Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Электронное образование
  • Информационные, коммуникационные, интерактивные технологии как уникальный инструмент создания новой образовательной среды

    Хайруллина Эсмеральда Васильевна, учитель химии высшей кв. категории МБОУ «СОШ № 9» Ново-Савиновского района г.Казани

    В любом процессе обучения можно выделить три фундаментальные взаимодействующие компоненты: тот, кто учит – Учитель, тот, кого учат – Ученик и то, чему учат. То, как учат, конечно, важно, но является величиной уже второго порядка. Идёт поиск иных форм взаимодействия Учителя и Ученика в соврешенно иных условиях, главным из которых является наличие новой образовательной среды. Сегодня не вызывает возражений утверждение, что знание необходимо рассматривать как процесс, а не только как результат («процесс всё, результат ничто»). Встаёт острая проблема поиска механизма перехода от репродукивного, ориентированного на запоминание, типа обучения к продуктивному, эвристическому, развивающему. Процесс обучения должен быть не «повторением пройденного», а решением исследовательской проблемы, реализацией собственного проекта с освоением всех необходимых знаний из всех необходимых дисциплин (от проекта к дисциплинам, а не от дисциплин к проекту). Думается, что в разрабатываемых сегодня учебно-образовательных комплексах нового поколения этот подход должен выполняться за счёт:

    · возможностей реализации большого набора сценариев по каждой рассматриваемой теме;

    · достаточной информационной поддержки для широкой импровизации (как со стороны учителя, так и со стороны учащихся) в ходе учебного процесса;

    · широкого использования в сетевом варианте комплексов мировых информационных ресурсов;

    · большей степени интерактивности;

    · новых форм коммуникации на базе социальных сервисов Web.


    Разумеется, роль, и ответственность всех участников педагогического процесса только возрастает. Наличие новой образовательной среды представляет несопоставимо большие возможности для творческого обучения, чем традиционные формы информационного обеспечения. В определённой мере можно говорить, что к началу XXI века заканчивается этап знакомства с информационными, коммуникационными технологиями, создания современной информационной инфраструктуры, выпуска принципиально новых мультимедийных учебных продуктов.

    Наличие компьютеров и доступа к Интернету недостаточно для оценки дальнейших преспектив интерактивных компьютерных технологий в образовании. Для осмысления перспектив интерактивных компьютерных технологий в образовании придётся вернуться к определению понятия «учебный процесс». С помощью интерактивных компьютерных технологий создаётся новый учебный процесс, с другой целевой ориентацией, иными ролевыми функциями участников, иной средой обучения. В контексте обсуждаемой проблемы «ИКТ и образование» несколько меняется понимание теории (от «теории – что» к «теории – как»). Системообразующими элементами «теории – как» являются два фактора:

    1. качество обучения (образования) – показатель степени соответствия получаемых результатов заявленным целям обучения. Естественно, необходимо предварительно чётко определить эти цели (в том числе цели того, кто учится, и того, кто учит) и привести их в систему. Такой системой может быть модель выпускника.

    2. технология обучения как способ обеспечения требуемого качества обучения на всех его этапах и во всех его формах.

    Выбор технологии достижения цели обучения – совместная работа всех участников учебного процесса. Выявление (тестирование) психофизических особенностей обучаемого находится в сфере ответственности системы образования, которая должна работать с ним индивидуально через предметное содержание обучения, обучающие программы, ведение индивидуального дневника (образовательного паспорта, зачётной книжки) обучаемого.


    Возникает очень серьёзная проблема разработки перспективной концепции обучения, учитывающей изменения идеала образованности, целей и методов обучения. Концепции, которая органично «поставила» бы в центр обучения (на всех уровнях образования) самого обучаемого, его мотивы, его психологический склад, психофизические возможности, преломляя весь учебный процесс через призму его личности; таким образом, обучаемый становится не объектом воздействия, а субъектом познавательной деятельности. И всё это необходимо реализовывать в конкретном учебном процессе, в котором индивидуально-психологические и физические особенности обучения учитывались бы в содержании, форме и средствах учебных занятий. Это возможно осуществить лишь путём значительного роста технологичности учебного процесса. При этом должен вестись постоянный мониторинг психического и физического состояния обучаемого, даваться оценка (самооценка) полноты и эффективности решения задач обучения.

    Вследствие включения интерактивных компьютерных технологий в учебный процесс радикально изменяется образовательная среда. В «докомпьютерную» эпоху условия и средства учебного процесса существовали рядом с учеником и учителем, а сейчас с интерактивными компьютерными технологиями и ученик, и учитель оказывается интегрированными в среду и вне её теряет смысл. «Учитель» претерпевает радикальные трансформации. Изменение его функции: от источника знания к навигатору эффективной работы со знанием. В связи с этим появился новый термин, подчёркивающий большое значение этой функции преподавателя - тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться. «Учитель» становится коллективным, его мотивация и способность установить в учебном коллективе атмосферу «работы в команде».

    «Коллективный учитель» - это:

    · специалист предметник;

    · специалист по разработке курсов (дизайнер);

    · консультант по методам обучения (facilitator);

    · специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов (тьютор);

    · специалист по методам контроля за результатами обучения (инвигилатор);

    · программист-технолог, создатель образовательных мультимедийных продуктов и сред;

    · администраторы и координаторы учебных центров и площадок.

