Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Электронное образование
  • Методические особенности использования ИКТ на уроках биологии

    Зарипова Гулюся Гирфанутдиновна, учитель биологии МБОУ СОШ №166 Советского района г.Казани

    Применение ИКТ на уроках является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Внедряя информационные технологии в преподавание предмета биология, реализуются следующие цели и задачи:

    1.Развитие личности учащегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

    -развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

    -развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

    -формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

    2.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

    -подготовка учащихся средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

    3.Мотивация учебно-воспитательного процесса:

    - повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

    -выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

    В изучении школьного курса биологии выделяются несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

    - наглядное представление объектов и явлений микромира;

    -изучение биохимических процессов;

    -изучение природных процессов и явлений

    -моделирование биологического эксперимента;

    -система тестового контроля

    -подготовка к ЕГЭ.

    Широкое использование анимации, биологического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Спектр использования компьютера на уроке широк и разнообразен.

    При подготовке и проведении уроков биологии на различных ступенях обучения возможно использование следующих форм ИКТ:

    1.Готовые электронные продукты, которые позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

    2.Мультимедийные презентации, использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

    3.Ресурсы сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.

    Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

    -целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

    -видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

    Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышают мотивацию учения.

    Такая работа может осуществляться на разных этапах урока

    - как способ создания проблемной ситуации,

    - как способ объяснения нового материала,

    -как форма закрепления изученного,

    - как форма проверки домашнего задания,

    - как способ проверки знаний в процессе урока.

    Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

    - способствует повышению познавательного интереса к предмету;

    - содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

    - позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

    - формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

    - способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

    ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него.

    Повышения мотивации к изучению предмета биологии можно реализовать продолжая работать над следующими проблемами:

    -Развивать навыки применения компьютерных технологий в работе в условиях модернизации современной школы.

    -Расширять арсенал форм, методов, приёмов работы на уроках биологии.

    -Повышать уровень познавательной мотивации к урокам биологии, а значит, повышать качество знаний.

    -Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.

    - Работать с электронными версиями мультимедиа учебников.

    -Работать над проектами, выполняя их как слайд - презентации с использованием программ Power Point, Excel и др.

    Такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности. Переход к ИКТ создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.

    Литература

    1. Масленникова А.В. Бессонова И.П. «Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях» Центр “Школьная книга”, 2003.

    2. Якиманская И.С. «Технология личностно ориентированного образования» - М. 2000.

    3.www.rusmedserver.ru/med/pedagog/28.html • 33 КБ Мотивация учебной деятельности и её формирование

    4.www.ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm• 37КБ Мотивация учебной деятельности средствами ИКТ.

      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152