Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Кадровый менеджмент
  • Портфолио школы: от теории к практике

    Крылова Марина Петровна, заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия №8» Советского района

    Портфолио (от англ. portfolio - портфель, папка для важных дел или документов) - это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах. Благодаря портфолио есть возможность сделать конкретные выводы об опыте и профессионализме. И поэтому вполне естественно, что от качества портфолио напрямую зависит заинтересованность в наших услугах и количество желающих (в нашем случае) обучать своих детей в образовательном учреждении. Основная задача портфолио - создание наилучшего впечатления об образовательном учреждении.

    Исходя из зарубежного опыта и россий­ской практики, в общепринятом варианте, портфолио представ­ляет собой коллекцию работ, цель которой продемонстрировать прогресс образовательного учреждения в обучении и решении поставленных задач.

    На вопрос о том, что имеется ввиду под «портфолио» в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. Но до сих пор ни в англо-американской, ни в франко-канадской, ни в немецкой литературе нет единого понимания школьного портфолио.В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло.

    Данная тема связана с существенными трудностями, так как в настоящее время разрабатываются различные типы портфолио, различающиеся между собой как по целям, которые они себе ставят, так и по способам работы с ними. Идея портфолио предполагает выстраивание вокруг портфолио учебно-воспитательного процесса, в котором существенно меняется суть взаимодействия учителя, ученика и его родителей, появляются новые цели и новые способы достижения старых целей обучения. При помощи представленных в портфолио документов можно составить впечатление о качестве работы и о пути развития образовательного учреждения, привлечь внимание родительской общественности и педагогического сообщества. С методической точки зрения портфолио должно создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации учащихся и педагогов. Безусловно, портфолио образовательного учреждения поможет учительскому коллективу привлекать в свою школу учеников, участвовать в проектах и конкурсах на получение грантов и т.д.


    ________________________

    Электронный портфолио «Вечерняя школа №3» г.Сочи

    Типология портфолио

    При всем разнообразии моделей, постоянно возникают попытки построить определенную типоло­гию портфолио. Из всех рассмотренных типов, для образовательного учреждения я бы выделила следующие типы портфолио:

    Портфолио документов или рабочий портфолио включает коллекцию работ, собранных за определенный период работы. Здесь могут содержаться любые материалы, в том числе планы и чернови­ки, показывающие, каких успехов добил­ось ОУ в процессе работы с момен­та постановки перед собой определенной цели до момента ее достижения.

    Портфолио процесса, отражая все этапы обучения и воспитания, показывает процесс в целом — как школа достигает прогрес­са, овладевая новыми технологиями и подходами к обучению и воспитаниюкак на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстриру­ет процесс рефлексии образовательного учреждения собствен­ного опыта и включает самооценку.

    Показательный портфолио позволяет оценить достижения образовательного учреждения по основ­ным направлениям деятельности, так как включает лучшие работы. Как пра­вило, сюда входят разнообразные аудио и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ и т.д. Материалы могут сопровож­даться письменными комментариями, обосновывающими выбор пред­ставленных им работ.

    Изучив материалы, становится понятным, что учеными хорошо изучено и разработано портфолио ученика и учителя, предлагаются всевозможные варианты его составления и использования, но совсем мало информации о портфолио школы.

    1. Какую задачу несет в себе портфолио школы?

    2. Каким должно быть сегодня портфолио школы?И как должно выглядеть портфолио школы?

    3. Что нужно включать в портфолио школы?

    Вот эти вопросы стоят на сегодняшний день перед школой.

    Пытаясь ответить на вопрос: «Каким сегодня должен быть портфолио?», у меня возник вопрос: «Что я хочу узнать о школе с помощью портфолио?» Был проведен опрос родителей будущих первоклассников и в ходе анализа ответов были выявлены те направления деятельности образовательного учреждения, которые хотят узнать родители более подробно. Выяснилось, что 70% респондентов интересует педагогическая и воспитательная деятельность образовательного учреждения, в которое они планируют отдать своего ребенка для обучения. Отзывы о работе учителей, их компетентность в вопросах преподавания, результаты итоговой аттестации и т.д.Меня же, как педагогического работника и администратора, интересовали управленческие блоки.

    Существуют различные виды портфолио, но наиболее приемлемой формой на сегодняшний день может быть электронный портфолио. Электронный портфолио – это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца. Его можно составить наиболее полно и интересно, разместить и хранить на сайте школы. Глобальная сеть Интернет предоставляет своим пользователям огромные возможности. Благодаря многочисленным поисковым системам мы можем оценить актуальность электронного портфолио. Это может сделать прозрачным учебно-воспитательный процесс, приблизить и привлечь к нему родителей. Изучение сайтов, посвященных теме электронного портфолио дает представление о разнообразных подходах к определению электронного портфолио. Электронный портфолио обеспечивает практическую стратегию длясистематического сбора материалов (проектов, тестов и т.п.) и документов в виде электронного хранилища данных. Преимущество электронного портфолио — возможность предоставлять материалы в более полном наглядном виде, за счет использования разного рода форматов (текстового, графического, аудио- и видеозаписи). Электронный портфолио позволяет хранить, редактировать и демонстрировать работы и обеспечивает оперативный доступ, в том числе дистанционный, к материалам.

