Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Инновации и эксперименты: школа передового опыта
  • Некоторые подходы к формированию и развитию управленческой компетентности руководителя (из опыта работы методической службы Советского района г.Казани)

    Сомова Лариса Владимировна, заведующая ИМО ГМЦ по Советскому району

    Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя, которые в последние годы касаются в первую очередь понимания педагогами сущности профессиональной педагогической компетентности.

    Современный учитель – это не только хороший «предметник», т.к. знание своего предмета является само собой разумеющимся фактором, деятельность педагога характеризуют в последнее время как полипредметную, включающую в себя овладение способами целеполагания на основе реконструкции, анализа педагогической деятельности, создания проектов учебного процесса, рефлексивно-деятельностного управления их реализацией, диагностики, анализа и оценки эффективности собственной деятельности. Именно таким образом сформулированная профессиональная компетентность обеспечивает, с одной стороны, продуктивность педагогической деятельности, а с другой — саморазвитие педагога. Коллективная же компетентность педагогического коллектива соответственно обеспечивает продуктивность функционирования школы, ее превращение в саморазвивающуюся систему. Несомненно, что коллективная компетентность педагогического коллектива невозможна без компетентности, управленческого профессионализма его руководителей.

    Какова же модель методического сопровождения деятельности руководителя и педагога в районе?

    Традиционно эта модель опирается на деятельность по реализации единой методической темы, в основе которой принцип тематической преемственности, реализующейся в вертикальном и горизонтальном направлениях:

    2000-2005г.г – «Реализация личности педагога и ученика в образовательном пространстве»


    2005-2010г.г – «Социализация личности в контексте модернизации образования»


    2010-2015г.г – «Формирование компетентности участников образовательного процесса как одно из ключевых направлений современной стратегии развития образования»

    Район

    Образовательное учреждение

    Школьные профессиональные объединения

    педагог


    Подобная каскадная модель помогает создать единое методическое пространство в районе. Работу по развитию компетенций педагога, на наш взгляд, необходимо начинать с формирования и развития управленческой компетентности руководителя ОУ, т.к. именно руководитель выстраивает стратегию и тактику развития профессиональной компетентности педагогов в своей школе.

    Как известно, работа над единой методической темой предусматривает следующие этапы:

    1 этап (соответствует 1 году работы над темой) – организационный, теоретический.

    2 этап (соответствует второму году работы над темой) – обучающе-практический.

    3 этап (соответствует третьему году работы над темой) – практический, сбор и обработка полученной информации

    4 этапобобщающий, оценка результатов опыта

    5 этапотчетно-обобщающий

    Какова роль районной методической службы в реализации ЕМТ? На первом этапе – это:

    · разработка методических рекомендаций для реализации темы на основе изучения педагогической литературы, подготовленных методистами ИМО (май-июнь 2010г.);

    · подготовка и проведение установочных семинаров для различных категорий руководителей и педагогов (сентябрь-октябрь 2010г.);

    · организация изучения теоретических основ проблемы (на основе предложенного методической службой библиографического списка) (в течение учебного года);

    · разработка планирования по реализации темы (январь-февраль 2011г.);

    · подготовка и проведение педагогических чтений (март – апрель 2011г.)

    Таким образом, коллективный поиск решения научно-методической проблемы позволяет наиболее активно влиять на развитие коллективных и индивидуальных форм самообразования.

    Работа по формированию управленческой компетентности руководителей носит программно-целевой характер. Для этого еще на 1 этапе разработана программа сетевой системы повышения квалификации заместителей директоров ОУ. В план были включены такие мероприятия, как:

    · Проблемный семинар для зам.директоров по проблеме «Компетентностная педагогика в 21 веке», разработанный на основе материалов Международных курсов Центра «Обучение без границ» (Монреаль, Канада). Семинар проводился на 2-ом этапе разработки единой методической темы под руководством заведующей ИМО, прошедшей обучение на этих курсах.

