Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Кадровый менеджмент
  • Программа перехода образовательного учреждения к модели школы полного дня

    Миргалеева Наталья Владимировна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г. Казани

    Серьезные изменения в социально-экономической жизни общества и в образовании, происходящие в последние годы, определили необходимость создания инновационной образовательной модели «Школа полного дня».

    В программе перехода МБОУ СОШ №112 к модели Школы полного дня отражены тенденции изменения нашего учебного заведения с учетом его социума, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы, представлены концептуальные направления и стратегия развития. Проектируемые существенные изменения в различных звеньях образовательной системы должны привести к достижению нового качества образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов образовательной системы школы. Кроме того, процесс развития нашей школы должен способствовать повышению ее конкурентоспособности, обретению ею своего собственного «лица». Поэтому мы стремимся к созданию такого образовательного пространства, которое позволит обеспечить личностное развитие всех и каждого обучающегося; позволит достигнуть нашим выпускникам «личностного и профессионального успеха, а значит породить веру в себя и будущее своей страны» (Стратегия 2020).

    Однако, добиться такого результата достаточно сложно, т.к. школа как институт социализации подростков постоянно должна вести диалог со всеми «заказчиками» образования, постоянно создавая, обновляя и расширяя спектр образовательных услуг, но и должна корректировать ошибки социализации школьников в других ее формах- средства массовой коммуникации, религия и даже семья .


    Анализ социокультурной ситуации школы.

    Школа расположена в Авиастроительном районе Казани, характерной особенностью которого являются достаточная социальная стабильность: работают крупнейшие предприятия города ФГУП «КАПО им. С.П.Горбунова», ОАО «КМПО», ОАО «КВЗ», ООО «КЗССМ», Казанская ТЭЦ №2 и др., в шаговой доступности, расположены объекты культуры и творчества- КДК им. В.И.Ленина, КМЦ им. А.П.Гайдара, КДЮСШ «Авиатор», РЦ детского технического творчества и информационных технологий, ДШИ.

    В микрорайоне школы активное жилищное строительство завершилось 20 лет назад, последний многоквартирный дом сдан 12 лет назад, что обуславливает отрицательную динамику прироста населения микрорайона, сокращение количества детей школьного возраста. В ближайшем окружении (10-15 мин пешего хода) находятся 5 общеобразовательных школ, 3 из которых – инновационные (гимназии), что приводит к высокому уровню конкуренции в привлечении обучающихся в школу.

    Социальный статус некоторых родителей низок, поэтому в школе достаточное количество социальных сирот, дезадаптированных к школе детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Воспитательные возможности некоторых семей сомнительны.


    Анализ внутренних факторов развития школы.

    Школа основана в 1956 году. С тех пор рейтинг школы постепенно снижался: с 1996 года – школа-арабо-английский лицей, с 2001 года- школа с углубленным изучением отдельных предметов, с сентября 2010 года- средняя общеобразовательная школа.

    Основными особенностями образовательного процесса школы являются:

    -школа принимает всех детей, проживающих в микрорайоне школы, с разными образовательными способностями и потребностями;

    -отработана система предпрофильной подготовки и профильного обучение по химии и биологии;

    -развитая система социального партнерства:

    А.КНИТУ (КХТИ)- организация профильного обучения, индивидуальная исследовательская работа учащихся, преподавание элективных курсов,

    Б.Казанский социально-гуманитарный колледж- внедрение программы дополнительной профильной подготовки в школе,

    В.ЗАО «Завод железобетонных конструкций»- представительство в местном благотворительном общественном фонде развития школы, спонсорская и иная помощь школе,

    Г. ДЮСШ «Динамо»;

    - высокий уровень занятости школьников внеурочной деятельностью - 76 %; в том числе к объединениях дополнительного образования на базе школы- спортивный клуб «Триумф» (секция дзюдо), хоровой кружок «Соловушка», хореографический кружок «Рябинушка»; научное общество учащихся «Эврика»; кружок «Активисты школьного музея», правоохранительный отряд «Защитники будущего», отряд «Юные инспектора движения», отряд «Дружина юных пожарных».

    На основе анализа состояния образования в МБОУ «СОШ№112» с целью принятия стратегических управленческих решений было выстроено «древо проблем»:

    1.У определенной части обучающихся низкая мотивация к учебной деятельности и невысокий уровень познавательных интересов, что препятствует осознанной учебной деятельности.

