Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Учительская
  • Развитие творчества при обучении математике (из опыта работы)

    Казакова Татьяна Николаевна, учитель математики высшей квалификационной категории, МАОУ «Лицей имени Н. И. Лобачевского при КФУ»

    Задача учителя организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждое усилие по овладению новыми знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и т.д. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предложения, догадки, уметь делать обобщения изучаемых факторов, творчески применять знания в новых ситуациях.

    Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением новых знаний. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний.

    На первых уроках геометрии в 7-м классе ученики знакомятся с простейшими фигурами геометрии, появляется новая терминология, которая нелегко усваивается ими. В связи с этим в устных упражнениях почти каждого урока можно включить задания на описание готового чертежа с помощью символов или сделать рисунок, прочитав символическую запись. Используя эти задания, учитель не только развивает ум ребенка, но и его речь. На дом можно дать такое задание: придумать рисунок и описать его с помощью символов. В начале урока учащиеся поочередно показывают выполненное задание. Другие ученики могут дополнить описание. Они видят творчество других, и это побуждает их к новой творческой деятельности, а для этого необходимо знать учебный материал.

    Своим ученикам я на разных этапах обучения предлагаю следующие творческие задания:

    1. В различных по виду треугольниках провести три медианы; три высоты: три биссектрисы.

    2. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки;

    3. Построение правильных многоугольников.

    4. Рисунки по темам «Движение», «Подобие».

    5. Сделать модель к задаче.

    6. Сечение многогранника. Пошаговое исполнение.

    Нужно учить детей задавать вопросы учителю и отвечающим ученикам по пройденной теме. Хороший вопрос может задать ученик, владеющий изученным материалом и терминами.

    Задавая домой творческую работу, всегда надо напоминать ученикам, что у них есть хороший советчик во всем – это их учебники по математике. В них они могут найти чертежи, контрольные вопросы, исторические сведения и многое другое, но, используя учебник, они должны проявить своё творчество.

    Хорошим помощником в воспитании творчества учащихся является метод доказательства от противного. Его можно использовать не только в геометрии, но и в алгебре.

    Пример: доказать, что уравнение х4+3х3+2х2+х+3=0 не имеет положительных корней.

    Можно предложить ученикам применить доказательство методом от противного на примерах из жизни, художественной литературы, на различных школьных предметах.

    Изучая действия с дробями и проценты в 6-м классе, я предложила ученикам придумать задачи на эту тему, сделать рисунок по условию задачи на одной стороне альбомного листа и её решение на другой стороне. Ребята с удовольствием выполняли эту работу, а затем обменивались задачами. Изучая тему графики функций, можно предложить написать рассказ по графику движения. Интересно можно организовать творческую работу по теме «Вывод формулы длины окружности и значения числа π » в 6 классе. Учащиеся чертят окружности различных радиусов и находят с помощью ниточки её длину. Затем находят отношение длины окружности к диаметру и сравнивают полученные результаты. Приходят к выводу: что результат получается почти одинаковый. Здесь же прослушав историческую справку о числе π и длине окружности, а её могут подготовить и сами дети в форме презентации, я уверена, что этот учебный материал навсегда останется в памяти учеников.

    Почти к каждому уроку, новому учебному материалу можно найти проблему, которую интересно разрешить творческим путем. Это уже зависит от творчества самого учителя, это не так легко, но очень интересно. Можно предложить следующие темы творческих работ.

    1. Решить задачу несколькими способами.

    2. Игра это творчество. Составление игр таких как: тригонометрическое домино, логарифмическое домино, математическое лото по различным темам.

    3. Можно поручить старшим детям, принять зачет у детей на год младше их. Для этого они должны подготовить карточку с заданиями по зачету, в которую включается теоретическая и практическая часть.

    4. Составление математических кроссвордов по теме.

    5. Математические бои, турниры, КВН, путешествия по лабиринтам знаний, аукционы знаний, соревнования, олимпиады, математические кружки все это также развивает творческий потенциал учеников, приучает лучше ориентироваться в необычной ситуации, развивает фантазию, мышление.

    Если учитель дает ученикам творческие задания, то он просто обязан, чтобы ученики рассказывали об их выполнении. Это позволяет развивать речь ребенка. Часто приходится сталкиваться с таким явлением: учитель весь урок говорит, а дети молчат. Ведь рассказывая о решении какой-то проблемы, ученик развивает свою техническую речь, что важно в его развитии.

    Часто после сдачи ЕГЭ или ГИА можно услышать от некоторых учеников, что он не решил то или иное задание, так как не понял его условия. Многие ученики находятся в сильной зависимости от формы подачи информации.

    Пример.

    1. Решить уравнение: 0,5х = х2 – 3; решают без затруднений.

    2. При каких значениях х, верно равенство: 0,5х = х2 – 3; некоторые не сразу осознают аналогию.

    3. Найти число, половина которого меньше его квадрата на 3; многие испытывают серьезные затруднения.

    Разумеется, язык школьной математики не должен создавать дополнительных трудностей для восприятия, но отказываться от различных форм предъявления информации – это значит не развивать творчество ученика. Мы сталкиваемся с различной подачей информации в текстовых заданиях и поэтому эту форму работы с учениками также надо развивать, что приведет к творческому развитию мышления ученика и лучшему усвоению учебного материала. Можно предложить ученикам игру: условие одной задачи. Дать уравнение, неравенство и предложить придумать к нему различные условия. А в геометрии можно дать вообще три числа и предложить им придумать геометрические задачи по текущей теме.

    Принятие стандартов нового поколения ставит перед учителем задачу повышения качества образования, применяя инновационные подходы в подаче учебного материала. Считаю, что творческий подход в обучении математике один из возможных методов эффективного обучения, воспитания и развития школьников. Эта работа может вестись как индивидуально, так и коллективно. Творческая математическая деятельность требует кроме математических способностей и знаний также знания и других школьных предметов, культуры мышления, в частности понимания связи математики с практикой, умение использовать общие приёмы и методы научного познания – анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогии и обобщения, интуицию и доказательства, делать выводы из доказанного. Усиливается активизация познавательной деятельности, мотивация изучения предмета, а также появляются возможности улучшения информационных характеристик управления учебной деятельностью учащихся, которые определяют соответствующие объективные требования к ученику и его знаниям, умениям и навыкам.



    Литература:

    1.И.Н.Сергеев, С.Н. Олехник, С.Б. Гашков Примени математику. Москва: Наука 1999.

    2. И.С. Петраков. Математические кружки в 8-11классах. М. Просвещение 1987.

    3.И.Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике в 10-11кл. М. Просвещение 1989.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152