Концепция «Школа познания и развития» это проект:
- персонализации обучения в рамках классно- урочной системы обучения,
-перестройки образовательного процесса по инструментальному типу,
- перехода к обучению с учетом индивидуальных особенностей учащегося ,
- внедрения программ социально- психологической адаптации учащихся в структуру школьного образования вместо программ воспитания.
1. Учителю о концепции «Школа познания и развития»
Глобальные изменения в информационном мире, намного преобразовали жизнь учителей, учеников и общества в целом. Воздействие обильного информационного потока вносит «свои» существенные коррективы не только в социальные отношения, но и в систему школьного образования. К сожалению, лишь система школьного обучения по прежнему отстает от требований реальной жизни. Как и раньше мы считаем учащихся приложением к школьному образованию. Под воздействием «информационного мира» современные ученики вышли из-под опеки учителей. Учитель, уже не является для них единственным достоверным источником знаний, тем более образцом воспитателя. Мультимедийные пособия не хуже любого учителя покажут и разъяснят весь багаж человеческих знаний. Было бы лишь желание и умение его освоить. Вот эти два аспекта, исходящие из психологической сущности учащегося, должны стать главными составляющими современного образования, а они на пренебрежительно низком уровне учтены в современной общеобразовательной школе.
Они и должны составлять область взаимодействия учителей и учеников и проектирования системы обучения. Первый из них требует работы с личностью учащегося и без навыков психолога педагогу здесь не обойтись. Второй аспект - это обучение умению работать с информационным материалом, анализу и выбору методов, умению делать выводы.
Одной из главных задач школьного обучения мною обозначается как необходимость адекватного усвоения учебного материала. Под адекватным усвоением подразумевается умение охватить всю полноту его информационного содержания и умение дифференцировано анализировать его, умение выделить существенное, необходимое практически применять полученную информацию, умение действовать в рамках тех или иных знаний. Для решения этой задачи необходимо формирование познающего ученика, ученика, стремящегося и умеющего познавать. С такой постановкой главных задач вряд ли кто будет спорить. Следовательно, перед педагогами ставится задача не только дать определенные знания ученику, но и обучить его как достать необходимые знания, оперировать с информацией, адекватно ее анализировать и делать выводы.
Существующий образовательный процесс в школе преимущественно построен на заучивании и пересказе учебного материла. Аналитическая часть представляет целостную и обобщенную форму анализа. Такой тип обучения можно определить как энциклопедический. Это наделение учащихся некоторым интеллектуальным потенциалом, который имеет ограниченное применение. Введение ЕГЭ последних лет не лучшим образом способствовало развитию образовательного процесса, а еще более направило его на начетничество.
Предлагаемая мною концепция основывается на иных принципах и определяется мною как инструментальный тип обучения. Чтобы уловить разницу между энциклопедическим типом и инструментальным, сравним два выражения: два плюс три равно пяти и два прибавить три будет пять. Есть ли разница в этих двух выражениях? Для энциклопедического типа обучения эти выражения одинаковы, отличаются лишь лексическим построением. Энциклопедический тип ориентирован, прежде всего, на итоговый результат. Если же эти выражения рассмотреть с точки зрения инструментального типа обучения, они абсолютно разные, информационные структуры лежат в разных «плоскостях» для первой знаковой для второй предметной. И смысловые аспекты у них разные. Первый из них отражает процесс вычисления, другой - процесс размышления или предметного действия. Для доказательства достоверности этих утверждении необходимо применять различные алгоритмы — сложения в первом случае и группирования или объединения во втором. Надо ли этим загружать школьника скажите Вы? Какая разница ему, если результат все равно будет пять. Да, для развития бытового мышления, скорее всего, никакой разницы нет, а для выработки научно - познавательного стиля мышления это очень важно. Мы формируем основу аналитического мышления. Ученик с развитым аналитическим мышлением всегда сможет самостоятельно освоить необходимый учебный материал. В дальнейшем это важно в процессе проведения исследовательских работ, точного отражения научных фактов, исследовательских результатов. Развитие аналитического мышления вопрос не одного дня. Начиная с самого начала школьного образования необходимо научить ученика видеть объекты или явления с разных сторон и соединять наблюдаемое воедино. Логика (аналитическое мышление) и алгоритм (порядок действий) должны стать «локомотивом» процесса образования. Пример на использование обобщенного и аналитического мышления при решении задач по математике. Задачи: купили 5 кг. яблок и 3 кг. груш, спрашивается, сколько кг. купили фруктов.
