Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Инновации и эксперименты: школа передового опыта
  • Компетентностный подход в обучении географии: теория и практика

    Хасанова Гульсина Рахимьяновна, учитель географии МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа № 161» Советского района г. Казани.

    Проблема компетентности личности обозначена как приоритетная цель современного образования в «Стратегии модернизации содержания общего среднего образования» (2001), а в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010гг.» используя компетентностный подход и его ключевые понятия «компетентность» и «компетенции».

    Компетентность – обладание учеником личностными качествами (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определённой социально и личностно-значимой сфере.

    Компетенция – отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупности качеств) ученика и минимальный опыт его деятельности в заданной сфере.

    Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, своё «Я» в постоянно меняющихся условиях.

    Учитель, чтобы помочь ученику самоопределиться в пространстве окружающего мира, может применять такие методы преподавания урока, в которых происходило бы изменение позиции ребёнка: от объекта учения, как получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий. Необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетенциями, которые составляют личность ученика, его внутренний мир, развивают способности и появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы.

    Целью географического образования является становление культуры личности, обладающей географическими знаниями, культурно-географическими ценностными ориентациями и строящей свою деятельность в географическом пространстве на основе взаимодействия с природой. Формирование культурно-географической компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности, а именно –

    1. мотивационные;

    2. ценностно-нормативные;

    3. информационно-познавательные;

    4. коммуникативные;

    5. практико-созидательные.

    Чему должны научиться ученики, чтобы овладеть ключевыми компетенциями.

    1. Изучать

    -уметь извлекать пользу из приобретённых знаний, умений, навыков;

    -организовать взаимосвязь знаний своих и упорядочить их;

    -уметь решать проблемы;

    -организовать свои собственные приёмы обучения;

    -самостоятельно заниматься своим обучением.

    2. Искать

    -запрашивать различные базы данных;

    -получать информацию из различных источников;

    -уметь работать с документами, классифицировать их.

    3. Думать

    -занимать позицию в дискуссиях и уметь отстаивать своё мнение;

    -оценивать социальные привычки, связанные с экологией окружающей среды, со здоровьем людей;

    -уметь оценивать произведения искусства и связывать с окружающей действительностью.

    4. Адаптироваться

    -уметь использовать новые технологии информации и коммуникации и находить новые решения.

    Уровни развития компетенций ученика:

    - низкий – ученик принимает цели и мотивы учителя, воспроизводит знания по образцу;

    - средний – ученик может сформулировать проблему на основании данных учителя, выделить частные цели из общей с помощью учителя разрабатывает план действий, решает задания по образцу;

    - высокий – ученик самостоятельно ставит проблему, разрабатывает план деятельности, применяет знания и умения в новой ситуации.

    Этап формирования


    Формирующие компетенции

    Практическая работа

    Уровень сформированности компетенции

    Культурно-адаптационный

    Мотивационная, ценностно-нормативная, коммуникативная

    Определение водных объектов на контурной карте, умение, находить водные объекты на физической карте России, уметь находить решение в таких вопросах, например, влияние водных объектов на формирование климата и т.д.


    • надо, т.к. это очередная практическая работа;

    • мне понравилась форма работы, т.к. она интересна;

    • эта работа нужна для того, чтобы создать полный образ природного комплекса нашей страны.


    Культурно- смысловой

    Информационно-познавательная, ценностно-нормативная, коммуникативная.

    Определение основных понятий темы (половодье, паводок, межень, падение, уклон реки), решение задач на нахождение уклона реки, падения реки. Составление характеристики рек и озёр по плану.

    Предложить ученикам в конце практической работы продолжить одно высказывание (на выбор):


    • я знаю, что....

    • я знаю как....

    • я знаю, почему...


    Культурно-творческий

    Практико-созидательная, ценностно-нормативная, коммуникативная.

    Работы на выбор:


    • Значение воды на Земле?

    • Экологическая проблема чистой воды.

    • Составление презентаций «Реки России» с литературным описанием о водных объектах (интеграция географии и Русской литературы)



    • низкий уровень

    • средний уровень

    • высокий уровень



    Компетентностный подход к образованию невозможен без практико - и личностно-ориентированного характера обучения. Практические работы особо уместны на культурно cмысловом и культурно творческих этапах формирования культурно-географической компетентности. В процессе их выполнения учащихся формируют информационно-познавательная (знания, умение их применять) и практико-созидательная компетенции (опыт постановки и достижения цели). Хорошо, если тематика практических работ позволяет широко опираться на субъектный опыт учеников, тем самым, осуществляя личностно ориентированное обучение.

    Школьная география имеет широкие возможности для интеграции как с гуманитарными предметами (литературой, историей), так и с естественными (физикой, химией, биологией). Естественно, что формированию компетентностей как интегративных качеств личности способствует установление межпредметных связей.



    Литература

    1. Концепция формирования общекультурной компетентности в профильном географическом образовании / под ред. Н.Ф. Винокуровой - Н. Новгород: Деловая полиграфия,2007.

    2. Болотов В. А.., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. - № 10.

    3. Зимин В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152