Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Стандарты нового поколения
  • Оценка формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста

    Петрова Ирина Вадимовна, учитель начальных классов высшей кв. категории, МБОУ «Гимназия №9» г. Казани, аспирант Казанского (Приволжского) федерального университета

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет образовательный результат как совокупность предметных, метапредметных, личностных результатов и предполагает комплексный подход к их оценке, позволяющий контролировать достижения обучающихся во всех трёх направлениях. Значит, при всей значимости контроля и оценки предметных знаний, умений и навыков другие объекты контроля (метапредметные результаты) должны присутствовать в этой системе на равных позициях. Все это требует определённых изменений в контрольно-оценочной деятельности педагога. Становится актуальной разработка новых методов и форм текущего, итогового контроля и оценивания, которые педагог может использовать для постоянного мониторинга успешности обучения своих учеников, овладения ими как предметными знаниями, умениями, навыками, так и универсальными учебными действиями (УУД) как основы умения учиться.

    Существуют разные формы контроля. Например, одной из форм контроля являются проверочные, контрольные работы по предметам. Мы не можем от них отказаться, так как они показывают, как учащимися усвоена та или иная тема. Оценивая по таксономии Б. С. Блума [2], характер заданий, применяемых в традиционных проверочных, контрольных работах, мы пришли к выводу о том, что задания направлены в основном на воспроизведение и понимание материала и позволяют оценить, чаще всего, только предметные результаты. В современных требованиях ФГОС НОО оценивания результатов обучения идёт установка на когнитивный уровень, на уровень анализа и синтеза, на оценку личностных, предметных и метапредметных результатов. Следовательно, разработка контрольно-измерительных материалов, критериев овладения младшими школьниками метапредметными универсальными учебными действиями становится необходимостью.

    На сегодняшний день разработаны итоговые комплексные работы с 1-4 класс. Так, например, в комплект О.Б Логиновой, С.Г. Яковлевой «Мои достижения. Итоговые комплексные работы» (1-4классы) входят 4 варианта итоговой работы для учащихся и методические рекомендации для учителя. Работа строится на основе текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умения работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения [1, с.5]. Также измерительные материалы для итоговой оценки представлены в книге М.Ю. Демидовой, С.В. Иванова, О.А. Карабановой «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе». Эти работы являются большим подспорьем для учителя, так как они дают возможность проследить динамику формирования ряда предметных и метапредметных результатов. Однако чтобы иметь более подробную картину формирования именно метапредметных результатов у учащихся, педагогу можно порекомендовать, чаще проводить комплексные работы (в конце четверти, полугодия), также давать диагностические задания для оценки уровня сформированности отдельных универсальных учебных действий. Значит, педагогу необходимы контрольно-измерительные материалы, которые позволили более точно отслеживать динамику формирования метапредметных результатов.

    Мы разработали и апробировали контрольно-измерительные материалы для 1-4 классов, позволяющие контролировать и оценивать предметные и метапредметные результаты обучающихся.

    Приведем пример комплексной диагностической работы для 3 класса, направленной на оценку познавательных универсальных учебных действий.

    Комплексная работа для 3 класса

    1. Прочитай текст.

    Кто такой ленивец?

    Когда мы называем человека ленивцем, мы подразумеваем, что он ленив и медлителен. Этим он напоминает животного с таким же названием, спящего по 18 часов в сутки.

    Ленивцы – животные странного вида, обитающие в Центральной и Южной Америке. Они живут на деревьях, и их не замечали никогда там, где нет лесов. Ленивцы – млекопитающие. Они имеют сходство с муравьедом, броненосцем.

    Существует два вида ленивцев: двупалые и трёхпалые. Трёхпалые имеют по три пальца на каждой лапе. Двупалые – два пальца на передних лапах и три на задних.