    На эту «коллективность» накладывается ещё и «виртуальность» - «учитель» сублимируется в программе. При этом учебный процесс не ограничивается ни временем, ни пространством. Хотя совершенно очевидно, что и медицинские, и психологические факторы должны быть учтены в конечном продукте деятельности команды.

    В системе образования давно используются интерактивные компьютерные технологии. Однако в последние полтора-два года отношение к интерактивным технологиям радикально изменилось, они переместились в центр обсуждения научных, учебных и даже организационно-экономических проблем. В процессе обоснования и экспериментальной обработки новой образовательной технологии, построенной на широком использовании интерактивных устройств, самой серьёзной проблемой оказывается проблема создания и использования специализированных мультимедийных обучающих систем.

    Следует отметить, что ни базы данных, ни тем более версии «электронных учебников» новой технологии образования, новой информационной среды не создают, но существенно расширяют возможности учебного процесса.

    Компьютерная мультимедийная интерактивная система должна обеспечить:

    · широкие возможности выбора преподавателем как общей концепции курса, так и сценария каждого занятия и каждой темы, при этом за счёт организации представления разнообразных по форме и содержанию материалов, учебное время используется несравненно более эффективно, усиливается творческая роль учителя;

    · достаточно широкие возможности выбора учащимся наиболее удобного для них темпа восприятия и фиксации материалов; возможности сопоставления и аргументации альтернативных визуализированных концепций и положений (в том числе и в режиме самостоятельной работы с системой);

    · широкие возможности реализации «педагоги сотрудничества», когда на базе одинаково доступной информационной системы возникает творческий диалог учащегося и учителя.

    Опыт по созданию новой информационной среды с использованием интерактивных технологий позволяет говорить о том, что мы имеем дело не с простым улучшением учебного процесса, а с явлением, затрагивающим фундаментальные основы образования.

    Одной из важнейших является проблема, связанная с необходимостью переосмысления места и значения Текста и Слова, образа и визуального ряда в знании и образовании. Компьютерный текст, а тем более визуализированный на интеарктивной доске, - это не только другой носитель, это другой текст, а возможно, и совсем не Текст. Сплошной текстовый материал не для монитора и доски, поэтому его приходится специально «резать», структурировать, насыщать графикой, картинками. Только самостоятельный труд над текстом способен создать и поддержать «школу».

    Одной из задач учителя является пробуждение интереса учащихся к предмету и поддержание этого интереса на протяжении всего курса изучения. Если несколько лет назад интерес к предмету химия прививался через проведение демонстрационных и практических работ, то сейчас с помощью интерактивной доски можно смоделировать химические процессы, провести виртуальный опыт. На уроках химии я работаю с интерактивной доской SMART Board (сенсорный экран соединен с компьютером, проектор выводит на экран изображение с монитора, на экране с помощью пальцев производится управление инструментами SMART Notebook).

    Коллекция Notebook: облегчает работу учителя при создании наглядных пособий, помогает организации фронтального контроля, позволяет многократно демонстрировать видеозаписи химических опытов.

    Подсветка и затемнение экрана: акцентирует внимание учащихся при объяснении нового материала, удачно используется в контроле знаний.

    Средства записи и копирования позволяют: создать преемственность и непрерывность подачи материала от урока к уроку, создавать дидактические материалы и конспекты уроков для самостоятельной работы учащихся, записывать ход урока и решение задач для последующего анализа и использования, динамично и наглядно продемонстрировать аналогии и противоположности свойств и качеств химических элементов и веществ.

    Перемещение объектов по доске вручную позволяет: конструировать молекулы, рассматривать их со всех сторон, моделировать химические превращения, расставлять коэффициенты химических уравнений.

    Инструменты Notebook делают урок наглядными, яркими, запоминающимися. Технологии SMART Board меняют подход к учению, создают новые возможности и для учителя, и для ученика: это развитие воображения, творческих способностей ребёнка, это возможность организовать коллективную и групповую работу, используя приёмы проблемного обучения, это возможность работать эстетично и интересно, изучать такой сложный предмет, как химия.

    Опыт внедрения информационных технологий в учебный процесс был представлен мною на разных уровнях в виде презентаций, разработок уроков по химии, На уроках расширяю методическую базу урока за счёт использования преимуществ интерактивных досок: показываю слайды в режиме их дополнения, изменения, черчу схемы с последующей их модификацией, проецируются пометки, редактируются тексты, исправляются формулы, демонстрируются опыты, моделируются химические процессы, привлекаются коллекции доски, её хрестоматия, видеоряды и т.д. Всё это позволяет учащимся работать в интерактивном режиме, развивает интерес к естественно-научным процессам.

    Интерактивные доски превращают статичное изображение в динамичное, в результате урок приобретает новое качество, естественным образом переплетаясь с игрой, конструированием. Значение таких изменений трудно переоценить.

    Таким образом, новая информационная интерактивная среда представляется не столько средством деятельности субъекта знания, сколько формой и содержанием этой деятельности.

  • Презентация.

  •   Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152