Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Инновации и эксперименты: школа передового опыта
  • Дифференцированный подход к методической службе как ресурс формирования учителя новой школы

    Мирсаяпова Тансылу Ильясовна, зам. директора гимназии №102 Московского района

    «Как никто не может дать другому того, что не имеет сам,

    так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот,

    кто не является сам развитым, воспитанным и образованным.

    Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать,

    пока сам работает над своим воспитанием». (А. Дистервег)


    В современных условиях для решения проблем, стоящих перед образовательными учреждениями, где требуется учитель с новым педагогическим мышлением, ориентированный на реализацию личностной парадигмы в педагогической деятельности, усиливается необходимость создания всех условий для роста его профессионального мастерства, так как от его профессиональной компетентности зависит результат взаимодействия педагога с учеником. Становление профессиональной компетентности педагога может осуществляться только деятельностно: через рефлексию деятельности, проектирование деятельности, осуществление деятельности. Задача методической службы гимназии – организация этих процессов и формирование соответствующих компетентностей у педагога. А для этого необходим такой подход к организации методической работы на уровне образовательного учреждения, который будет способствовать развитию творческого потенциала педагога.

    Одним из центральных факторов, который может содействовать продолжению инновационных процессов, является профессионализм учителя. При этом в понятие "профессионализм" включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, профессиональные ценности, убеждения, установки. Обеспечить активность педагога как субъекта процесса совершенствования позволяет системный подход к содержанию и формам методической работы в образовательном учреждении. Анализ теории и практики организации методической работы в школе позволил выявить ряд противоречий: - между усилением интегративных процессов в современном образовании (интегрированные курсы, межпредметные циклы, образовательные области, образовательные пространства и др.) и преимущественной ориентацией методической работы на традиционные предметные формы; - между современной концепцией педагогической культуры, определяющей необходимость непрерывного личностно-профессионального роста педагога, и чрезмерной формализацией системы методической работы; - между потребностью творческих педагогов самостоятельно простраивать индивидуальные методические маршруты и отсутствием достаточной гибкости в управлении системой методической работы.

    Необходимо отметить, что характер организации и управления методической работой в гимназии не в полной мере учитывает современные концепции личностно-ориентированного образования, педагогической культуры учителя, интеграции образования, что существующая система методической работы в школе не создает достаточных условий для личностного творческого самоизменения учителя, что саморазвитие личности педагога еще не стало приоритетной ценностью системы управления методической работой в школе. Логично предположить, что качество методической работы улучшится, возникнут более благоприятные условия для саморазвития педагогов и их творческого самоопределения, если будет создано такое методическое пространство, основными признаками которого являются следующие:

    - обеспечение учителю свободы выбора форм его методической работы;

    - преемственность и равноправие всех известных видов методической деятельности;

    - приоритетная направленность методической работы в гимназии на обеспечение интеграции разнопредметного учебного содержания, форм и методов учебной и внеучебной деятельности через овладение современными технологиями;

    -обеспечение условий для творческого роста педагогов;

    -демократическое управление методической деятельностью. Преимущество создания инновационной модели методической службы в гимназии состоит в том, что её реализация позволит повысить не только качество методической работы и оптимизировать систему управления методической деятельностью школы, но и в конечном итоге приведёт к повышению качества обучения учащихся.

    Реализация предложенной модели методической службы даст возможность осуществлять научно-методическое сопровождение дифференцировано, что весьма важно для развивающейся гимназии.

    Особенно важно учитывать для школы повышенного статуса различные аспекты, которые могут стимулировать профессиональное развитие учителей, которые наиболее часто используются в школе и могут служить вознаграждением за эффективное профессиональное развитие и активное участие в научно-методической работе.

    Мотив самостоятельности, реализации себя в творческой педагогической деятельности: повышение самостоятельности учителя: возможность работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать наиболее удобный график работы (расписание). Содействие в разработке и утверждении собственной авторской программы, ее распространении в районе, городе.

    Мотив личного развития, приобретения новой информации: направление на стажировку, курсы. Предоставление времени на методическую работу (работа на дому). Творческий отпуск в каникулярное время.

    Мотив самоутверждения, достижения социального успеха: направление на различные проблемные конференции, семинары для выступления и обмена опытом. Содействие в обобщении опыта, подготовке собственных публикаций и пособий к печати. Привлечение к руководству методическими подразделениями школы. Получение права на проведение семинаров, курсов, лекций для своих коллег по школе. Рекомендация на должность методиста, ответственного за стажировку молодых.

    Потребность в причастности: вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы.

    Мотив стабильности, защищенности: предоставление оплачиваемых часов на методическую работу. Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе.

    Мотив состязательности: содействие в выдвижении на престижные конкурсы. Присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства с назначением годовой надбавки к зарплате Инновационное методическое сопровождение современного образовательного учреждения невозможно без качественной работы методических служб.

    Единая система методического обеспечения образовательного процесса в гимназии развивается в соответствии с приоритетными направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Основной целью деятельности методической службы является обеспечение качественного образования через повышение профессиональной компетентности учителей и руководителей гимназии.

