Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Инновации и эксперименты: школа передового опыта
  • Работа тьютора по формированию лидерской компетенции руководителей школы

    Денисова Татьяна Михайловна, заведующая ИМО ГМЦ по Вахитовскому и Приволжскому районам г. Казани,
    Кузнецова Валентина Ивановна, тьютор по инновационной деятельности в ОУ, заместитель директора по учебной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани

    Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи формирования лидерских компетентностей, содействовать развитию потребности педагога, руководителя в новшестве и сознании необходимости изменения своей деятельности. Программа тьюторского сопровождения «Развитие компетентности управленческих кадров общеобразовательных учреждений Вахитовского и Приволжского районов», целью которой является формирование профессиональной компетенции руководителей общеобразовательных учреждений, позволяет создать условия для саморазвития. В своей работе чаще всего используем следующие формы работы: презентации, практикумы, мастер - класс. Предполагаемые результаты программы: создание условий эффективной системы управления инновационными процессами в образовательных учреждениях района, высокая заинтересованность заместителей директора в качественных образовательных результатах, создание инновационной образовательной среды на основе компетентностного подхода в образовательных учреждениях.

    Успех работы образовательного учреждения порой зависит от лидерской компетенции руководителей. Успех может быть достигнут там, где правильно сделан выбор лидера. Лидерами рождаются или лидерами становятся? Можно ли формировать и развивать лидерский потенциал? С чего начинать? Вопросы, которыми задаются многие исследователи. Предпосылки для развития лидерского потенциала есть у каждого. Лидер – это человек, умеющий строить отношения с коллективом, с конкретным человеком, с самим собой. По данным исследователей определено около 70 качеств, которыми должен обладать лидер. Тихонов К.Т. лидерские качества предлагает разделить на три группы:

    Систематические навыки

    Коммуникативные навыки

    Внутренние навыки

    Видение

    Умение мотивировать, убеждать

    Уверенность в себе

    Целеполагание

    Коммуникабельность

    Дерзновенность

    Чувствительность к изменениям


    Самообладание

    Гибкость


    Внутренняя целостность

    Настойчивость




    На семинаре – практикуме для заместителей директора по теме: «Лидерская компетентность руководителя образовательного учреждения – фактор мотивации профессионального роста педагога» участники семинара работали над созданием творческих проектов «Ступени становления лидера», «Модели лидерства»: харизматическое лидерство (лидерство, построенное на обаянии лидера, побуждает людей идти за ними), экспертное лидерство (лидерство, основанное на том, что руководителем становится лучший аналитик, который может решить практически любую сложную проблему). Участники семинара пришли к выводу, что оптимальный вариант- это сочетание обеих моделей лидерства, умение чередовать их в зависимости от обстоятельств, типа задачи. При решении профессионально сложных задач, требующих системного, сложного анализа, больше подходит экспертная модель лидерства. А если задача требует прорыва, вдохновения, то больше пользы принесет харизматическая модель.

    Определить уровень развития того или иного лидерского качества поможет тест-диагностика лидерских качеств «Колесо лидера».

    По каждой из осей отложим одно из лидерских качеств. Каждая ось будет составлять шкалу из десяти значений. Можно оценить качество по степени его выраженности. Возьмите тот контекст лидерства, в котором вы хотите провести диагностику, поскольку результат оценки может отличаться в зависимости от контекста, т. к. проявление некоторых лидерских качеств в контексте семьи и в контексте руководства на работе могут сильно отличаться. Отметьте на каждой оси уровень выраженности в вас того или иного качества, а затем соедините получившиеся значения между собой линией. Если средний радиус колеса близок к центру, т.е. оценки качества в среднем меньше 5 баллов, то возможно, вы находитесь на начальном этапе развития лидерского потенциала. Это возможно, что вы были критичны, в этом случае попросите оценить ваши качества коллег, друзей.

    Колесо лидерства можно использовать как для оценки выраженности своих качеств, так и для оценки ваших коллег.

    Каждая спица должна помогать колесу равномерно катиться. Поэтому спицы-качества должны быть как можно длиннее, чтобы легко преодолеть любые преграды на своем пути, и желательно одинаковы для равномерного уверенного движения вперед. Выделите 2-3 качества, над которыми вы хотели поработать в первую очередь, и именно туда направьте свой фокус внимания и свои усилия.



    Литература:

    1. С. Иванова Лидерские компетенции и их определение. Модель успеха в конкретной организации www.trainings.ru.

    2. А.К. Тихонов Ключевые качества современного лидера ж.Вестник НЛП №31.

    3. А.К. Тихонов Лидерство ж.Вестник НЛП № 25.


      Сертификаты:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152