    Для создания электронного портфолио могут использоваться различные программные средства, включая специальную он-лайн оболочку для размещения материалов в локальной сети или на сайте учебного заведения, а также на образовательных веб-сайтах.

    Технологии, которые объединяются при создании портфолио, способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. Особенно важна профессиональная рефлексия, включающая в себя умение выбора, проектирования и реализации тех или иных маршрутов, профессиональной диагностики. Поэтому и электронный портфолио позволяет собрать наработки в виде электронных учебно-методических комплектов и наглядно отразить динамику развития образовательного учреждения.

    Создание модели электронного портфолио, основанной на функционировании дидактических принципов научности, последовательности, системности, доступности, наглядности, интерактивности, ориентированности на самостоятельную деятельность открывает широкие перспективы объективной оценки работы образовательного учреждения.

    При создании электронного портфолио желательно придерживаться единой системы рубрикации и единой системы компонентов электронного портфолио для удобства работы посетителей сайтов.



    Примерная структура электронного портфолио

    Резюме

    Данный раздел включает материалы, отражающие достижения в различных областях (в описательной форме):

    Научно-методическая деятельность

    В этот раздел помещаются методические материалы:

    - педагогические идеи, реализуемые образовательным учреждением

    - аннотация программы, по которой работает образовательное учреждение;

    - использование современных педагогических технологий (описание);

    - экспериментальная работа (описание);

    - научно-методические публикации;

    - дистанционные мастер-классы (список авторских мастер-классов)

    - участие в профессиональных и творческих педагогических кон­курсах;

    - авторские цифровые образовательные ресурсы;

    - ИКТ-проекты

    - сетевые педагогические сообщества.

    Образовательная деятельность

    - актуальность развития общеобразовательного учреждения в современных условиях

    - анализ образовательного пространства школы

    - приоритетные направления, цель и задачи работы школы

    - учебный (образовательный )план школы

    - основные образовательные программы

    - содержание предпрофильной и профильной подготовки в школе

    - научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

    - система внутришкольного контроля.

    Внеурочная деятельность

    Раздел содержит документы:

    - реализуемые идеи, концепции, программы и т.д.

    - проектная деятельность учащихся:

    - список конкурсов, результаты;

    - образцы творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;

    - документы внеклассных мероприятий, фотографии и видеозаписи проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.).

    Разделы предложенной структуры электронного портфолио можно дополнять любой важной информацией.

    Сегодня, такой вид оформления портфолио может максимально раскрывать опыт по всем направлениям работы образовательного учреждения, поскольку опыт является одним из самых главных показателей. Есть возможность, показать лучшие результаты работы, не утомляя читателя. Кроме того, нужно помнить о том, что портфолио не должно быть перегружено, а в электронном виде, можно просматривать только интересующие Вас направления деятельности. Также в электронной версии легче получить отзывы о работе образовательного учреждения, что немаловажно на сегодняшний день. Экономится масса времени и сил у тех, кто хочет больше узнать о школе.


    ________________________________

    Сайт школы №25, ГО ЗАТО Свободный Свердловской области

    В качестве примера, наиболее интересным вариантом создания портфолио мне показался опыт гимназии №56 г.Санкт-Петербург


    Существенное значение портфолио придает планированию и самооцениванию результатов деятельности. Являясь по сути альтернативным по отношению к традиционным формам оценивания профессионализма и результативности работы школы, создание портфолио ставит следующие задачи:

    • Разработку и экспериментальную проверку различных моделей школьного портфолио, учитывающих многообразный зарубежный опыт.

    • Создание службы, осуществляющей контроль и координацию работы с портфолио и отвечающей за разработку показателей и критериев его оценки.

    • Обеспечение методической и педагогической поддержки, осваивающих работу с портфолио, и подготовки соответствующих специалистов.

    • Начало диалога в широком образовательном сообществе по вопросам учета порфтолиов различных рейтингах и конкурсах образовательных учреждений.