    2.Существует проблема низкого профессионального уровня отдельных педагогов, что препятствует:

    - качественной подготовке к ГИА, ЕГЭ и интеллектуальным конкурсам;

    -повышению качества участия педагогов в профессиональных конкурсах;

    -применению современных технологий и ухода от «усредненного» подхода в обучению и воспитанию (школа учит всех, но не каждого).

    3.Система воспитательной работы школы характеризуется разобщенностью основного и дополнительного образования и отсутствием эффективных связей с учреждениями культуры и спорта района.

    Концепция инновационных преобразований школы.

    Основные концептуальные положения Программы перехода МБОУ СОШ №112 к модели школы полного дня строятся в соответствии с целевыми ориентирами национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (Стратегия 2020), Стратегией развития образования в РТ на 2010-2015 годы «КИЛӘЧӘК» – «Будущее».

    На период до 2020 года приоритетными образовательными результатами должны стать: высокое качество образования, достижение личностного успеха, развитие навыков постоянно обновлять свои компетенции, выстраивание отношений с различными социальными институтами.

    Учитывая эти тенденции модернизации образования, проанализировав внешние и внутренние факторы развития школы и социокультурную ситуацию мы пришли к необходимости перейти от Школы для всех и для каждого к Школе полного дня.

    В нашей школе каждому ребенку должна быть предоставляется возможность заняться любимым делом, искать себя, пробовать себя в любом виде деятельности. Школа разворачивает перед ним веер возможностей в виде создания отвечающих детским запросам и заказам содержательных пространств: самообразовательного, учебного, художественно-творческого, социально-трудового, досугового, игрового.

    Такое образовательное пространство возможно создать, обеспечив реализацию модели «Школа полного дня» с определенным укладом школьной жизни.

    Полный день – это организация целостной жизнедеятельности в течение школьного дня, которая должна быть гибкой, изменчивой и вариативной.

    Полный день -это дополнительный ресурс времени для организации индивидуальной работы учащегося в приемлемом для него темпе, реализации его личных планов и идей. Благодаря разнообразию деятельностей и форм, успешными в рамках полного дня могут быть и дети, плохо встраивающиеся, по каким-то причинам, в рамки урока.

    Полный день-это интеграция основного и дополнительного образования, эффективная связь с заинтересованными организациями и учреждениями района.

    Под укладом школьной жизни мы понимаем стиль ее жизнедеятельности, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

    Основными компонентами (модулями) уклада жизни школы №112 могут быть :

    1. участие всех членов школьного сообщества в создании норм и правил общей жизни; открытость принимаемых решений; наличие выборных органов школьного самоуправления и систематическая деятельность детской общественной организации;

    2.наличие социально-трудовой практики как обязательного элемента образовательного пространства;

    3. наличие разнообразных коллективных творческих дел и проектов, которые создают условия для самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребенка и взрослого.

    4. владение педагогами технологиями личностно-ориентированного обучения, методикой проведения внеклассных мероприятий по Щурковой, КТД Иванова.

    В программе также определены основные принципы и ценностные ориентиры Школы полного дня.


    Модель школы полного дня

    1.Организационная структура ШПД

    Наиболее приемлемыми для нашей школы две модели организации школы полного дня:

    Первая и вторая половины дня принципиально не отличаются, в них могут быть равномерно распределены уроки, групповые, индивидуальные работы, проектная деятельность, физкультурные занятия, прогулка, занятия по выбору в объединениях дополнительного образования.

    Значительную часть дня может занимать поездка в музей или поход в лес, им может предшествовать установочное занятие или они могут завершаться рефлексивной работой. Эта модель наиболее подходит, для начальной школы и младших подростков, когда дети еще не могут самостоятельно использовать образовательные возможности района и города.

    Первая половина дня занята уроками, межпредметными занятиями, во второй половине дня возможны различные варианты:

    Помимо прогулки, подвижного отдыха, игр, учащиеся выполняют текущее общее или индивидуальное задание (предложенное учителем конкретному ученику), задание по выбору, которое может быть связано с интересом ребенка и выполняться выбранным им самим способом, занимаются индивидуально с учителями.

    Каждый учащийся самостоятельно и в своем темпе работает в библиотеке, компьютерном классе, с учителем, что поможет преодолеть индивидуальные трудности и дефициты.

    Дети работают совместно над общими или групповыми проектами или завершают, оформляют какое-то дело, начатое в первой половине дня.

    У школьников могут быть индивидуальные учебные планы, индивидуальная траектория образования, в которое включаются занятия по выбору с использованием спортивных секций, кружков или так называемых свободных пространств (например, в физкультурный зал). Эта модель наиболее подходит для старшей основной школы, потому что позволяет учащимся самостоятельно строить и организовывать свой образовательный процесс и полнее использовать возможности района и города как крупнейшего образовательного центра.