    Сущность этой программы заключается в дифференцированном подходе к методической службе в реализации Программы развития гимназии, развития потенциала педагогов для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса: учащихся, преподавателей, администрации; в обеспечении ориентации методической работы на опережающую подготовку учителей для функционирования в инновационном режиме; приобщение педагогов к осуществлению опытно-экспериментальной работы в ходе освоения педагогических новаций.

    Работа методической службы строится на основе компетентностного подхода. Это дает возможность осуществлять научно-методическое сопровождение образовательного процесса дифференцировано, вводить инновации, обеспечивать непрерывное образование и профессиональное развитие педагогических и руководящих кадров.

    Миссия гимназии на данном этапе заключается в создании условий (организационных, мотивационных, содержательных) для удовлетворения потребностей всех участников педагогического процесса в современном и качественном школьном образовании, личностном развитии, успешности.

    Учитель обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:

    - вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

    - практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов.

    Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Для решения данной проблемы необходимо переориентировать методическую работу, определить ключевые компетенции и педагогическое творчество современного учителя.

    Эта работа идёт по следующим направлениям:

    1. Создание системы внутришкольного повышения квалификации руководителей и педагогов школы.

    2. Инновационная деятельность.

    3. Обобщение опыта.

    Программа способствует становлению профессиональной компетентности педагога и определяет стратегию развития инновационной деятельности, педагогической культуры, учитывает возможности педагогических кадров, направлена на решение вопросов, связанных с повышением профессионального мастерства педагогов и эффективности УВП.

    Цели и задачи программы:

    Повышение качества образования через:

    · создание нормативно-правовых, организационных, методических, научных условий для развития методической службы и повышения эффективности научно-методической работы в гимназии № 102;

    · создание открытого образовательного пространства;

    · информационно-методического обеспечения потребностей педагогов;

    · научно-методического и психологического сопровождения инновационных процессов в МОУ гимназии № 102;

    · изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и инновационного опыта;

    · повышение профессиональной компетентности, деловитости, развитие инициативы, поиска и освоения форм и методов обучения, активизирование работы по внедрению в образовательный процесс новых образовательных технологий.

    · расширение сети и разнообразия профессиональных объединений педагогов.

    · дифференцированный подход к саморазвитию педагогов

    Основная часть

    Работу по повышению профессиональной компетентности в коллективе мы решили строить дифференцированно с учетом индивидуальных особенностей педагогов каждой группы. В таком случае цели деятельности и содержание деятельности для каждой из групп должны были быть следующими:



    Содержание деятельности

    Цель

    Для активных сторонников инноваций

    Работа в творческих группах, активные семинары, тренинги, практическая деятельность (открытые уроки)

    Вывести на более высокий уровень

    Для инертных

    Участие в семинарах, педсоветах, тренинги, научно-исследовательская деятельность.

    Приобщить к участию в работе

    Для «традиционников»

    Показ результатов и достижений, работа в ШМО, получение информации на педсоветах и мероприятиях

    Ознакомление с преимуществами инновационных технологий

    Для равнодушных

    Введение в проблему, сравнение результатов, ознакомление с мнениями изучения практического опыта

    Убедить в преимуществах

    инновационных технологий


    Методическая служба на дифференцированной основе

    Примечание. В предложенных схемах приняты следующие сокращения:

    МС — методический совет

    ПДС — постоянно действующий семинар

    МО — методическое объединение

    ТГ — творческая группа

    ШМП — школа молодого педагога

    ИГ — инициативная группа

    ШПО — школа педагогического опыта

    Дифференциация может осуществляться по стажу и опыту работы. "Школа педагогического опыта" может быть организована на городском уровне, что расширит возможности профессионального роста педагогов. Творческие группы тоже создаются на разных уровнях (школьном, городском) и рассматривают наиболее актуальные проблемы образования. В педагогическом клубе профессиональный ретренинг сочетается с психопрофилактикой, ортобиотикой. Обязательным условием является взаимосвязь всех ступеней общешкольными мероприятиями, специально организованными "круглыми столами", конкурсами, семинарами по обмену опытом и т. д. Программа постоянно действующего семинара для классных руководителей может реализовываться через самостоятельные формы работы. В этом случае методическому совету необходимо согласовывать график и режим работы всех коллективных форм педагогического общения.

    Особое место в гимназическом образовании занимает методическая служба реализующая, помимо традиционных, новые (инновационные) функции:

    мотивационно-целевую – определение целей научно-методической и научно-исследовательской деятельности на основе работы с педагогическими кадрами, мотивация коллектива к достижению новых целей;

    адаптационного развития – совершенствование коммуникативной, организация профилактической функции в работе с гимназистами;

    инновационного развития – организация исследовательской, внедренческой деятельности, моделирования и проектирования;

    регулятивно-коррекционную – анализ, установление логико-корреляционных связей между управленческими блоками и подсистемами гимназического образования.

    Качественно новый уровень научно-методического сопровождения инновационных процессов достигается путем тесной интеграции в работе научно-методической службы гимназии как центра трансформации педагогических технологий с ее научными подразделениями (предметными кафедрами, проблемными творческими группами, научно-методическим советом гимназии) и тесным сотрудничеством с другими гимназическими службами (учебной, воспитательной, психологической, социальной и медицинской), а также с родителями гимназистов.

