Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Педагогическое самообразование
  • Самообразование педагога

    Алехина Анастасия Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №135» Кировского района г. Казани

    Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
    Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
    Адольф Дистервег

    Образ Педагога всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения.

    На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной [8, с. 83]. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

    Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

    «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала» [Источник: педагогический словарь на сайте http://dictionary.fio.ru ].

    Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию [4, с. 309].

    Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

    • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

    • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады.

    • Стремительный рост современной науки. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

    • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».

    • Конкуренция.

    • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».

    • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога.

    • Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать? [1, с. 9]

    Основными критериями самообразования педагогов являются:

    - эффективность профессиональной педагогической деятельности,

    - творческий рост педагогов,

    - внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

    Направления самообразования педагога:

    Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией [3, с. 18].

    Я попробую перечислить основные направления, в которых учитель начальной школы и не только, должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:

    •профессиональное (предмет преподавания)

    •психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

    •психологическое (имидж, общение, лидерские качества и др.)

    •методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

    •правовое

    •эстетическое (гуманитарное)

    •историческое

    •иностранные языки

    •политическое

    •информационно-компьютерные технологии

    •охрана здоровья

    •интересы и хобби

    • ...

    Ставлю в конце списка многоточие, потому что эти направления - обязательный перечень, а креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.

    Источники самообразования

    В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

    • Телевидение

    • Газеты, журналы

    •Литература (методическая, научно-популярная, художественная и др.)

    • Интернет

    • Видео, аудио информация на различных носителях

    • Платные курсы

    • Семинары и конференции

    • Мастер-классы

    • Мероприятия по обмену опытом

    • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

    • Курсы повышения квалификации

    • Путешествия

    В целом, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

    Составляющие процесса самообразования педагога

    Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

    Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения:

    • посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;

    •периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

    • совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;

    • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;

    • повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры;

    • ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

    Проанализировав этот перечень, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста.

    Необходимо определить условия, при которых процесс самообразования будет происходить эффективно. [2, с. 27]

    Самообразование педагога будет продуктивным, если:

    1. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

    2. Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

    3. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

    4. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

    Приступая к работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.

    Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. [6, с. 211]

    Результат самообразования

    Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

    • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),

    • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования,

    • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей,

    • создание комплектов педагогических разработок,

    • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

    Каковы новые возможности?

    С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повышаются возможности педагогического самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней – «Повышение эффективности обучения». [7, с. 36] Какие новые способы самореализации открываются перед педагогом при условии использования компьютера и Интернета?

    Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете. [5, с. 106] Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших комнатах и не имеет выхода на широкую педагогическую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

    Заключение

    Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

    На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

    Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы обучать других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Педагог должен учиться постоянно, чтобы видеть в глазах детей интерес к познанию жизни.



    Список литературы:

    1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] М.: Педагогика, 1989. -338с.

    2. Дистервег А. Избр. пед. соч. [Текст]М., 1956.- 258с.

    3. Дроздов И.Н. Психологические аспекты управления кадрами [Текст] — Владивосток: ПИППКГС, 1997. – 448с.

    4. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.309-317 О.Б. Даутова, С.В. Христофоров

    5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] М., 1987.- 123с.

    6. Новичков В.Б., Шевченко В.М. Профессиональное самообразование учителя [Текст] - М., 1990.-250с.

    7. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина [Текст] М., 1997.-324с.

    8. Ценарева, Н.Н. Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации /Н.Н. Ценарева //Стандарты и мониторинг.- 2010.-№5.-120с.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152