1. Обобщенное решение: 3кг + 5кг = 8кг
2. Аналитическое решение . Для данной задачи яблоки и груши имеют две характеристики, они представляют собой группы объектов, имеющих некоторый отличительный признак и физическую характеристику - вес.
По условию задачи требуется их объединить по признаку принадлежности в группу «фруктов» и определить физический параметр, характеризующий эту новую группу - фрукты. Решение будет выглядеть следующим образом:
Яблоко = фрукт 3кг, груша = фрукт 5кг (анализ относительно вопроса задачи)
Яблоко + груша = фрукты (решение относительно объекта)
3кг + 5кг = 8кг (решение относительно физического параметра )
фрукты8кг (логическое объедение объекта с его физическим параметром).
Такой подход отучивает школьника от механического сложения увиденных им цифр, вооружает его аналитическим механизмом. Он никогда не будет складывать метры с килограммами.
Еще один пример аналитической работы с информационным содержанием изучаемого объекта: объект «дерево» - он и биологический и технический объект, лексическое и орфографическое выражение. В зависимости от контекста возникает особое его смысловое значение, исходный посыл. Используя наше воображение, мы можем рассматривать его, например, с точки зрения «зайца», который питается его корой или же «топора», который собирается его срубить, тем самым создавая дополнительные информационные свойства данного объекта. В зависимости от выбора «исходной точки» мы можем прийти к разным результатам.. И в зависимости от подхода или же точки зрения, мы можем наблюдать различные проявления или же доминирования тех или иных сторон некоторого целостного объекта. Выделенная нами сторона для нас является приоритетной для анализа, т.е. основой для формирования инструмента анализа. Дерево, растущее у дома, кому- то просто растение, кто-то может наслаждаться его красотой, а тому, кто его посадил, оно имеет другой «личностный смысл». Если мы хотим познать особенности этого дерева, необходимо выбрать исходную позицию и выбрать соответствующий инструмент познания. Средствами биологической науки никогда не познать «личностный смысл» сформированный конкретным человеком в отношении данного дерева.
Для этого необходим инструмент из области психологической науки. Выбирая тот или другой познавательный инструмент и исходную позицию для аналитической работы, необходимо определить заранее, в чем будет заключаться ценность нашего анализа.
Резюмируя этот пример, скажем: ничего нет однозначного в мире, особенно в информационном, многое зависит от нашего видения его, умения распознать его особенности и выбрать способ действия. Если такой подход мы принимаем, то возникает задача, как все это перевести в формат школьных уроков. На решение этой задачи ориентирована предлагаемая мною концепция «ШКОЛА ПОЗНАНИЯ И РАЗВИТИЯ» (См. Часть 2. Введение концепцию и ссылка 1).
Концепция многогранная, сейчас мы рассматриваем её лишь в отношении процесса обучения. В концепции предлагается тип обучения, связанный с формированием инструмента для анализа. Главная функция формируемого инструмента обеспечение раскрытия учебной темы, исходя из заданной цели. В концепции речь идет именно о формировании инструмента анализа для каждой учебной темы. Например, для анализа стихотворения в качестве инструмента могут применяться различные схемы: «схемы, содержащие конкретные образы», «лексические схемы» и даже «математические схемы». Например, схема «природа и настроение» используется нами для учащихся 3 класса, а для учащихся 6 класса - схема «сопоставление и сравнения слов». Формирование инструментов - это задача, прежде всего, разработчиков и методистов. Задача педагога - обучение учащихся навыкам и умениям по применению этого инструмента.
