«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам,
так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот,
кто не является сам развитым, воспитанным и образованным.
Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать,
пока сам работает над своим воспитанием». (А. Дистервег)
В современных условиях для решения проблем, стоящих перед образовательными учреждениями, где требуется учитель с новым педагогическим мышлением, ориентированный на реализацию личностной парадигмы в педагогической деятельности, усиливается необходимость создания всех условий для роста его профессионального мастерства, так как от его профессиональной компетентности зависит результат взаимодействия педагога с учеником. Становление профессиональной компетентности педагога может осуществляться только деятельностно: через рефлексию деятельности, проектирование деятельности, осуществление деятельности. Задача методической службы гимназии – организация этих процессов и формирование соответствующих компетентностей у педагога. А для этого необходим такой подход к организации методической работы на уровне образовательного учреждения, который будет способствовать развитию творческого потенциала педагога.
Одним из центральных факторов, который может содействовать продолжению инновационных процессов, является профессионализм учителя. При этом в понятие "профессионализм" включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, профессиональные ценности, убеждения, установки. Обеспечить активность педагога как субъекта процесса совершенствования позволяет системный подход к содержанию и формам методической работы в образовательном учреждении. Анализ теории и практики организации методической работы в школе позволил выявить ряд противоречий: - между усилением интегративных процессов в современном образовании (интегрированные курсы, межпредметные циклы, образовательные области, образовательные пространства и др.) и преимущественной ориентацией методической работы на традиционные предметные формы; - между современной концепцией педагогической культуры, определяющей необходимость непрерывного личностно-профессионального роста педагога, и чрезмерной формализацией системы методической работы; - между потребностью творческих педагогов самостоятельно простраивать индивидуальные методические маршруты и отсутствием достаточной гибкости в управлении системой методической работы.
Необходимо отметить, что характер организации и управления методической работой в гимназии не в полной мере учитывает современные концепции личностно-ориентированного образования, педагогической культуры учителя, интеграции образования, что существующая система методической работы в школе не создает достаточных условий для личностного творческого самоизменения учителя, что саморазвитие личности педагога еще не стало приоритетной ценностью системы управления методической работой в школе. Логично предположить, что качество методической работы улучшится, возникнут более благоприятные условия для саморазвития педагогов и их творческого самоопределения, если будет создано такое методическое пространство, основными признаками которого являются следующие:
- обеспечение учителю свободы выбора форм его методической работы;
- преемственность и равноправие всех известных видов методической деятельности;
- приоритетная направленность методической работы в гимназии на обеспечение интеграции разнопредметного учебного содержания, форм и методов учебной и внеучебной деятельности через овладение современными технологиями;
-обеспечение условий для творческого роста педагогов;
-демократическое управление методической деятельностью. Преимущество создания инновационной модели методической службы в гимназии состоит в том, что её реализация позволит повысить не только качество методической работы и оптимизировать систему управления методической деятельностью школы, но и в конечном итоге приведёт к повышению качества обучения учащихся.
Реализация предложенной модели методической службы даст возможность осуществлять научно-методическое сопровождение дифференцировано, что весьма важно для развивающейся гимназии.
Особенно важно учитывать для школы повышенного статуса различные аспекты, которые могут стимулировать профессиональное развитие учителей, которые наиболее часто используются в школе и могут служить вознаграждением за эффективное профессиональное развитие и активное участие в научно-методической работе.
Мотив самостоятельности, реализации себя в творческой педагогической деятельности: повышение самостоятельности учителя: возможность работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать наиболее удобный график работы (расписание). Содействие в разработке и утверждении собственной авторской программы, ее распространении в районе, городе.
Мотив личного развития, приобретения новой информации: направление на стажировку, курсы. Предоставление времени на методическую работу (работа на дому). Творческий отпуск в каникулярное время.
Мотив самоутверждения, достижения социального успеха: направление на различные проблемные конференции, семинары для выступления и обмена опытом. Содействие в обобщении опыта, подготовке собственных публикаций и пособий к печати. Привлечение к руководству методическими подразделениями школы. Получение права на проведение семинаров, курсов, лекций для своих коллег по школе. Рекомендация на должность методиста, ответственного за стажировку молодых.
Потребность в причастности: вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы.
Мотив стабильности, защищенности: предоставление оплачиваемых часов на методическую работу. Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе.
Мотив состязательности: содействие в выдвижении на престижные конкурсы. Присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства с назначением годовой надбавки к зарплате Инновационное методическое сопровождение современного образовательного учреждения невозможно без качественной работы методических служб.
Единая система методического обеспечения образовательного процесса в гимназии развивается в соответствии с приоритетными направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Основной целью деятельности методической службы является обеспечение качественного образования через повышение профессиональной компетентности учителей и руководителей гимназии.