    Программа предлагает наряду с традиционными методическими объединениями: следующие ФОРМЫ методической службы: коллективные, групповые, индивидуальные:

    - временные творческие группы, объединяемые по одной теме

    - проблемные группы: ПГ по теме «Внедрение ФГОС» руководитель...

    - ПГ по теме «Инновационная деятельность в школе» руководитель...

    - ПГ работа с одаренными детьми – руководитель...

    - ПГ по внедрению ИКТ – руководитель...

    Творческая группа учителей, проблемная группа учителей – временная форма педагогического коллектива, работающего в режиме развития. Создается для решения определенной учебной или воспитательной проблемы, может объединять учителей одного или различных предметов. Могут состоять от 2-х до всех членов коллектива. В группе выбирается руководитель, организующий разработку данной проблемы. Учитель в составе ТГУ выполняет работу по апробированию новых педагогических технологий, программ в соответствии со стратегией развития школы. По итогам работы готовятся рекомендации по использованию созданного опыта.

    Создание профессионально-педагогических объединений. В них будут входить учителя с близким уровнем профессионального развития и схожими профессиональными затруднениями

    Проблемные группы созданы в школе в связи с обновлением деятельности методической службы: в рамках обновления деятельности методической службы в связи с реализацией Программы развития гимназии Созданы проблемные группы учителей, участвующих в эксперименте.

    Тьюторский центр – группа учителей, которая может обменяться опытом по общим проблемам и задачам развития школы, реализует учебные обучающие модули для педагогов.

    Направления в работе проблемных групп:

    - реализация новых идей;

    - поисковый режим работы;

    - совместная работа над единой проблемой

    Основные направления в работе ПГ:

    - работа над общей проблемой или проблемами;

    - творческий отчет учителя;

    - работа с начинающим педагогом;

    - знакомство с передовым опытом и новыми технологиями преподавания;

    - работа над новым содержанием преподавания;

    - работа по проблеме качества образования;

    - осмысление каждым учителем своей образовательной деятельности.

    Школа педагогического опыта. Педагогический опыт мы рассматриваем как источник саморазвития и совершенствования педагогического мастерства. Творческие педагоги представляют материалы обобщенного опыта, основными из которых являются: системное описание опыта или его отдельных компонентов. В помощь учителям, работающим по обобщению и описанию опыта, разрабатываем специальные алгоритмы описания отдельных компонентов системы деятельности педагога. Продолжаем накопление и систематизацию процесса накопления и обобщения педагогического опыта внутри школы. Создание картотеки педагогического опыта (Банк лучшего опыта). Идет обобщение опыта работы педагогов, участвующих в эксперименте. В качестве результата методической работы мы рассматриваем разработку учителем методических рекомендаций, дидактических материалов, авторских программ, учебных пособий и т.д.

    Индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. В начале учебного года каждый учитель - предметник определяет тему самообразования. И оформляет в виде индивидуальной траектории развития профессионализма. Выбор темы по самообразованию определяется потребностью для учителя, для школы, уровнем владения учителем научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием учителем основ преподаваемого предмета, вопросов психологии, дидактики, теории воспитания, соответствием содержания образования уровню подготовки учителя, а также анализом, выводами, контролем за деятельностью педагога. В области методики особое внимание уделяем приемам дифференцированного обучения, мыслительной деятельности учащихся, развитию самостоятельности, практических навыков и установлению связей урочных и внеурочных занятий по своему предмету, реализации компетентностного подхода на уроках;

    План-программа «Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции освоения личностно-ориентированного образования» может служить тем средством, которое будет способствовать профессиональному саморазвитию педагогов в освоении инновации. При этом каждый педагог, реализуя (выполняя) свою программу профессионального роста, стремиться решить свои собственные профессиональные задачи. Для методической службы – ИТРПК это один из механизмов системной организации освоения инновации внутри образовательного учреждения и составляющая единица плана методической работы.

    На основании результатов самооценки, педагогического мониторинга, рекомендаций и замечаний, полученных в ходе предыдущей аттестации, а также Программы развития образовательного учреждения разрабатывается индивидуальная программа профессионального развития педагога, которая:

    - позволяет планировать собственную профессиональную деятельность с учетом программы развития образовательного учреждения и Ваших профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени (межаттестационный), равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие (самоменеджмент);

    -ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.

    Кроме того, педагог может сформировать методический портфолио.

    В результате такой организации:

    · расширяется совместная деятельность педагогов и учащихся через проекты, исследования, в том числе, выходящие за рамки ОУ

    · обеспечивается сетевое взаимодействие с экспериментальными площадками района ( предшкольная подготовка, предпрофильная подготовка и профильное обучение) через обмен информацией, организацию «круглых столов», публикацию в Интернете на школьных сайтах и т.д.

    · создаётся режим потребностей в презентации педагогами своих успехов через проведение открытых уроков с использованием современных педагогических технологий, видеозаписи уроков, публикацию своих разработок в периодической печати разного уровня.

    Всё это формирует новое качество профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного учителя.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152