Мы подошли к определению важного элемента нашей концепции - инструментария для познания и особенностям его формирования. Как правило, в основе инструментария лежат научно – познавательные методы и инструменты. Эти методы могут основываться на реальных или мыслительных действиях. Научно-познавательные инструменты также представляют собой средства или способы воздействия (реально или мысленно) на изучаемый объект.
Механизм формирования инструментария весьма разнообразен, но его формирование должно осуществляется с учетом следующих трех позиций:
- обеспечение доступности для учащихся, как в техническом, так и психологическом аспекте,
- соответствие его аналитических возможностей объекту изучения,
- обеспечение направленности аналитической работы учащихся, исходя из учебных установок, определяемая целями и темой урока.
Инструментарий представляет собой — композитный * научно- познавательный инструмент,** формируемый исходя из целей учебно- познавательной деятельности и содержащий в себе аналитические возможности для решения учебных задач.
Другими словами - это искусственно созданный научно- познавательный инструмент, применяемый с целью учебно-познавательной деятельности для решения конкретных аналитических задач.
Как же это реализовать в реальных учебных условиях. Да, существующая классно-урочная система и методическое обеспечение не позволяют реализовать предлагаемый подход. Для этого требуется ряд учебно-организационных решений.
Первое из них - это использование учебных тетрадей. ( Ссылки 2,3,4,5.) . Они разрабатываются заранее разработчиками и методистами. Далее, они адаптируются для конкретной школы с учетом собственной программы образовательного учреждения. Тематические основы учебных тетрадей определяются исходя из программы государственного образовательного стандарта. Инструментарий, используемый в учебных тетрадях, также учитывает требования стандартов к умениям и навыкам. Рабочая тетрадь применяется как учебное пособие и используется в ходе урока, в него также включены материалы для самостоятельной работы и задания по углубленному изучению данной учебной темы.
Второе организационное решение - введение технических средств обучения. Имеется ввиду компьютеризация рабочих мест учащихся, которая должна исключить рутину в работе педагога, облегчить ведение уроков. Кроме того, часть рабочих тетрадей и некоторые задания могут быть представлены в электронным виде.
Третье организационное решение - контрольно оценочная деятельность. Данная концепция не предусматривает неудовлетворительную оценку, как исходя из психологических соображений, так и учебных. Идея данной концепции обучать и развивать, а не унижать и наказывать. Двойка по сложившейся практике унижает личностное достоинство ученика. Если ребёнок не может освоить учебный материал на уровне «зачета», это проблема педагога или же есть проблемы у учащегося с психическим развитием. Для коррекции психологических проблем учащихся в концепции предложен блок под названием «Развитие». Он включает в себя специальные занятия по развитию психических и познавательных возможностей учащегося. Контрольно-оценочная работа включает в себя, выполнение заданий разной степени сложности. Обязательным является сдача зачетной работы по каждой изучаемой теме. Необходимо отметить, что в учебные тетради включены три уровня сложности, являющиеся последовательным органичным развитием учебной темы.
В целом концепция представляет переход на персонализированную
систему обучения в рамках классно-урочной системы обучения. Внедрение в полном объеме положений концепции позволяет это осуществить. Для чего это надо. Прежде всего, это общественная потребность. Человек, который реализован как личность, может внести определенный вклад в благополучие нации во всех его проявлениях в социальном, научном, нравственном. Здесь нет необходимости искать других путей ударяясь в религиозный фанатизм или воинствующий атеизм и др. В конечном счете, от этого страдают в первую очередь дети и педагоги. Только персонализированное обучение позволяет в полной мере раскрыть интеллектуальный и личностный потенциал учащегося. Как известно, само собой этого не случится, необходимы реальные действия педагогов, научных работников и управленцев от образования. Энциклопедический тип обучения, существующий ныне, больше направлен на консервацию социальной ситуации, в том числе и научной деятельности, чем на его развитие. К сожалению, от школьного обучения (не образования) зависит формирование будущего «гражданина», каков он - думающий или потребляющий.
