Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Стандарты нового поколения
  • Методическое сопровождение обеспечения преемственности обучения при переходе на ФГОС основного общего образования

    Дроздикова Людмила Николаевна, директор МБОУ «СОШ № 135» г. Казани, к.п.н.

    Опыт апробации ФГОС начального общего образования в МБОУ «СОШ № 135» г. Казани показал, что без целенаправленного, системного, комплексного научно-методического сопровождения процесса введения ФГОС невозможно обеспечить выход системы образования на новый качественный уровень её развития и функционирования, избежать рисков формализации сложного и многопланового процесса введения ФГОС общего образования и сделать новый стандарт эффективным инструментом модернизации.

    Задача любого коллектива, начавшего в этом году внедрение ФГОС ООО в 5-х классах, - обеспечить методическое сопровождение преемственности обучения.

    Так как в основе ФГОС лежат принципы единства преемственности и инновационности, ключевое слово в названии темы моей статьи – «преемственность».

    Но в связи с этим напрашивается другое слово «парадокс» (парадокс - противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений).

    Сразу можно получить справедливое замечание: о какой преемственности может идти речь, если мы, минуя стандарты начального образования, сразу переходим на ФГОС основного общего образования.

    Вот и давайте разберемся в создавшейся парадоксальной ситуации и ответим на вопрос: имеем ли право говорить о преемственности.

    Обратимся к педагогической науке, а в частности к дидактике. Преемственность – это дидактический принцип обучения, где обеспечивается связь в познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

    Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

    1. Остановимся на содержании образования. Данному вопросу администрация школы, методический совет и руководители методических объединений придают большое значение. И поэтому при составлении и обсуждении рабочих программ требуют от учителя обеспечения условий. при которых сохраняется качество и углубление содержания в период перехода от одной ступени обучения к другой.

    Преемственность – это и психологическая категория, поэтому традиционно конструирование содержания и выбор приемов деятельности требуют учета следующих трех аспектов:

    - логико-содержательного;

    - логико-психологического;

    - ценностно-смыслового.

    Указанные три аспекта в зависимости от стоящих перед обучением целей и задач претерпевают некоторые изменения. С изменением целей обучения принцип преемственности сохраняется, но это не означает, что остается неизменным его содержание. Сегодня преемственность рассматривается «не только как усложнение содержания и увеличения объема передачи эффективных способов деятельности».

    Педагоги школы хорошо понимают, что требованием времени является тот факт, что современное образование призвано обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию. Это, значит, «учить детей так, чтобы даже самые глубокие изменения в окружающем мире не смогли поставить их в тупик. Ориентировать ребенка на возможное обучение, в создании которого ему так или иначе придется участвовать,

    Эти линии достаточно наглядно реализуются в системе "Школа 2100".

    В основу стандартов второго поколения, как и в образовательной системе «Школа 2100», положена деятельностная парадигма образования, которая выдвигает в качестве в качестве цели образования «развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности».

    Одной из важнейших содержательно - целевых линий развития следует считать формирование учебно - познавательной деятельности ребенка на основе освоения способов деятельности.

    Поэтому работа Методического совета школы направлена на формирование компетентности учителей в организации познавательной деятельности школьников.

    Использование образовательной системы «Школа 2100», преемственность в УМК позволяют обеспечить выполнение выше перечисленных требований.

    Обязательное условие разработки рабочих программ – новое содержание образования. А именно:

    - новое содержание литературного образования приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, позволяет развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой коммуникации учащихся.

    - отличительной особенностью новых программ по русскому языку является более успешная реализация принципов развития речи, коммуникативной функции языка, практической направленности обучения. Новым направлением в развитии содержания русского языка является обучение искусства речи, умение общаться с собеседником, умение убеждать словом, отстаивать свою точку зрения.

    - новое содержание областей естествознания и обществознания ориентировано на раскрытие неразрывной связи человека с окружающей средой и обществом, на формирование у школьников целостной картины мира.