Сущность этой программы заключается в дифференцированном подходе к методической службе в реализации Программы развития гимназии, развития потенциала педагогов для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса: учащихся, преподавателей, администрации; в обеспечении ориентации методической работы на опережающую подготовку учителей для функционирования в инновационном режиме; приобщение педагогов к осуществлению опытно-экспериментальной работы в ходе освоения педагогических новаций.
Работа методической службы строится на основе компетентностного подхода. Это дает возможность осуществлять научно-методическое сопровождение образовательного процесса дифференцировано, вводить инновации, обеспечивать непрерывное образование и профессиональное развитие педагогических и руководящих кадров.
Миссия гимназии на данном этапе заключается в создании условий (организационных, мотивационных, содержательных) для удовлетворения потребностей всех участников педагогического процесса в современном и качественном школьном образовании, личностном развитии, успешности.
Учитель обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:
- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов.
Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Для решения данной проблемы необходимо переориентировать методическую работу, определить ключевые компетенции и педагогическое творчество современного учителя.
Эта работа идёт по следующим направлениям:
1. Создание системы внутришкольного повышения квалификации руководителей и педагогов школы.
2. Инновационная деятельность.
3. Обобщение опыта.
Программа способствует становлению профессиональной компетентности педагога и определяет стратегию развития инновационной деятельности, педагогической культуры, учитывает возможности педагогических кадров, направлена на решение вопросов, связанных с повышением профессионального мастерства педагогов и эффективности УВП.
Цели и задачи программы:
Повышение качества образования через:
· создание нормативно-правовых, организационных, методических, научных условий для развития методической службы и повышения эффективности научно-методической работы в гимназии № 102;
· создание открытого образовательного пространства;
· информационно-методического обеспечения потребностей педагогов;
· научно-методического и психологического сопровождения инновационных процессов в МОУ гимназии № 102;
· изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и инновационного опыта;
· повышение профессиональной компетентности, деловитости, развитие инициативы, поиска и освоения форм и методов обучения, активизирование работы по внедрению в образовательный процесс новых образовательных технологий.
· расширение сети и разнообразия профессиональных объединений педагогов.
· дифференцированный подход к саморазвитию педагогов
Основная часть
Работу по повышению профессиональной компетентности в коллективе мы решили строить дифференцированно с учетом индивидуальных особенностей педагогов каждой группы. В таком случае цели деятельности и содержание деятельности для каждой из групп должны были быть следующими:
| Содержание деятельности | Цель |
Для активных сторонников инноваций | Работа в творческих группах, активные семинары, тренинги, практическая деятельность (открытые уроки) | Вывести на более высокий уровень |
Для инертных | Участие в семинарах, педсоветах, тренинги, научно-исследовательская деятельность. | Приобщить к участию в работе |
Для «традиционников» | Показ результатов и достижений, работа в ШМО, получение информации на педсоветах и мероприятиях | Ознакомление с преимуществами инновационных технологий |
Для равнодушных | Введение в проблему, сравнение результатов, ознакомление с мнениями изучения практического опыта | Убедить в преимуществах инновационных технологий |
Методическая служба на дифференцированной основе
Примечание. В предложенных схемах приняты следующие сокращения:
МС — методический совет
ПДС — постоянно действующий семинар
МО — методическое объединение
ТГ — творческая группа
ШМП — школа молодого педагога
ИГ — инициативная группа
ШПО — школа педагогического опыта
Дифференциация может осуществляться по стажу и опыту работы. "Школа педагогического опыта" может быть организована на городском уровне, что расширит возможности профессионального роста педагогов. Творческие группы тоже создаются на разных уровнях (школьном, городском) и рассматривают наиболее актуальные проблемы образования. В педагогическом клубе профессиональный ретренинг сочетается с психопрофилактикой, ортобиотикой. Обязательным условием является взаимосвязь всех ступеней общешкольными мероприятиями, специально организованными "круглыми столами", конкурсами, семинарами по обмену опытом и т. д. Программа постоянно действующего семинара для классных руководителей может реализовываться через самостоятельные формы работы. В этом случае методическому совету необходимо согласовывать график и режим работы всех коллективных форм педагогического общения.
Особое место в гимназическом образовании занимает методическая служба реализующая, помимо традиционных, новые (инновационные) функции:
мотивационно-целевую – определение целей научно-методической и научно-исследовательской деятельности на основе работы с педагогическими кадрами, мотивация коллектива к достижению новых целей;
адаптационного развития – совершенствование коммуникативной, организация профилактической функции в работе с гимназистами;
инновационного развития – организация исследовательской, внедренческой деятельности, моделирования и проектирования;
регулятивно-коррекционную – анализ, установление логико-корреляционных связей между управленческими блоками и подсистемами гимназического образования.
Качественно новый уровень научно-методического сопровождения инновационных процессов достигается путем тесной интеграции в работе научно-методической службы гимназии как центра трансформации педагогических технологий с ее научными подразделениями (предметными кафедрами, проблемными творческими группами, научно-методическим советом гимназии) и тесным сотрудничеством с другими гимназическими службами (учебной, воспитательной, психологической, социальной и медицинской), а также с родителями гимназистов.