Скажете, не все ли перемешалось в данной статье, мир информации, математические примеры, обучение, образование и общественные отношения? К сожалению, думаю это не так - от того как мы будем думать, решать проблемы и как будет организовано обучение наших детей зависит будущее общества. Будет ли оно потребительское или интеллектуальное.
2. Введение в концепцию «Школа познания и развития»
Концепция « школа познания и развития» это проект создания личностно ориентированной школы. В отличие от современной общеобразовательной школы, учебная программа которой ориентирована на «усредненного ученика» и включает массовые воспитательные мероприятия, программа этой школы направлена на раскрытие и реализацию интеллектуального и личностного потенциала каждого учащегося в рамках образовательных стандартов. Эта программа обеспечивает постепенную по возрастную подготовку учащихся к дальнейшему саморазвитию и самореализации в социальном обществе, обучает его решать критические и личностные проблемы возникающий в жизненном пути.
Решение этих задач осуществляется на основе педагогической системы, рассматривающей учащегося не как пассивный субъект обучения, а как активный субъект учения. Основной постулат - обучение есть содействие развитию и становлению субъективно активный личности формирование у него областей знаний и выработка тех или иных навыков.
Предлагаемая мною Эндоактивная педагогическая система, основанная на развитии внутренней психической активности учащегося. Данная педагогическая система направлена на обучение и на индивидуальное развитие учащегося. Она базируется на психологических механизмах, обеспечивающих мобилизацию внутренней активности человека, на формировании у него учебных и познавательных установок и развитии у него мотивационной сферы. Основными элементами системы являются: учащиеся как субъект учения, педагог как источник формирования дидактического подхода к обучению и как источник необходимой новой информации.
Данный проект предполагает внесение изменений в процесс обучения. В целом, образовательный процесс осуществляется на основе взаимодополняющих друг друга учебных блоков «блока познания» и «блока развития». «Блок познания» содержит общую программу приобретения знаний и навыков, индивидуальную программу обучения учащегося. «Блок развития» представлен программами, направленными на социальную и психологическую адаптацию учащихся, занятиями, направленными на формирование субъекта учения, повышение интеллектуального потенциала учащегося, а также «программами профессионального становления» с элементами начальной профессиональной подготовки. Этот блок полностью заменяет программы воспитания и творческого развития, в более индивидуализированном варианте, приближенном к интересам учащихся. В целом, общеобразовательная школа должна обеспечивать «персонализированное обучение» как в области знаний, так и в области социально-психологического развития.
Особое внимание обращено к методикам обучения и к составлению учебных пособий. Они разработаны по специальной технологии и играют ключевую роль в концептуальной модели. Основные их функции: обеспечение процесса персонализированного обучения в рамках классно-урочной системы; регулирование уровня информационной загрузки; защита от умственного переутомления; качественное регулирование состава и построения учебного материала, обеспечение доступности для восприятия и понимания учащимся предлагаемого учебного материала. Основу предлагаемых методик составляют « методы управления информационными потоками». В отличие от обычно используемого обобщенного подхода к формированию учебного материала, не содержащей в себе структурно-информационную специфику его составляющих , данная концепция ориентируется на структурированный информационный поток (Аналог - обычный луч света и лазерный луч) увеличивающий эффективность обучения.
Немаловажную роль играет управленческая структура самой школы. Основное требование - доминирование интересов учащихся и педагогов. Она проектируется в целях достижения качественного образования и формирования благоприятного социально-психологического климата. Основным критерием при принятии решений должна быть педагогическая целесообразность.
Необходимо отметить, решение возникающих проблем при внедрении предлагаемых подходов возможно лишь посредством применения средств информационных технологий, они возьмут на себя, рутинную работу учителя по организации и ведению уроков, обеспечат динамику уроков, создадут наглядный информационный фона урока.
Необходимые для практической реализации теоретические модели, описание структурных преобразовании, технологических разработок в области методик, схемы организационных преобразований рассмотрены в тексте концепции. (Ссылка 1).
