Проблема компетентности личности обозначена как приоритетная цель современного образования в «Стратегии модернизации содержания общего среднего образования» (2001), а в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010гг.» используя компетентностный подход и его ключевые понятия «компетентность» и «компетенции».
Компетентность – обладание учеником личностными качествами (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определённой социально и личностно-значимой сфере.
Компетенция – отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупности качеств) ученика и минимальный опыт его деятельности в заданной сфере.
Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, своё «Я» в постоянно меняющихся условиях.
Учитель, чтобы помочь ученику самоопределиться в пространстве окружающего мира, может применять такие методы преподавания урока, в которых происходило бы изменение позиции ребёнка: от объекта учения, как получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий. Необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетенциями, которые составляют личность ученика, его внутренний мир, развивают способности и появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы.
Целью географического образования является становление культуры личности, обладающей географическими знаниями, культурно-географическими ценностными ориентациями и строящей свою деятельность в географическом пространстве на основе взаимодействия с природой. Формирование культурно-географической компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности, а именно –
1. мотивационные;
2. ценностно-нормативные;
3. информационно-познавательные;
4. коммуникативные;
5. практико-созидательные.
Чему должны научиться ученики, чтобы овладеть ключевыми компетенциями.
1. Изучать
-уметь извлекать пользу из приобретённых знаний, умений, навыков;
-организовать взаимосвязь знаний своих и упорядочить их;
-уметь решать проблемы;
-организовать свои собственные приёмы обучения;
-самостоятельно заниматься своим обучением.
2. Искать
-запрашивать различные базы данных;
-получать информацию из различных источников;
-уметь работать с документами, классифицировать их.
3. Думать
-занимать позицию в дискуссиях и уметь отстаивать своё мнение;
-оценивать социальные привычки, связанные с экологией окружающей среды, со здоровьем людей;
-уметь оценивать произведения искусства и связывать с окружающей действительностью.
4. Адаптироваться
-уметь использовать новые технологии информации и коммуникации и находить новые решения.
Уровни развития компетенций ученика:
- низкий – ученик принимает цели и мотивы учителя, воспроизводит знания по образцу;
- средний – ученик может сформулировать проблему на основании данных учителя, выделить частные цели из общей с помощью учителя разрабатывает план действий, решает задания по образцу;
- высокий – ученик самостоятельно ставит проблему, разрабатывает план деятельности, применяет знания и умения в новой ситуации.
Этап формирования | Формирующие компетенции | Практическая работа | Уровень сформированности компетенции |
Культурно-адаптационный | Мотивационная, ценностно-нормативная, коммуникативная | Определение водных объектов на контурной карте, умение, находить водные объекты на физической карте России, уметь находить решение в таких вопросах, например, влияние водных объектов на формирование климата и т.д. | • надо, т.к. это очередная практическая работа; • мне понравилась форма работы, т.к. она интересна; • эта работа нужна для того, чтобы создать полный образ природного комплекса нашей страны. |
Культурно- смысловой | Информационно-познавательная, ценностно-нормативная, коммуникативная. | Определение основных понятий темы (половодье, паводок, межень, падение, уклон реки), решение задач на нахождение уклона реки, падения реки. Составление характеристики рек и озёр по плану. | Предложить ученикам в конце практической работы продолжить одно высказывание (на выбор): • я знаю, что.... • я знаю как.... • я знаю, почему... |
Культурно-творческий | Практико-созидательная, ценностно-нормативная, коммуникативная. | Работы на выбор: • Значение воды на Земле? • Экологическая проблема чистой воды. • Составление презентаций «Реки России» с литературным описанием о водных объектах (интеграция географии и Русской литературы) | • низкий уровень • средний уровень • высокий уровень |
Компетентностный подход к образованию невозможен без практико - и личностно-ориентированного характера обучения. Практические работы особо уместны на культурно cмысловом и культурно творческих этапах формирования культурно-географической компетентности. В процессе их выполнения учащихся формируют информационно-познавательная (знания, умение их применять) и практико-созидательная компетенции (опыт постановки и достижения цели). Хорошо, если тематика практических работ позволяет широко опираться на субъектный опыт учеников, тем самым, осуществляя личностно ориентированное обучение.
Школьная география имеет широкие возможности для интеграции как с гуманитарными предметами (литературой, историей), так и с естественными (физикой, химией, биологией). Естественно, что формированию компетентностей как интегративных качеств личности способствует установление межпредметных связей.
Литература
1. Концепция формирования общекультурной компетентности в профильном географическом образовании / под ред. Н.Ф. Винокуровой - Н. Новгород: Деловая полиграфия,2007.
2. Болотов В. А.., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. - № 10.
3. Зимин В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.