    · Районные обучающие семинары для руководителей (в течение 2-х лет в соответствии с ЕМТ на семинарах обсуждались такие проблемы, как «Модель профессиональной компетентности педагога», «Современные педагогические технологии», «Развитие технологической и рефлексивной компетенций», «Компетентностный подход в образовании школьников» и др.);

    Важную роль в реализации программы сетевой системы играет создание команды зам.директоров, осуществляющих тьюторскую поддержку. Это зам.директора, обучающиеся в течение 3-х лет на семинарах для зам.директоров при ГМЦ (руководитель Галеева И.Ш.). Если первоначально работу по непрерывному образованию зам.директоров сопровождал один тьютор (Гиматутдинова И.Л., зам.директора по УР МАОУ «СОШ №141»), то дифференцированный подход к организации методической работы потребовал привлечения к этой деятельности и других опытных, эффективно работающих руководителей (в частности, Гирфанутдиновой Н.М. (гимн. №8), Шамсувалеевой Г.Ш. (СОШ №15). Диагностика потребностей и затруднений руководителей в районе помогла определить направления и формы деятельности: проблемный семинар «Новые образовательные стандарты» для зам.директоров всех категорий ОУ, проблемный семинар «Инновационная деятельность» для руководителей инновационных учреждений и консультационный пункт для начинающих зам.директоров. Следует отметить, что все семинары проводятся с использованием деятельностных технологий, которые способствуют не только активному усвоению предложенного материала, но и показывают возможности использования их в рамках школьной методической работы (например, технология case-study, деловая игра, практикум и другие). Использование групповых, парных, индивидуальных форм работы на этих семинарах повышает их продуктивность, которая выражается не только в приобретенных знаниях, но и в конкретном методическом продукте (сценарий тематического педагогического совета, набор диагностик и другое).



    План к программе проведения обучающих семинаров

    для заместителей директора по УР

    «Формирование инновационной культуры педагога «Новой школы»

    2012-2013 уч. год


    Заместители директоров школ, курирующих методическую работу



    Темы занятий


    1.

    Новые цели и ценности современного образования: Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Деловая игра

    октябрь

    2.

    Образовательные технологии деятельностного типа как условие достижения нового образовательного результата. Мастер педагогических технологий.

    январь

    3.

    Пять базовых пакетов педагогической системы компетенций. Психологический тренинг.

    февраль

    4.

    Управление процессом становления, формирования и развития инновационной культуры педагога.

    апрель


    Тьютор Гиматутдинова И.Л., зам.директора по УР МБОУ «СОШ №141»


    Заместители директора инновационных школ



    Темы занятий


    1.

    Инновационный проект: этапы подготовки, технология оформления

    декабрь

    2.

    Современные управленческие технологии

    февраль

    3.

    Диагностика и мониторинг инновационной деятельности

    март


    Тьютор Гирфанутдинова Н.М., зам.директора по УР МБОУ «Гимназия №8»


    Мероприятия обучающего характера, проводимые в течение учебного года, требуют профессиональной рефлексии, которая традиционно ежегодно проводится в районе в апреле для всех категорий руководителей и педагогов. Формы мероприятий различны:

    2009 год – фестиваль инновационных проектов

    2010 год – итоговая научно-практическая конференция

    2011 год – педагогические чтения «Формирование компетентности участников образовательного процесса как одно из ключевых направлений современной стратегии развития образования».

    2012 год – круглые столы по актуальным проблемам образования, таким, как «Роль руководителя в создании условий для развития кадрового потенциала ОУ» (для директоров школ), «Методическая работа в школе: традиции и инновации» (для заместителей директоров по УР), для руководителей ДОУ и педагогов начальных классов «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГТ и ФГОС НОО», для учителей гуманитарного цикла «Национальная Программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы», для учителей татарского языка «Формирование ключевых компетенций учащихся - показатель эффективной работы учителя», для учителей естественно-математического цикла - «Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования».

    Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, конечно, именно учитель как профессионал, на которого возложена высочайшая социальная миссия, несет ответственность за уровень своей профессиональной компетентности. Но именно управленческая команда школы во главе с ее директором как главным стратегом развития образовательного учреждения формирует отношение каждого педагога к своей деятельности, подсказывает пути его дальнейшего профессионального роста, оказывает методическое сопровождение, ибо современной школе 21 века нужен компетентный руководитель и компетентный педагог.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152