    Они пользуются лапами и пальцами, чтобы удерживаться на ветках вниз спиной, верх ногами. Ночью они перемещаются по веткам в поисках листьев и веточек, которыми питаются. Ленивцы спят на деревьях, на верхней стороне сильных веток. Иногда они сползают на землю, отыскивают реку или озеро, без страха ныряют туда и легко плавают.

    У ленивца очень слабые умственные способности, потому что мозг очень мал. Температура тела самая низкая среди млекопитающих. Мех ленивца серый и лохматый. Иногда в мехе разрастается водоросль, и он приобретает зеленоватый оттенок. Но это помогает ленивцу, потому что зелёный цвет делает его совершенно незаметным для орлов, ягуаров и других хищных животных.

    (А. Ликум «Всё обо всём»)

    1. Прочитай текст ещё раз. Укажи ип текста:

    а) художественный

    б) научно-популярный

    2. Укажи книги, в которых ты, скорее всего, найдёшь дополнительную информацию о ленивцах:

    а) орфографический словарь

    б) энциклопедия «Животный мир»

    в) учебник «Технология»

    г) справочник «В мире животных»

    Обоснуй свой ответ.___________________________________

    3. Укажи , где живут ленивцы:

    а) в степях

    б) в лесах

    в) в пустынях

    Запиши, почему для них характерно именно это место жительства.

    __________________________________________

    4.Прочитай предложение из текста.

    Ленивцы спят на деревьях, на верхней стороне сильных веток.

    а) Укажи над каждым словом, какой частью речи оно является.

    б) Найди и выпиши из предложения слова с безударной гласной в корне. Запиши рядом в скобках проверочные слова.

    _________________________________________

    5. Используя данные текста, составь цепь питания.

    6. Запиши, что помогает ленивцу укрываться от хищников.

    _________________________________________

    Приведи примеры других животных, которые также благодаря этому свойству чаще всего спасаются от хищников.

    ___________________________________________7.Прочитай предложение из текста.

    У ленивца очень слабые умственные способности, потому что мозг очень мал.

    Определи причину и следствие в этом предложении.

    Причина_______________ следствие_________________

    ___________________________________

    8.Рассмотри диаграммы. Укажи , на какой из диаграмм показано правильное соотношение сна и бодрствования ленивца. Подпиши элементы (количество часов, которые приходятся на сон и время вне сна) на этой диаграмме.¹

    Пользуясь данными текста и диаграммой, запиши решение и ответ на вопросы задач.

    а) На сколько часов ленивец спит дольше, чем бодрствует?____________________

    б) Во сколько раз сон у ленивца дольше, чем время, проведённое вне сна?_____________________


    9. Запиши решение задачи удобным тебе способом.

    Двупалые и трёхпалые ленивцы перемещались по веткам деревьев в поисках пищи. За ветки цеплялись 56 пальцев. Сколько всего ленивцев перемещались по деревьям?

    ___________________

    10. Пользуясь фотографиями, сравни внешний вид ленивца, муравьеда, броненосца. Запиши по два сходства и различия ленивца с этими животными.

    Животное

    Сходство

    Различие

    Ленивец




    Муравьед


    Броненосец




    11.Составь свой вопрос или задание по данному тексту.

    ________________________________________________________

    12. Составь портрет человека – ленивца.

    _________________________________________________________

    ¹ в сутках 24 часа.


    Первые шесть заданий работы - это задания базового уровня, направленные на понимание и воспроизведение материала. Так задания №1, 4, 5 направлены на оценку предметных результатов. Задание №1(литературное чтение) проверяет умение: выявлять специфику различных видов текстов; задание №4 (русский язык) – умения: определять части речи, находить слова с определённой орфограммой и подбирать к ним проверочные слова; задание №5 (окружающий мир) – умение: составлять с опорой на данные в тексте цепь питания. Задания под №2, 3, 6 проверяют метапредметные результаты: умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи (№2); умение находить нужную информацию в явном виде, выделять существенную информацию из текста (№3, 6).

