Современная школа должна быть развивающей и развивающейся. Реализация Программы «Наша новая школа» во многом зависит от профессиональной компетентности учителя. Также необходимо понимать, что качество образования обусловлено качеством управления, в том числе качеством управления профессиональной деятельностью учителя.
Одним из направлений развития управленческой деятельности по повышению качества работы учителя в школе является организация эффективной методической службы. Цель моей деятельности как заместителя директора по учебной работе - обеспечение компетентного, действенного и эффективного управления профессиональной деятельностью учителя на основе использования современных педагогических технологий как одного из условий повышения качества образования; совершенствование профессионального мастерства, профессиональной компетентности и аналитической культуры учителя. Актуальность данной идеи обусловлена социальными изменениями в обществе, предъявлением современных требований к учителю. Современный этап развития общества ставит перед школой новые сложные задачи, решить которые возможно только при глубоком анализе имеющихся достижений и на основе четко спланированной деятельности.
Исходя из этого, ведущим направлением деятельности школы является реализация Программы развития школы «Повышение мобильности, доступности и качества образования как условие развития личности посредством использования инновационных образовательных программ и технологий обучения» на 2007-2012г.г.
Инновационность программы развития состоит в том, что она, не ломая структуры управления, модели выпускника, особенностей организации учебно-воспитательного процесса, используя основные направления модернизации системы образования, позволяет осуществить преемственный переход школы в новое качественное состояние – школу с углубленным изучением отдельных предметов.
В конечном итоге Программа развития школы ориентирована на решение проблемы повышения качества образования. В рамках Программы развития школы разработаны и реализуются программы:
· Программа информатизации на 2007-2012 г.г.
· Программа профилизации на 2007-2012г.г.
· Программа «Сохранение и укрепление физического, психологического и нравственного здоровья участников образовательного процесса» на 2007-2012г.г.
· Программа «Работа с одаренными и высокомотивированными детьми» на 2007-2012г.г.
В концепции Программы развития школы сформулирована цель деятельности педагогического коллектива: формирование творческой, интеллектуально развитой, здоровой личности, способной к самореализации и самоопределению.
Методическая работа по теме «Создание образовательного пространства, ориентированного на самореализацию участников образовательного процесса школы с углубленным изучением отдельных предметов» направлена на выполнение поставленных задач перед школой и их реализацию через Программу развития школы.
Можно ли добиться решения проблем, стоящих перед школой, без высокопрофессионального состава учителей, без учителей, готовых к инновационной деятельности? Конечно, нет. Мы можем повысить качество образования, только повысив профессиональный уровень учителя. Так как повседневное повышение профессионального мастерства происходит на рабочем месте, в школе, поэтому мы рассматриваем методическую службу в качестве ключевого звена, обеспечивающего развитие школы. Совершенно очевидно: управление методической работой в условиях инновационного развития школы нуждается в новых импульсах ее дальнейшего совершенствования, обретения нового качества, новых задач и функций.
Для решения поставленных задач реализуется проект «Педагогическое мастерство».
Актуальность проекта «Педагогическое мастерство» связана с определением и проработкой управленческих решений, способствующих становлению и развитию высокопрофессионального педагога, который во многом обусловливает конкурентоспособность образовательного учреждения в целом. Актуальность работы обусловлена и необходимостью повышения статуса педагога в современной ситуации, усиления мотивации и креативности профессиональной деятельности учителя.
Как организована работа с учителем в нашей школе? В основе лежат принципы адресной помощи учителю и направленности на Успех.
Работа с учителем организована на основе диагностики, в которой принимают участие психолог школы, администрация школы, методические объединения учителей школы. Диагностика творческого потенциала учителя позволяет обеспечить дифференцированный подход к повышению профессионального уровня и оказывать адресную помощь. Учителя распределены на 4 группы:
1 группа. Мастер – класс.
2 группа. Учителя, формирующие опыт.
3 группа. Учителя, нуждающиеся в оказании методической помощи.
4 группа. Молодые и вновь прибывшие учителя.
Мы вместе с учителями I группы фиксируем, отслеживаем освоенные методы и приемы, проблемы. Учителям II группы по результатам отслеживания даем рекомендации, планируем форму обобщения опыта. Учителям III, IV групп оказывается адресная помощь: даются рекомендации, контролируется их выполнение. Каждой группе оказывается практическая помощь по вопросам профессиональных затруднений в виде методических рекомендаций, подбора справочного материала, проводятся индивидуальные и групповые консультации.
Таким образом, наша методическая служба построена по принципу увеличения самостоятельности учителя в своем профессиональном росте.
