В настоящее время в педагогике большое внимание уделяется внедрению в процесс обучения компетентностного подхода как основы для реализации Государственного образовательного стандарта. На первый план выходит вопрос формирования у учащихся общеучебных и предметных компетенций.
В течение двух лет Советский район города Казани работает над единой методической темой – «Формирование компетентности участников образовательного процесса как одно из ключевых направлений современной стратегии развития образования». В рамках данного направления педагогический коллектив МБОУ «Школа № 161» в 2011-2012 учебном году работал над методической темой «Совершенствование компетенций ученика и учителя как основа предоставления качественных образовательных услуг». Основной задачей стало создание системы формирования общеучебных и предметных компетенций ученика. В течение учебного года проводились различные мероприятия, раскрывающие методическую тему школы: методические совещания, заседания школьных методических объединений и методические советы. Благодаря работе, проделанной педагогическим коллективом школы, была построена модель системы формирования компетенций ученика.
Любая формирующая деятельность осуществляется поэтапно. В системе формирования компетенций ученика выделяются следующие этапы:
· Проведение педагогической диагностики;
· Изучение теоретического материала;
· Выделение компетенций (по предметным областям);
· Определение методов, форм, технологий и приемов обучения;
· Внедрение и систематическое использование в учебном процессе выбранных методов, форм и приемов обучения;
· Мониторинг формирования компетенций учащихся.
Учителями-предметниками были выделены компетенции, формирование которых в процессе обучения требует особого внимания. Также была отмечена важная роль в самообразовании и саморазвитии самих педагогов в области компетентностного подхода в образовании. Педагогами определены и внедрены в образовательный процесс методы, формы, приемы и технологии обучения, необходимые для формирования конкретных компетенций. Мониторинг и отслеживание результатов позволяет определить уровень достижения поставленных педагогом и учащимися целей.
Далее в статье представлена модель системы формирования компетенций ученика.
Модель системы формирования
общеучебных и предметных компетенций ученика
В 2012-2013 учебном году работа педагогов школы в данном направлении продолжается, педагогический коллектив разрабатывает методическую тему «Реализация приоритетных направлений формирования компетентности участников образовательного процесса».