    Следующие четыре задания – повышенной сложности. В них установка на когнитивный уровень, на уровень анализа и синтеза. Так, объектом оценки задания №7 является умение устанавливать причинно-следственные отношения, объектом оценки задания №8 - умения соотносить текстовую информацию с диаграммой, представлять информацию в виде диаграммы, извлекать необходимую информацию из диаграммы для решения задачи. Задание №9 направлено на проверку умения отбирать текстовую информацию для решения задачи, умения анализировать, устанавливать зависимость между условием и вопросом задачи, находить разные способы решения, задание №10 – на умения находить сходства и различия объектов, представлять информацию в таблице.

    Задания №11, 12 носят творческий характер. Они проверяют умение создавать небольшие собственные тексты, задания по предложенной теме, (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной речи).

    К работе прилагается инструкция по проверке и оценке ответов учащихся. Задания, направленные на оценку предметных результатов, оцениваются следующим образом: с выбором ответа - один балл, задания с кратким или развёрнутым ответом - два балла. Задания, направленные на оценку познавательных УУД оцениваются по критериям (таблица №1), которые помогают установить, на каком уровне сформированы эти УУД. Рассмотрим некоторые из них.

    Таблица №1

    Уровни

    Показатели

    Нулевой

    Низкий

    Ниже среднего

    Средний

    Выше среднего

    Высокий

    Общеучебные универсальные действия

    Работа с информацией

    Умение находить нужную информацию в явном виде.

    Не понимает смысл задания, не приступает к его выполнению.

    Не умеет находить нужную информацию в тексте.

    Задание выполняет неверно.

    Частично находит нужную информацию в тексте, допускает ошибки.


    Находит нужную информацию в тексте. Ответ даёт верный, но неполный (есть недостающая информация).

    Задаёт уточняющий вопрос.

    Находит почти всю нужную информацию в тексте, допускает небольшую неточность при ответе или задаёт уточняющий вопрос.

    Работает полностью самостоятельно, верно находит всю нужную информацию в тексте.

    Умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.

    Не понимает смысл задания, не приступает к его выполнению.

    Не умеет отбирать источники информации.

    Задание выполняет неверно.

    Частично отбирает источники информации, допускает ошибки.

    Верно отбирает источники информации. Обосновать ответ не может.

    Верно отбирает источники информации, обосновывает ответ,

    задаёт уточняющий вопрос.

    Работает полностью самостоятельно, верно отбирает все источники информации, правильно обоснует ответ.

    Логические универсальные действия:

    Сравнение предметов, объектов.

    Не понимает смысл задания, не приступает к его выполнению.

    Не умеет выделять существенные признаки предметов, объектов. Задание выполняет неверно.

    Выделяет только сходство или различие в предметах, объектах.

    Правильно выделяет один признак сходства и различия в предметах, объектах.

    Выделяет несколько признаков сходства и различия в предметах, объектах, допускает небольшие неточности.


    Выделяет несколько признаков сходства и различия в предметах, объектах.

    Установление причинно-следственных отношений

    Не понимает смысл задания, не приступает к его выполнению

    Не умеет определять причину и следствие.

    Задание выполняет неверно.

    Устанавливает только причину или следствие, задаёт уточняющие вопросы.

    Устанавливает только причину или следствие.

    Правильно устанавливает причинно-следственные отношения,

    задаёт уточняющий вопрос.

    Работает полностью самостоятельно, верно устанавливает причинно-следственные отношения


    Таким образом, данные контрольно-измерительные материалы для 1-4 классов, позволяют контролировать и оценивать предметные и метапредметные результаты обучающихся. Проведённая нами работа по апробации комплексных проверочных работ, тренажёрных разноуровневых заданий показало необходимость проведения учителями такого рода деятельности по формированию метапредметных результатов.



    Литература

    1. Логинова О.Б, Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010г.

    2. www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152