Главным центром, координирующим всю методическую работу школы, является методический совет (МС). На заседаниях МС обсуждаются следующие вопросы:
· организация опытно-экспериментальной работы (ОЭР);
· работа с одаренными: подготовка к олимпиадам, организация исследовательской деятельности учащихся;
· о программе информатизации;
· об организации аттестации педагогических работников;
· рассмотрение программ элективных курсов;
· о подготовке школьной НПК « Первые шаги в науке»;
· о работе с молодыми специалистами;
· о подготовке к экзаменам;
· об организации методической работы по ЕГЭ;
· о подготовке к школьным конкурсам;
· об итогах мониторинга учебного процесса;
· об определении форм итогового контроля;
· о планировании учебного процесса на следующий учебный год.
Важным направлением методической работы является обеспечение условий для непрерывного совершенствования педагогического мастерства учителя, поэтому идет постоянный поиск новых форм работы с учителем. Служба методического сервиса использует новые активные формы, сориентированные на организацию временных творческих объединений учителей (работа постоянно- действующего семинара, проблемные группы, ВТК, творческих групп по подготовке к педсоветам), что свидетельствует о консультационно-методическом и научно-методическом уровне методического сопровождения образовательного процесса.
В течение 2007-2012г. функционирование следующих групп педагогов:
Временные творческие коллективы (ВТК)
2007-2009 уч. год
ü Использование компьютерных и мультимедийных технологий в УВП.
ü Разработка рабочих программ.
ü Разработка системы заданий по формированию универсальных учебных действий.
ü Здоровьесберегающие технологии.
ü Технология модульного обучения.
ü Методы и приемы развивающего обучения.
2009-2011уч.год
ü Разработка комплексной программы «Семья».
ü Деятельностный подход в обучении.
ü Организация и проведение интеллектуального марафона.
ü Формирование ключевых компетенций.
Проблемные группы
2007-2009 уч. год
ü Разработка КИМов и рабочих программ по предмету.
ü Преемственность в обучении.
ü Мониторинг предпрофильной и профильной подготовки.
ü Использование межпредметных связей в обучении.
ü Основы профессии.
2009-2012уч.год
ü Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата.
ü Разработка рейтингово - модульной системы в профильном классе.
ü Методы и приемы технологии РКМЧП.
ü Работа с различными видами текстов.
ü Визуальные методы организации материала.
Результат: систематизирован материал, разработана серия уроков, опыт учителей обобщен в публикациях, на семинарах различного уровня ( с 2007 -12 г.г. - 6 семинаров для руководителей школ РТ)
Особое внимание уделяется молодым специалистам. Проводим занятия в школе молодого учителя, индивидуальные консультации по составлению поурочного тематического планирования, ведению классного журнала, планированию урока, методике проведения урока, самоанализу урока, совместно с наставниками и психологом школы осуществляем диагностику педагогических затруднений, психологическое сопровождение. Проведен школьный фестиваль «Лучший открытый урок» среди молодых учителей. По результатам конкурса вручены дипломы по номинациям «Надежда», « Творческий подход», « Открытие».
Проведение школьных профессиональных конкурсов, смотров, повышающих мотивацию и стимулирующих деятельность педагогов, стало традицией школы.
· Лучшая разработка рабочей программы по теме
· Лучшая разработка курса по выбору и элективных курсов
· Использование высоких технологий в УВП
· Лучшая методическая разработка
В целях эффективного управления профессиональной деятельностью учителя нами адаптирована система рейтинговой оценки деятельности педагогов, что приводит к эффективному управлению как системой повышения профессионального роста педагога, так и к эффективному управлению качеством предоставляемых образовательных услуг. Критерии оценивания:
ü участие в профессиональных конкурсах;
ü участие в ОЭР, инновационной деятельности;
ü открытые уроки, мастер-класс;
ü открытые внеклассные мероприятия;
ü выступление на МО, РМО,ПС, ВТК, МС, семинарах, конференциях;
ü публикации;
ü размещение на педагогических сайтах;
ü руководство ПГ, ВТК, НОУ;
ü руководство НИР обучающихся;
ü подготовка победителей и призеров олимпиад.
« ...школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». Универсальные учебные действия - основа формирования ключевых компетенций. Одним из средств управления качеством образования является мониторинг овладения учащимися универсальными учебными действиями.
Сегодня конкурентоспособность человека, его успешность во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально-экономическим условиям. Введение понятия компетентности позволяет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.
Педагогический коллектив подошёл к пониманию того, что не могут быть сформированы специальные умения, если ученик не овладел универсальными учебными действиями. Процесс формирования универсальных учебных действий сквозной (1-11 классы), разрабатываются преемственные связи, четко отслеживаются наиболее «ключевые» умения, которые помогут учащимся в усвоении наиболее сложных тем.