    Этапы работы над созданием электронного портфолио:

    · заполнение карты самооценки по готовности педагогов к инновационной деятельности;

    · создание на базе школы творческой лаборатории (составление карты инновационного опыта образовательного учреждения);

    · разработка Программы развития творческой лаборатории на 2012-2015 г.г.;

    · теоретический семинар «Портфолио как накопительная оценка образовательных достижений обучающихся в связи с введением ФГОС»;

    · создание творческих групп педагогов по созданию портфолио разных участников образовательного процесса (ученика, класса, учителя, ШМО, школы);

    · разработка школьных положений о портфолио всех участников образовательного процесса;

    · разработка критериев оценивания портфолио всех видов;

    · работа над созданием портфолио всех участников образовательного процесса;

    · школьные конкурсы портфолио учеников, классов, учителей, ШМО;

    · подготовка продукта деятельности лаборатории (например, диска с методическими и дидактическими материалами);

    · презентация опыта работы творческой лаборатории на муниципальном уровне.

    Проект рассчитан на 3 года (2012—2015 гг).

    Актуальность работы над данной темой продиктована новациями в образовании:

    1. Необходимость создания и ведения Портфолио учащихся прописана в ФГОС; Необходимость создания портфолио учителю, в новой модели аттестации учителей электронный портфолио может рассматриваться как форма предъявления результатов деятельности в межаттестационный период

    2. Необходимость создания электронного портфолио школы - «От портфолио ученика и учителя к портфолио школы».

    В портфолио каждого образовательного учреждения должна быть так называемая своя «изюминка». На примере своей гимназии могу рассказать об инновационном проекте: «Ковать геликоптеров начинают со школьной скамьи...» в рамках функционирования экспериментальной площадки: «Социализация школьников в условиях сетевого взаимодействия школы, ВУЗа, предприятия».

    Можно спрогнозировать риски в работе по созданию и использованию электронного портфолио:

    · недостаточная ИКТ – компетентность педагогов и как следствие, неприятие идеи создания портфолио педагогическим коллективом;

    · временные затраты;

    · компьютерная зависимость;

    · соблюдение авторского права – доступ любых пользователей к сетевым папкам;

    · уровень восприятия успешности;

    · отсутствие стимула

    Если не предпринять усилий по унификации представлений электронного портфолио, то коллекция школьных портфолио на сайтах школ будет слабо структурированной и разношерстной (что можно наблюдать сегодня, посещая сайты школ в разных регионах). На множестве неоднородных объектов сложно организовать результативный поиск, атрибутивную выборку или ранжирование. Если же школам предложить единую структуру для формирования электронного портфолио, готовые шаблоны для заполнения, то на место хаоса придет "порядок". Пользователи интернет (в т.ч. учителя, родители, ученики) в этом случае смогут быстро находить интересующие их портфолио — образцы школьного творчества, результаты конкурсов и олимпиад, отзывы на творческие и исследовательские работы учеников и учителей. Посетители сайта портфолио смогут составлять запросы на поиск и отбор портфолио по заданным атрибутам, ранжирование компонентов портфолио по определенным параметрам.

    Проект создания системы, обеспечивающей формирование и хранение школьных портфолио в Интернете, является интересной программистской задачей. Эту задачу, разумеется, следует решать в тесном сотрудничестве со школьными коллективами.

    Ряд шагов в направлении реализации этих задач уже совершен в процессе федерального эксперимента. Ход эксперимента и накопленный опыт показывают, что все они решаемы при наличии времени, информации и заинтересованности всех участников образовательного процесса.

    Заключение

    Анализ литературы, посвященной созданию и использованию портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения и воспитания, т.е. для совершенствования образовательного и воспитательного процесса в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые компетентности, которые выдвигаются миром образования и так необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного информационного общества.

    Хотя утверждение, что школа ХХI – это «школа портфолио», - т.е. когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть все традиционное образование - явно преувеличено, освоение метода портфолио в российской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.

    Список литературы:

    1. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике //Вопросы образования.-2004.-№3.-С.201-238

    2. Новикова Т.Г. Портфолио: Федеральные рекомендации и местный опыт.//Педагогическая диагностика.-2005.-№3.-С.97-110

    3. Журнал "Народное образование" 2005 год №1 Портфолио в российской школе / Т. Новикова,А. Прутченков, М. Пинская - с. 84-97

    4. http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10448.php

    5. http://www.openclass.ru/wiki-pages/56818

    6. http://www.call.lunn.ru/pdf/Tambov.pdf

    7. http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm#_Toc155786306

    8. http://portfolio-7.narod.ru/model_metodich_portf/

    9. http://www.prodlenka.org/doklady/portfolio-uchitelia-vystuplenie-pered-pedagogicheskimi-rabotnikami.html

    10. http://school9.krasnoturinsk.org/index.php?option=com_content&Itemid=88888939

    11. http://www.stel.ru/pdf/digest_2_1209.pdf

    12. http://nsportal.ru/site/23527/obrazovatelnaya-programma-shkoly

    13. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/master-klass-sozdanie-elektronnogo-portfolio

    14. http://399sch.ru/node/79


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152