье детей"). - ISBN 978-5-9667-0567-1.

    3. Заикина, Е. Быть здоровым не просто: Формирование культуры здоровья у старшеклассников / Е. Заикина. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с. - (Библиотечка "Первого сентября", серия "Здоровье детей"). - ISBN 978-5-9667-0567-1.

    4. Здоровье и гигиена: нормативные правовые документы. Вып. 2. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с. - (Правовая библиотека образования). - ISBN 5-89144-455-0.

    5. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С. А. Цацыбин. - Волгоград: Учитель, 2009. - 172 с. - Прилож.: С. 154-171. - ISBN 978-5-7057-1716-3.

    6. Здоровьесберагающие технологии в образовательном процессе: учебное пособие / под ред. Н. М. Савостина, С. А. Пронкиной. - Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2010. - 76 с. - (Методические рекомендации - 2010). - Прилож.: С. 46-73. - ISBN 9785905078033. . Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996.

    7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

    8. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.

    9. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/


      Сертификаты:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152