Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Кадровый менеджмент
  • SWOT – анализ как метод стратегического планирования в деятельности общеобразовательной школы

    Емельянова Светлана Витальевна, Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Когда речь заходит об обновлении современной школы, то при всей разнородности высказываемых точек зрения бесспорна одна – нашей новой школе нужен учитель для подготовки выпускника школы, который должен «быть инициативным, образованным, конкурентоспособным на рынке труда, обладать высокой профессиональной мобильностью, большой социальной ответственностью, способностью принимать важные самостоятельные решения экономического, юридического и нравственного характера и пр».[1] Поэтому система образования должна перестраиваться с регламентированного стандартизированного образования к многопрофильной формальной и неформальной школе. Интеграция основного и дополнительного образования – необходимость жизни школы в современных условиях, так как даёт возможность взаимодействия педагогов разных специальностей, комплексного педагогического влияния на личность школьника, а так же развития и воспитания ребёнка, помогая ему тем самым раскрыть свой индивидуально - творческий потенциал.

    Традиционная система образования предполагает принцип деления школьного образования на основное и дополнительное. Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностное, мотивированное, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.[2]

    "Изюминка" дополнительного образования как раз и состоит в том, что всеегопрограммынетранслируютсядетямсверхупотипуединогогосудар­ственногостандарта, однозначноопределившего, чтонужнознатьиуметь подрастающемупоколению, апредлагаютсядетямповыбору, всоответствии сихинтересами, природнымисклонностямииспособностями.[3]

    Коллектив нашей школы пришёл к выводу, чтоосновное и дополнительное образование должны быть звеньями одной цепи. Данная проблема является не последней в деятельности школы и решается путём интеграции основного и дополнительного образования. Для планирования работы по интеграции основного и дополнительного образования необходимо изучить состояние данного вопроса конкретно для нашего учебного заведения.

    Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на состояние интеграции основного и дополнительного образования внашей, является SWOT - анализ.

    В рамках проекта«Интеграция основного и дополнительного образования: состояние и возможности» на диагностико-моделирующем этапе был проведён SWOT – анализ, который будет использоваться, как обязательный предварительный этап при дальнейшей разработке программы по интеграции основного и дополнительного образования.

    Использование данного метода поможет придерживаться стратегии, при которой можно использовать сильные стороны школы для смягчения угроз внешней среды. По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли наше учебное заведение внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения в вопросах интеграции основного и дополнительного образования. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, помогут определить «векторы» педагогического поиска в решении вопросов интеграции основного и дополнительного образования в школе.

    Размышления над проблемами административной работы в школе привели меня к мысли о том, что аналитическая работа в деятельности администрации школы требует много сил и времени. Заместитель директора, как правило, курирует основные направления развития школы и осуществляет в этих целях общее руководство развитием. Всё это требует от него понимания специфики анализа состояния дел в школе и умения использовать определённые методы для стратегического планирования. [4] Один из таких методов я открыла для себя – это SWOT-анализ.

    SWOT-анализ это классический инструмент стратегического управления. Его применение возможно на ранних стадиях мониторинга деятельности, в том числе планирования работы. Изучив литературу по данному методу, я для себя определила, что:

    ü комбинации "возможности - сильные стороны" можно использовать как ориентиры стратегического развития;

    ü комбинации "возможности - слабые стороны" можно применять для внутренних преобразований;

    ü комбинации "угрозы - слабые стороны" предполагается рассматривать как ограничения стратегического развития;

    ü комбинации "угрозы - сильные стороны" можно использовать как потенциальные стратегические преимущества.

    Так же как, состояние вопроса интеграции основного и дополнительного образования, можно проанализировать любые проблемы, возникающие в школе. Часто выявление проблем упирается в незнании реального состояния дел. Если SWOT-анализпроведён качественно, то от его результатов можно легко перейти к планированию дальнейшей работы и составлению программы стратегического развития школы.

    Использованная литература

    1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утверждена приказом Президента РФ от 04 февраля 2010 г. Пр-271

    2. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. –Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. –М., 2002

    3. Л.Н. Буйлова, канд. пед. наук, зав. кафедрой дополнительного образования детей Московского института открытого образования, Журнал «Справочник заместителя директора школы» № 2, 2009

    4. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности): Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред.М.М. Поташника.-М.: Педагогическое общество России, 2001


    [1]Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утверждена приказом Президента РФ от 04 февраля 2010 г. Пр-271


    [2] Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. –Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. –М., 2002

    [3]Л.Н. Буйлова,канд. пед. наук, зав. кафедрой дополнительного образования детей Московского института открытого образования, Журнал «Справочник заместителя директора школы» № 2, 2009


    [4]Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности): Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред.М.М. Поташника.-М.: Педагогическое общество России, 2001.-256 с.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152