Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Инновации и эксперименты: школа передового опыта
  • Методические аспекты формирования читательской компетенции учащихся средней школы (матричная организационная структура методической деятельности педагога)

    Курамшина Людмила Леонидовна, учитель высшей кв.категории МБОУ «СОШ № 143» г. Казань

    Управление методической деятельностью в условиях функционирования образовательного учреждения требует в современных условиях отхода от реализации задач, которые не в состоянии обеспечить реальное качество методической деятельности, под которой понимается управляемый, ресурсообеспеченный, эффективный процесс совместной деятельности администрации школы и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг.

    К сожалению, практика показывает, что по целому ряду объективных и субъективных причин методические объединения в образовательных учреждениях, как правило, не решают сегодня проблем конкретных образовательных учреждений, не ставят определенных диагностических целей, не охватывают весь блок профессиональной подготовки педагогов, не уделяют внимания созданию педагогических условий для самоактуализации учителей.

    Методическая тема школы зачастую носит формальный характер, она не опирается на практическую значимость, результаты диагностических исследований затруднений в деятельности педагогов и учащихся, не является актуальной, личностно ориентированной, своевременной и научно обоснованной.

    Работа над методической темой, как правило, не способствует повышению профессионального уровня педагогов, в результате которого возможно было бы наблюдать значительное повышение качества образовательных услуг, тогда как главным условием качественных образовательных услуг является высокий уровень профессиональной компетенции учителя.

    Управление методической работой в общеобразовательном учреждении требует сегодня отхода от деятельности методических объединений в традиционном формате. Этот формат не позволяет обеспечить качество методической деятельности на современном этапе развития образования. Традиционные методические объединения, образованные по предметно-профильному признаку, ограничивают деятельность учителей рамками одного предмета или одной предметной области.

    Опыт работы показывает, что одной из эффективных форм в современных условиях является матричная организационная структура методической деятельности педагогов, которая представляет собой взаимодействие различных объединений или временных групп педагогов по освоению и развитию отдельных составляющих профессиональной и предметной компетентностей, видов образовательных ресурсов, организации методической и экспериментальной деятельности педагогов. Подобная структура помогает мобильно решать конкретные вопросы развития образовательного учреждения, работать в инновационном режиме, создавать условия участия каждого педагога в деятельности одного или нескольких целевых (проблемных) объединений.

    Примером такой организации работы может служить деятельность образовательного учреждения по реализации методической темы по формированию читательской компетенции школьников. Работа над данной темой осуществлялась на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 143 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани.

    Диагностическое исследование функциональной грамотности учащихся школы №143 в области чтения, которое проводилось на базе школьной методической лаборатории, выявило определенные проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способность обучающихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях. Анализ полученных результатов показал, что у учащихся школы имеются проблемы, вызванные несформированностью компетентности грамотности чтения в таких областях, как чтение, математика, биология. Следующим шагом стало проведение микроисследования по выявлению основной причины возникновения данной проблемы в указанных предметных областях. Исследование показало, что у учащихся не сформированы общие навыки работы с информацией.

    В связи с тем, что работа с информацией происходит на всех уроках, стало очевидным, что силами одного предметного методического объединения эту проблему решить невозможно. Была использована матричная система организации методической работы, которая позволила создать временное целевое методическое объединение педагогов различных предметных областей для разработки комплексной целевой программы по формированию читательской компетенции школьников, охватывающей все аспекты деятельности учащихся, все учебные предметы и все этапы обучения детей в школе.

    Значимыми результатами этой работы стали: определение основных направлений совершенствования образовательной деятельности педагогов по формированию читательской компетенции обучающихся, подготовка методических разработок, связанных с определением содержания, оценкой функциональной грамотности учащихся. Создание инструментария для оценки сформированности общеучебных навыков при работе с текстами различных форматов, разработка примерных заданий, проверяемых уровень овладения читательской, математической, естественнонаучной грамотностью.

    На следующем этапе в режиме методических тренингов в микрогруппах учителей проводилась отработка методических приемов по формированию читательской компетенции обучающихся на уроках гуманитарных, математических, естественнонаучных дисциплин.

    Подобная организация методической деятельности учителей позволила выявить актуальную проблему, поставить конкретные диагностируемые цели, охватить основной спектр деятельности педагогов. Повысить их профессиональный уровень в решении заявленной проблемы, эффективно использовать ресурсы методической деятельности. Использование вариативных форм организации методической работы способствовало решению поставленных задач и повышению качества знаний учащихся по основным предметам школьного курса.

    Таким образом, правильное построение управления методической деятельностью образовательного учреждения является главным условием эффективности не только решения задач, стоящих перед образовательным учреждением, но и важным условием повышения качества образования.

    Литература

    1. Замошкина Т.Н. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса // Завуч, 2009.-№ 3.

    2. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в образовательных учреждениях. - М.: Аркти, 2003

    3. Ривкин Е.Ю. Управление методической деятельностью образовательного учреждения // Завуч, 2009.-№ 3.

      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152