    - изменение содержания, принципа преемственности требует иных подходов к построению школьного курса математики. Современное содержание математического образования направлено, главным образом, на интеллектуальное развитие школьников, формирование культуры и самостоятельности их мышления.

    Поскольку проект стандарта предполагает изучение математических знаний на всех трех ступенях обучения, математические знания, полученные в начальной школе, должны «вплетаться» в существующие системы основной школы.

    Теоретические знания объективно сложнее эмпирических, поэтому для учащихся начальных классов наиболее доступными будут именно эмпирические знания, а в 5 классе необходимо оптимально сочетать их с теоретическими. Следовательно, на этой ступени обучения математическим знаниям должны быть заложены элементы математической культуры.

    Соотношение доли эмпирических знаний относительно доли теоретических в содержании начального и основного обучения – одна из ключевых проблем преемственности между начальной и основной ступенями обучения.

    Такой подход к построению содержания в начальной и в основной школе согласуется с целями образования в общей школе и предусматривает гуманизацию и усиление практической направленности обучения, что, в свою очередь, способствует обеспечению преемственности.

    В связи с этим, работа Методического Совета школы направлена на обеспечение именно этих требований. А мы можем, в свою очередь, уже отметить, что требования, предъявляемые к содержанию и к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования, соответствуют требованиям к обеспечению преемственности обучения.

    2. Хотелось бы отметить еще одно направление нашей деятельности. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. Именно поэтому сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников УУД, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

    Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

    Таким образом, главная цель – научить школьника учиться.

    Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.

    С целью методического сопровождения обеспечения преемственности обучения нами адаптированы «Программа формирования УУД», «Технологии развития УУД», «Планируемые результаты формирования УУД». Разработана «Модель формирования универсальных учебных действий учащихся в МБОУ «СОШ № 135»

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. И более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

    ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

    На начальной ступени школьного обучения педагоги начальных классов под руководством Методического совета школы работали над проблемой «Создание педагогических условий для развития ключевых (ценностно- смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, информационно-технологических, социально-трудовых) компетенций учащихся на основе внедрения новых образовательных технологий.

    И с этих позиций педагоги школы обеспечивали познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формировали основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Поэтому, не нарушая принципа преемственности, педагоги, работающие в основной школе, направляют свою деятельность на обеспечение личностного самоопределения учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

    Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период педагоги придают коммуникативным учебным действиям. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» трансформируется педагогами - предметниками в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».

    Если под метапредметными результатами в начальной школе мы подразумеваем освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене мы добавляем способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.

    А это значит, что мы и в этом направлении осуществляем и обеспечиваем преемственность приоритетной цели школьного образования, её развитие.

    3. ФГОС также предусматривает преемственность требований к результатам обучающихся начального и основного общего образования. Рассмотрим их. Требования, которые предъявлялись к ключевым компетенциям выпускников начальной школы, вполне соотносятся с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно: ценностно-смысловые, общекультурные, социально-трудовые компетенции с личностными, учебно-познавательные с предметными, информационно-технологические и коммуникативные - с метапредметными.

    Таким образом, и это условие преемственности обучения учащихся 5 классов в соответствии с ФГОС основного общего образования нами выполняется.

    Проблемы, которые появляются в ходе внедрения ФГОС ООО, связаны с проведением диагностики уровня сформированности УУД.

    Для проведения мониторинга нами определены уровни сформированности УУД, разработана карта уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД). Проведена диагностика начального уровня сформированности УУД обучающихся 5-х классов. Наша задача в настоящее время обеспечить пролонгированную диагностику, технологичность в измерении, репрезентативность, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении используемых критериев при работе с учащимися основной школы.

    Такой подход к внедрению ФГОС основного общего образования, на наш взгляд, согласуется с целями современного обучения, задачами, которые решает модернизация образования, и, следовательно, способствует обеспечению качества образования.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152