3. Описание учебных тетрадей
Учебные тетради предназначены учащимся – для работы на уроках, совместно с учителем в школьной лаборатории, а также для самостоятельной работы с использованием учебников. Реализуется в двух вариантах печатный (см. ссылки 2,3,4,5) и электронный.
В них реализованы следующие подходы и принципы:
- разделение темы на две составляющие: на информационную часть (теоретическое содержание) и на инструментальную (методы и средства раскрытия темы).
- возможность расширения темы урока, как в информационной, так и в инструментальной части.
- изложение темы с учетом индивидуальности учащегося: как правило, выключены три варианта изложения информационного материала, научный - в учебных терминах, в форме диалога и в виде технических схем и иллюстраций.
-ограничение и углубление учебного курса по необходимости: заложена возможность изучения минимальной необходимой части учебного материала, а также возможность углубленного изучения, как на уроке, так и самостоятельно.
- адаптируемость к условиям обучения: возможность применения учителями различных педагогических подходов к процессу обучения, а также возможность заниматься индивидуально (или с помощью родителей) по основному учебному плану.
- реализация (включение) психологических и педагогических средств активного или пассивного воздействия на эмоционально-познавательную деятельность учащихся.
- эргономические принципы и психологические подходы по оформлению пособий.
3.1 Контрольно-оценочная работа
Тематика контрольных заданий по каждому уроку указывается на верхней части тетради – «Достигнутый уровень по теме » .
Технология использования рабочих тетрадей предполагает три варианта контрольных заданий для оценки уровня усвоения учебной темы учащимся.
Первый вариант - включает выполнение двух базовых задач (заданий) по готовому образцу или по алгоритму и общий теоретический вопрос. Этот вариант предполагает оценку зачет. Он обязателен для всех учащихся и по каждой теме. Контрольно-оценочная работа проводится по завершению изучения учебной темы, при необходимости разрешается повторное выполнение.
Второй вариант – включает самостоятельное выполнение или решение двух базовых задач (заданий) и теоретический вопрос «в режиме теста»- оценка - хорошо. Выполняется в течение учебной четверти, по желанию учащегося разрешается также повторное выполнение.
Третьи вариант –включает самостоятельное выполнение или решение двух модифицированных задач (заданий) и теоретический вопрос с необходимостью применения логического анализа или вывода , оценка - отлично. Выполняется в течение учебной четверти, по желанию учащегося разрешается также повторное выполнение.
При выполнении варианта 3 нет необходимости выполнения варианта 2 ,1.
При выполнении варианта 2 нет необходимости выполнения варианта 1.
Контрольно- оценочная работа может выполняться как письменно, так и в электроном формате.
Рекомендуемое время для выполнения контрольно-оценочных работ 20 - 40 минут. Количество задач по каждому типу заданий может варьироваться от одного до трёх. Ориентировочное время на решение одной задачи 5-10 минут. Учащиеся вправе выбрать любой из предложенных вариантов.
Итоговые оценки за успеваемость учащегося ( за четверть и за учебный год) выставляются раздельно - по результатам классных оценочных работ и по результатам контрольных работ представленных департаментами образования.
«Учебная тетрадь» является одним из ключевых элементов перестройки классно –урочной системы обучения.
*Композит - это искусственно созданный неоднородный сплошной материал, состоящий из двух или более компонентов, различных по физическим и химическим свойствам.
**Композитный научно-познавательный инструмент -это искусственно сформированный, целостный научно-познавательный инструмент, состоящий из разнонаправленных инструментов или методик, оперирующих понятиями различных наук.
Ссылки:
1. Текст концепции. Http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-14686-20
2. Учебная тетрадь. Урок 3 класс. Культура. Http://www.uchportal.ru/load/0-0-0-31156-20
3. Учебная тетрадь. Урок 6 класс. Литература. Http://www.uchportal.ru/load/0-0-0-30763-20
4. Учебный тетрадь. Урок 6 класс. Математика. Http://www.uchportal.ru/load/0-0-0-30671-20
5. Учебная тетрадь. Техническая задача. 10 класс. Физика. Http://www.uchportal.ru/load/0-0-0-30837-20