Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Инновации и эксперименты: школа передового опыта
  • Учебный портфолио как альтернативная форма оценивания

    Галиуллина Гузель Ильдаровна, учитель начальных классов СОШ №9 Ново-Савиновского района г.Казани

    Профессия учителя – творческая. Педагог-мастер стремится овладеть новыми технологиями. Умение мастерски овладеть такими технологиями - становится незаменимым, органичным компонентом его творчества.

    Хочу ознакомить вас с технологиями, которые объединяются названием «Учебный портфолио».

    Одной из основных задач обучения и воспитания в школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.

    Можно выделить 3 основные цели такой формы работы:

    1.Оценочная - в ней показано, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в свои силы в самом начале пути.

    2. Инструментальная - создаются условия для накопления способов и средств действия (инструментов) учащихся и изготовления с их помощью различных «справочников», «помощников», которые позволяют решать большой класс частных, практических задач.

    3. Рефлексивная - созданы условия для построения пути (маршрута) движения каждого отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся.

    Работа с портфолио включает в себя определенные задачи:

    -поддерживать высокую мотивацию школьников

    -поощрять их активность и самостоятельность. Расширять возможность обучения и самообучения

    -формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.

    В нашей школе портфолио ведется с 1 класса и претерпевает в течение 10 лет обучения изменения:

    1 – 4 класс – «Сборный портфель»

    5 – 7 класс – «Портфель достижений»

    8 – 9 класс – «Демонстрационный портфель».

    Остановимся подробней на каждом из них.

    «Сборный портфель».

    В основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе:


    • Овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета.

    • Воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

    • Формирование умений учебного сотрудничества, воспитания желания принимать участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы (формирование коммуникативной речевой и языковой компетентности).


    Это коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях, умениях учащегося по сравнению с предыдущими результатами.

    Целями организации и ведения портфеля на данном этапе является научить ребенка накапливать материал для анализа своего труда и осознавать свое развитие, а к концу 4 класса – обучить учащихся навыкам самостоятельной работы с портфелем.

    Требования к содержанию «Сборного портфеля»:

    1. Титульная страница

    - название портфеля

    - имя ученика, фото

    - период создания портфеля

    - имя учителя

    2. Содержание портфеля

    - названия предметов

    - четвертные и итоговые работы по предметам

    - самооценка и самоанализ деятельности ученика по предмету

    - листы с критериями оценивания по каждому предмету

    3. Достижения в учебной и внеурочной деятельности

    - письмо – сочинение самого ребенка

    - технологическая карта учителя

    - грамоты, дипломы, сертификаты

    4. Творчество ученика

    - проекты

    - лучшие сочинения

    - творческие работы

    5. Психологическая и медицинская диагностика

    6. Письмо – рецензия родителя.

    Циклограмма работы с портфолио в начальной школе представлена в таблице № 1.

    «Портфель достижений»

    Цель ведения данного вида портфолио – развитие самостоятельности мышления ученика, отражение его позиции на все представленные работы, активное оценивание собственной деятельности.

    Из многообразия предметов ученику предлагается выбрать один или несколько наиболее значимых для него предметов для работы с портфолио.

    То есть портфолио для ученика 5 – 7 класса – это «выставка» учебных достижений по выбранному предмету за конкретный период обучения.

    Требования к ведению:

    1. Титульная страница

    - название портфеля

    - имя ученика, фото

    - период создания портфеля

    - имя классного руководителя и учителя (учителей) по выбранному предмету (предметам).

    2. Таблица содержания портфеля

    3. Сопроводительное письмо владельца, где дано краткое описание и пояснение для читателя каждого материала портфеля с указанием причины, по которой этот материал был оценен учителем и самим учеником.

    4. Сроки создания портфеля и время проведения конференции по презентации портфеля.

    5. Содержание портфеля

    - название предмета

    - краткая история успехов по этому предмету

    - работы по предметам

    - годовые индивидуальные и групповые проекты и диплом об их защите.

    6. Использование информационных технологий

    - примеры использования ИКТ в работе с проектами, программным материалом, собственные презентации или сайты

    7. Общественно – полезная деятельность

    8. Деятельность в семье

    9. Хобби, интересы, достижения

    10. Умения, сильные стороны личности и способности

    11. Самоанализ и взгляд на будущее

    12. Рецензионный лист, заполняемый родителями или независимым рецензентом.

    «Демонстрационный портфолио»

    Проблема профильного обучения является одной из важнейших задач модернизации образования. Основная идея обновления стар­шей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, дифференцирован­ным, ориентированным на создание условий выбора для удовле­творения образовательных потребностей старшеклассников. Реали­зация этих идей направлена на изменение целей, содержания, тех­нологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся.

    Целями работы с портфолио на данном этапе являются:

    - обобщение и самооценка опыта своей учебной и внеклассной деятельности;

    - отражение умений, знаний, ценностных ориентаций, приобретенных благодаря опыту деятельности;

    - планирование дальнейшего образования и будущей карьеры;

    - поступление в профильный класс.

    Портфель на данном этапе содержит:

    1. Титульный лист

    2. Таблицу содержания портфеля

    3. Сопроводительное письмо

    4. Резюме

    - личные данные

    - особые интересы и любимые школьные предметы

    - виды деятельности, поощрения, награды, официальные должности и особые достижения в школе

    - опыт общественной и благотворительной деятельности

    - деятельность в семье

    - перечень и описание хобби, интересов и достижений

    - индивидуальная деятельность и приобретенные умения

    - планы дальнейшей работы и образования.