    Необходимо провести интеграцию обоих моделей ШПД, выбрав нечто среднее или опробовать модель на начальной школе.

    2. Образование по ступеням

    Программа содержит задачи обучения по ступеням обучения.

    3. Система воспитательной работы.

    Основные направления

    -интеграция основного и дополнительного образования через разнообразную по форме деятельность учащихся-проекты, КТД, кружки и др.;

    -интеграция с учреждениями дополнительного образования района через совместные дела, предоставление ставок учителям школы, предоставление ресурсной базы учреждений доп.образования, организацию объединений на базе школы с изменение инфраструктуры школы;

    -сотрудничество с социальными партнерами;

    -совершенствование работы детской общественной организации СМС и органов ученического самоуправления;

    - работа с педагогами школы.


    4. Развитие кадрового потенциала

    -изменение предметно-ориентированной структуры педагогического коллектива к творческим формам его организации (проблемные группы, тематические команды и т.п.).

    -внедрение методов управления результатами обучения на уровне классов\предметов. Одним из них, безусловно, является индивидуальный план развития учителей, отвечающий задаче работы с контингентом повышенной сложности - освоение необходимых методов и форм работы.

    Риски программы

    Основными возможными рисками в ходе реализации данной программы являются.

    1. Риск, связанный с неправильным выбором времени, необходимым для перехода школы к новой модели.

    2. Сопротивление педагогического коллектива.

    3. Разрыв между представлениями родителей о целях и задачах образования в отношении их детей и целями и задачами развития школы, исходящими из ее программы развития.

    4. Программа развития нашей школы окажется не столь эффективной по сравнению с программами окружающих школ.

    5.Влияние образовательного пространства школы будет не столь убедительным по сравнению со средствами массовой коммуникации.

    6.Различие в оценочных представлениях о результатах инновационных преобразований школы, сложившихся у коллектива школы на основе ее программы развития, и у органов образования, исходящих из традиционных форм оценки его качества- учет только абсолютных достижений (ЕГЭ, ГИА, олимпиады, конкурсы), а не их прогресс с учетом индивидуальных возможностей и ожиданий для разных групп учащихся.

    Заключение.

    Правильно разработанная концепция не является панацеей от всех ошибок и сбоев, которые происходят в школах, вставших на путь инновационного развития. Безошибочно запланировать будущее крайне трудно, но без систематизации и плана действий школа уподобиться слепцу, балансирующему на канате над пропастью.

    Спроектированная модель ШПД и пути перехода к ней отнюдь не являются идеальными. Концепция школы, являющаяся частью программы развития учреждения, выступает как элемент социальной технологии и представляет собой комплекс приёмов достижения социально полезной цели – обеспечения эффективного взаимодействия в реализации интересов всех социальных групп образовательного процесса (школьники, их родители, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения, муниципальные и государственные органы власти).

    Смысл и ценность образовательной программы учреждения в том, чтобы выразить целенаправленность образовательного процесса в учреждении, определить себя как живой единый организм, целостную педагогическую систему, где каждый элемент, часть, сохраняя свою особенность, работает вместе с другими в слаженном ритме, продолжая и поддерживая друг друга.

    Литература.

    1.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; 2.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы; 3.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

    4.Концепциия долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (Стратегия 2020);

    5.Стратегия развития образования в РТ на 2010-2015 годы «КИЛӘЧӘК» – «Будущее»;

    6.А.Я. Данилюк и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России-М.: «Просвещене», 2009;

    7.«Новые ценности образования: Демократическая школа Александра Тубельского», Выпуск №1(49), 2012. 170с.;

    8.А.Тубельский. Уклад школьной жизни – скрытое содержание образования, 2010;

    9.Программа развития МОУ СОШ № 5 г. Вятские Поляны Кировской области на 2007 - 2010 г.г. «Школа полного дня - социокультурный центр микрорайона»;

    10.Еремина О.Л. Особенности воспитательной системы школы полного дня. Приложение к газете «1 сентября», 2011;

    11.Ускова Г. А. Диссертация по теме «Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся начальных классов в школе полного дня», М:2005 год

    12.Комисова О.В. Формирование познавательной самостоятельности подростков в школе полного дня. Диссертация и автореферат, М:2001 год.

    13.Выравнивание шансов детей на качественное образование. Рекомендации Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования, М.: 2012.

    14.www.schoolvyz2.ucoz.ru

    15.http://cl92379.tmweb.ru/index.php?option=com_content&Itemid=45


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152