Программа предлагает наряду с традиционными методическими объединениями: следующие ФОРМЫ методической службы: коллективные, групповые, индивидуальные:
- временные творческие группы, объединяемые по одной теме
- проблемные группы: ПГ по теме «Внедрение ФГОС» руководитель...
- ПГ по теме «Инновационная деятельность в школе» руководитель...
- ПГ работа с одаренными детьми – руководитель...
- ПГ по внедрению ИКТ – руководитель...
Творческая группа учителей, проблемная группа учителей – временная форма педагогического коллектива, работающего в режиме развития. Создается для решения определенной учебной или воспитательной проблемы, может объединять учителей одного или различных предметов. Могут состоять от 2-х до всех членов коллектива. В группе выбирается руководитель, организующий разработку данной проблемы. Учитель в составе ТГУ выполняет работу по апробированию новых педагогических технологий, программ в соответствии со стратегией развития школы. По итогам работы готовятся рекомендации по использованию созданного опыта.
Создание профессионально-педагогических объединений. В них будут входить учителя с близким уровнем профессионального развития и схожими профессиональными затруднениями
Проблемные группы созданы в школе в связи с обновлением деятельности методической службы: в рамках обновления деятельности методической службы в связи с реализацией Программы развития гимназии Созданы проблемные группы учителей, участвующих в эксперименте.
Тьюторский центр – группа учителей, которая может обменяться опытом по общим проблемам и задачам развития школы, реализует учебные обучающие модули для педагогов.
Направления в работе проблемных групп:
- реализация новых идей;
- поисковый режим работы;
- совместная работа над единой проблемой
Основные направления в работе ПГ:
- работа над общей проблемой или проблемами;
- творческий отчет учителя;
- работа с начинающим педагогом;
- знакомство с передовым опытом и новыми технологиями преподавания;
- работа над новым содержанием преподавания;
- работа по проблеме качества образования;
- осмысление каждым учителем своей образовательной деятельности.
Школа педагогического опыта. Педагогический опыт мы рассматриваем как источник саморазвития и совершенствования педагогического мастерства. Творческие педагоги представляют материалы обобщенного опыта, основными из которых являются: системное описание опыта или его отдельных компонентов. В помощь учителям, работающим по обобщению и описанию опыта, разрабатываем специальные алгоритмы описания отдельных компонентов системы деятельности педагога. Продолжаем накопление и систематизацию процесса накопления и обобщения педагогического опыта внутри школы. Создание картотеки педагогического опыта (Банк лучшего опыта). Идет обобщение опыта работы педагогов, участвующих в эксперименте. В качестве результата методической работы мы рассматриваем разработку учителем методических рекомендаций, дидактических материалов, авторских программ, учебных пособий и т.д.
Индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. В начале учебного года каждый учитель - предметник определяет тему самообразования. И оформляет в виде индивидуальной траектории развития профессионализма. Выбор темы по самообразованию определяется потребностью для учителя, для школы, уровнем владения учителем научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием учителем основ преподаваемого предмета, вопросов психологии, дидактики, теории воспитания, соответствием содержания образования уровню подготовки учителя, а также анализом, выводами, контролем за деятельностью педагога. В области методики особое внимание уделяем приемам дифференцированного обучения, мыслительной деятельности учащихся, развитию самостоятельности, практических навыков и установлению связей урочных и внеурочных занятий по своему предмету, реализации компетентностного подхода на уроках;
План-программа «Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции освоения личностно-ориентированного образования» может служить тем средством, которое будет способствовать профессиональному саморазвитию педагогов в освоении инновации. При этом каждый педагог, реализуя (выполняя) свою программу профессионального роста, стремиться решить свои собственные профессиональные задачи. Для методической службы – ИТРПК это один из механизмов системной организации освоения инновации внутри образовательного учреждения и составляющая единица плана методической работы.
На основании результатов самооценки, педагогического мониторинга, рекомендаций и замечаний, полученных в ходе предыдущей аттестации, а также Программы развития образовательного учреждения разрабатывается индивидуальная программа профессионального развития педагога, которая:
- позволяет планировать собственную профессиональную деятельность с учетом программы развития образовательного учреждения и Ваших профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени (межаттестационный), равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие (самоменеджмент);
-ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.
Кроме того, педагог может сформировать методический портфолио.
В результате такой организации:
· расширяется совместная деятельность педагогов и учащихся через проекты, исследования, в том числе, выходящие за рамки ОУ
· обеспечивается сетевое взаимодействие с экспериментальными площадками района ( предшкольная подготовка, предпрофильная подготовка и профильное обучение) через обмен информацией, организацию «круглых столов», публикацию в Интернете на школьных сайтах и т.д.
· создаётся режим потребностей в презентации педагогами своих успехов через проведение открытых уроков с использованием современных педагогических технологий, видеозаписи уроков, публикацию своих разработок в периодической печати разного уровня.
Всё это формирует новое качество профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного учителя.