    5. Не менее 10 лучших работ по предметам за 8 – 9 класс

    6. Индивидуальные и / или групповые проекты с дипломами об их защите с 5 – 9 класс

    7. Сертификаты, грамоты, фотографии, рисунки и т.д., что ученик сочтет важным

    8. Самоанализ

    9. Письмо – комментарий независимого рецензента.

    Циклограмма работы с портфолио при организации предпрофильной подготовки представлена в таблице № 2.

    Организатором работы с портфолио на всех стадиях обучения является классный руководитель. В особенности это касается работы с «Демонстрационным портфолио», так как итогом работы будет выбор профильного класса.

    В целом же работа классного руководителя заключается в следующем:

    1. определить основные задачи и приоритеты для работы с портфелем на учебный год;

    2. проинформировать учеников о целях, задачах и требованиях к содержанию портфеля на учебный год;

    3. вывесить список компонентов содержания портфеля на классном стенде;

    4. ознакомить ребят с принципами отбора работ в портфель и критериями его оценивания;

    5. проинформировать родителей о работе их детей с портфелем, попросить о помощи при оценивании, снабдив их в марте оценочным листом;

    6. организовать создание единой основы оформления портфеля;

    7. спланировать рациональное распределение времени в работе над портфолио;

    8. взаимодействовать с предметниками;

    9. составить сводный координационный лист работы с портфелем всего класса, чтобы избежать перегрузки одного учителя;

    10. раз в месяц проводить контроль работы над портфелем;

    11. предоставить учащимся на классных часах и консультациях необходимые рекомендации по заполнению компонентов портфеля;

    12. организовать заполнение листа самоанализа;

    13. обсудить на классном часе формы презентации портфеля и критерии его оценивания;

    14. организовать презентацию в классе и поощрить учеников за лучшие защиты портфелей;

    15. отметить преподавателей, принявших активное участие в работе над портфелем достижений.

    Таким образом, мы видим, что Портфолио (в широком смысле этого слова) - это способ фик­сирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду «аутентичных» (то есть истин­ных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутен­тичного оценивания является оказание помощи учащимся в разви­тии их способностей анализировать собственную деятельность, со­поставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пе­ресматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

    Портфолио является не только современной формой оценива­ния, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддер­живать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной дея­тельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. И как результат - способствовать повышению качества образова­ния в целом.

    Таблица 1. Циклограмма работы с портфолио в начальных классах

    Месяц

    Деятельность классного руководителя

    Деятельность ученика

    Сентябрь

    Провести классный час по работе со сборным портфолио. Размножить и раздать необходимые бланки (техника чтения, результативность олимпиад).

    Знакомство со структурой портфолио. Оснащение папки необходимыми формами

    Октябрь - март

    Помощь в сборе и систематизации материалов.

    Сбор творческих, домашних, самостоятельных, олимпиадных работ, грамоты (учебная и внеучебная деятельность). Работа с графиками (техника чтения, результаты олимпиад).

    Апрель

    Проведение классного часа, посвященного написанию рефлексивного письма и анализу собранных материалов.

    Написание рефлексивного письма. Комплектование портфолио и составление содержания.

    Май

    Проведение консультаций по защите портфолио. Организация и проведение защиты портфолио.

    Самоанализ портфолио. Презентация портфолио и карт знаний.

    Таблица 2. Циклограмма работы с портфолио при организации предпрофильной подготовки.

    Месяц

    Координатор

    Классный руководитель

    Ученик

    сентябрь

    Презентация элективных курсов.

    Формирование групп предпрофильной подготовки.

    Составление расписания.

    Анкетирование обучающихся. Уточнение карты элективных курсов.

    Проведение родительского собрание и к/ч по проблемам предпрофильной подготовки.

    Выбор элективного курса.

    Знакомство со структурой портфолио ученика 9 класса

    октябрь

    Контроль качества преподавания курсов в системе предпрофильной подготовки

    Координация ученика и преподавателя в выборе творческой работы

    Выбор тем для написания творческих работ

    ноябрь

    Помощь в проведении родительского собрания

    Проведение родительского собрания «Организация предпрофильной подготовки, варианты формирования профильных классов.

    Заполнение портфолио, работа над творческими работами.

    декабрь

    Анкетирование обучающихся по вопросам предпрофильной подготовки.

    Анализ возможностей образовательной среды для реализации запросов обучающихся.

    Индивидуальные консультации с преподавателями и классным руководителем.

    январь-февраль

    Анкетирование обучающихся по выбору профильных предметов и индивидуальных образовательных программ.

    Контроль выполнения обучающимися циклограммы работы над проектом.

    Выставление рейтинга по предметам с учителями-предметниками.

    Заполнение рефлексивных листов, самоанализ учебной деятельности.

    март

    Контроль качества преподавания курсов в системе предпрофильной подготовки

    Индивидуальная работа с учащимися по формированию демонстрационного портфолио.


    Формирование демонстрационного портфолио.

    апрель

    Контрольно-диагностические контрольные работы. Анализ работ.

    Работа с учителями-предметниками.

    Предварительные итоги защиты творческих работ.

    Комплектация портфолио, добавление разделов по английскому языку.

    май

    Анализ защиты портфолио. Комплектование профильных классов.

    Организация защиты портфолио.

    Анализ защиты портфолио. Комплектование профильных классов.


    Защита творческой работы и портфолио.

    Самоанализ деятельности.

    Список использованной литературы

    1. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования //Письмо Департамента общего образования МО РФ № 13-51-120/3 от 03.06.03. – С.11.

    2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000. – С.151.

  • Презентация: Рекомендации по подготовке электронного портфолио для учеников и родителей
  • Презентация: Учебный портфолио

  •   Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152