Эффективное формирование и развитие универсальных учебных действий предполагает соответствующее организационное и методическое обеспечение. Сформированность универсальных учебных действий – результат усилий всего педагогического коллектива. Важно координировать взаимодействие учителей – предметников. С этой целью были выработаны и внедрены Карты учета формирования и развития универсальных учебных действий, которые позволяют выявить уровень сформированности универсальных учебных действий по классам. Был подготовлен методический сборник « Формирование общеучебных умений и навыков у школьников» (Казань, 2006). Идет систематизация контрольно – измерительных материалов (КИМов).
Для отслеживания уровня сформированности универсальных учебных действий введено следующее:
1. Тематические проверки («Формирование информационных умений», «Работа с учебной и дополнительной литературой», «Использование групповых и коллективных форм работы на уроке» и др.).
2. Отражение формирования УУД в рабочих программах, что позволяет систематизировать работу учителю, а администрации возможность проконтролировать и скорректировать работу учителя.
3. Внесены дополнения в требования к уроку при посещении.
4. Разработаны Карты учета формирования универсальных учебных действий по классам.
5. Работа по отработке навыков исследовательской деятельности учащихся ведется в Научном обществе «Поиск», созданном в 2001 году. Работа в рамках Научного общества дает возможность учителю повышать свой профессиональный уровень, методологическую компетентность и педагогическое мастерство.
Что дает подобная диагностика? Во-первых, отслеживается уровень обученности и обучаемости учащихся по предметам, отдельным разделам программы, позволяющий своевременно планировать и проводить индивидуальную, коррекционную работу с учащимися, которая всегда приносит положительный результат. Во-вторых, осуществлять преемственность обучения между различными ступенями обучения, строить работу с родителями. В-третьих, непрерывная диагностика позволяет учителю осуществлять самоконтроль своей деятельности. Работа администрации носит характер совместной аналитической деятельности с учителем по совершенствованию качества образования. Таким образом, процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным.
В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску их смысла и ценности. Ключевые образовательные компетенции превращаются в дидактическое средство развития личностных качеств. Теперь в основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность учащихся в которых и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, умение обучаться и многое другое.
По отслеживанию использования современных технологий, методик, реализуемых в школе (проектные технологии, технология уровневой дифференциации, проблемное обучение, информационно - коммуникационные технологии, технология РКМЧП, технология коммуникативно-развивающего обучения, технология модульного и блочно – модульного обучения, исследовательские технологии, деятельностный подход) можно говорить об уровне профессиональной компетентности педагогов.
На сегодняшний день школа участвует в 3экспериментах:
· « Управление качеством образования в условиях модернизации образования». С 2006 года школа - экспериментальная площадка муниципального уровня.
· «Отработка методики преподавания и анализ результатов обучения по УМК авторов Муравина Г.К., Муравиной О.В. « Математика.5-7,8 классы.» (республиканский уровень)
· «Тропинки здоровья» (1 классы).
Каждое направление экспериментальной деятельности оказывает значительное влияние на содержание образовательной деятельности образовательного учреждения и профессионально - компетентностный рост педагогов. Системность в работе дает определенные результаты.
Способствуем активному участию педагогов в презентации результатов деятельности, организуя их участие и выступление в конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня. Победители ПНПО-2 , «Учитель года» – победитель и лауреаты, город; победители гранта « Наш лучший учитель» - 5 чел.; « Наш новый учитель»- 2чел.
Педагогический опыт обобщен на семинарах, публикациях, конференциях различного уровня
| 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 |
семинары | город -1 РТ – 4 | район -3 город -1 РТ - 2 | район -1 РТ - 4 | город -1 РТ - 1 | РТ-1 |
Конференции, конкурсы | 11 | 17 | 12 | 11 | 69 |
публикации | 7 | 6 | 8 | 10 | 52 |
Анализ качественного состава педагогического коллектива показал положительную динамику роста профессионального уровня учителей (1и 2 квалификационной категории).
С каждым годом управленческая деятельность заместителя директора по УВР наполняется новым содержанием, новыми формами. Это реалии сегодняшнего дня. Творческая педагогика, творческий учитель, как они необходимы сейчас, в настоящее время - время стремительных социальных изменений, когда в перестраивающемся и развивающемся обществе резко возрастает личная и социальная значимость умения мыслить творчески.«Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» (А.Барбюс).Важнейшая задача каждого заместителя директора, руководителя – эффективно управлять профессиональной деятельностью учителя, создавая условия для самореализации участников образовательного процесса.