Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Учительская
  • Повышение квалификации - необходимое условие роста профессиональной компетентности учителя

    Соловьева Зоя Петровна, методист информационно-методического отдела МБМУ «Городской методический центр» по Кировскому и Московскому районам

    Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является переход на новые образовательные стандарты и совершенствование учительского корпуса.

    Согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам появляются новые требования к условиям реализации основной образовательной программы, т.е требования к кадровым условиям. Это укомплектованность, уровень квалификации, аттестация, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогов.

    "Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения", - считает Александр Михайлович Кондаков, член-корреспондент Российской академии образования, генеральный директор издательства «Просвещение». Поэтому важное место по совершенствованию профессиональной компетентности педагога занимает система повышения квалификации, являющаяся необходимым условием роста профессиональногомастерства учителя. В связи с введением ФГОС общего образования во всех образовательных учреждениях с сентября 2011 года право педагогических работников на повышение квалификации переходит в обязанность.

    В соответствии с письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 24.02.2012 №03-109 «О повышении квалификации и аттестации педагогических работников:

    1.Работники образовательного учреждения должны проходить обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам не реже одного раза в пять лет.

    2.Объем программы повышения квалификации учителей, реализующих программу начального общего образования, должен составлять не менее 72 часов, а реализующих программу основного общего образования - не менее 108 часов.

    При этом педагогу необходимо помнить, что при организации процедур аттестации педагогических работников учитываются только те документы о повышении квалификации, которые выданы организациями, имеющими лицензию на реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ.

    Министерство образования и науки РФ, определяя «Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования», обращает внимание на вовлечение в процесс повышения квалификации кадров лидеров образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, где планируется развивать методические ресурсные центры, организовывать стажерские площадки, практику студентов.

    В рамках реализации Стратегии образования в Республике Татарстан на 2010-2015 г.г. «Килечек»- «Будущее» формируется новая система повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

    Повышение квалификации педагогов состоит из внешнего и внутреннего направлений.

    При внешнем повышении квалификации планируется вариативный подход к выбору учреждений, где можно пройти курсы повышения квалификации. Это могут быть институты повышения квалификации РТ, РФ, высшие учебные заведения, некоммерческие общественные организации.

    Дифференцированный подход предполагает выбор времени прохождения курсов, выбор стажировочных площадок. Модульный принцип обучения подразумевает три модуля прохождения по 36 часов.

    Первый - теоретический, в котором обозначаются основные тенденции образования, например ФГОС, ФГТ и другие. Этот модуль может быть дистанционным.

    Второй – очный. Практика проходит на базе учреждений, где организуется вовлечение в деятельность временным коллективом, например, вовлечение в проектную деятельность. Примером стал «Сингапурский проект», обучение которому проходит весь коллектив.

    Третий – стажировочный. В национальной образовательной инициативе говорится о том, что педагогическая практика студентов профильных вузов, а также стажировка уже работающих педагогов должны проходить на базе школ, успешно развивающих свои инновационные программы, прежде всего в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

    В республике организуют стажировку:

    1. центры компетенций и ИКТ, в Республике Татарстан их - 54;

    2. школы - базовые площадки Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО), их - 14.

    3. школы - участники Сингапурского проекта.

    Внутреннее повышение квалификации предполагает непрерывное образование в учреждениях образования через семинары, конференции, методические объединения и др. формы диссеминации лучшего педагогического опыта.

    Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 года №761н принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, информационная, коммуникативная, правовая.

    Методическая работа в педагогических коллективах, соответственно, должна способствовать непрерывному совершенствованию профессиональных компетентностей учителя.

    В связи с этим показателен опыт гимназии №75 Московского района г.Казани, обобщение которого состоялось на городском семинаре по теме «Аттестация как одно из важнейших средств оценки и развития профессиональных компетенций педагогических работников». Педагогический коллектив третий год планомерно работает над этой задачей. В рамках педагогического совета были изучены теоретические основы понятий «компетенция», «компетентность», разъяснялись нормативные документы, педагоги были ознакомлены с методикой оценки конспекта урока по В.Д. Шадрикову. В рамках заседаний методических объединений отрабатывались практические навыки анализа урока. Используя активные формы работы: диспуты, тренинги, работу в группах, деловые игры, учителя анализировали уроки по критериям В.Д. Шадрикова [2], практиковались в написании конспектов уроков. Отрабатывая компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, педагоги учились ставить цели и задачи на разных этапах урока в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, вовлекать самих учеников в процесс формулирования целей и задач. При изучении компетентности в области мотивации учебной деятельности отрабатывались умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности, создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся, их самомотивирования. При рассмотрении компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности были изучены современные методы, технологии преподавания. Общаясь на заседаниях методических объединений, педагоги смогли пополнить «банк» различных учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными психологическими особенностями.

    Вместе с этим в коллективе решаются вопросы повышения теоретического и методического уровней педагога: повысилась оценка уровня профессиональных педагогических компетенций педагогов, проходящих письменные квалификационные испытания для подтверждения соответствия занимаемой должности от 0,62 до 0,85 балла. Диссеминация опыта работы представлена на страницах электронного периодического издания «Педагогическая газета», в социальной сети работников образования, на сайтах «zavuch.info», «proshkolu.ru», «naurok.ru» и др. Анализ педагогической деятельности, своевременное совершенствование ключевых педагогических компетентностей позволило получить хороший результат: увеличилось число педагогов, планирующих аттестоваться досрочно; по итогам текущего года количество педагогов-грантников увеличилось вдвое.

    Активизировалась работа и с учащимися гимназии. Благодаря педагогам, умеющим активизировать творческие возможности учащихся, создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности, у обучающихся появилась потребность использовать освоенные знания на практике. Выросло число участников научно-исследовательской конференции «Рождественские чтения». Возрос интерес к дистанционным конкурсам: «Познание и творчество», «Моя Россия. Великое в малом.», «Математика в гостях у сказки», «От Америки до Австралии».

    Методическая работа по совершенствованию профессиональных педагогических компетентностей в коллективе продолжается. Руководство гимназии целенаправленно стимулирует педагогов повышать свою квалификацию, методологическую культуру, находит сильные стороны и перспективы развития каждого учителя.

    Мысль о том, что «Ученики должны учиться в течение всей жизни, учиться переучиваться, учиться работать в команде...» в равной степени относится и к педагогам, повышение квалификации которых является необходимым условием роста профессиональной компетентности.


    Список использованной литературы:

    1. Выступление на семинаре «Модернизация региональных образовательных систем в контексте введения ФГОС: итоги апробации – 2008», пресс-конференция группы разработчиков проекта стандартов и руководителей региональных центров апробации, Москва, 2008 г.

    2. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников/ под ред. В.Д.Шадрикова, И.В.Кузнецовой.- Казань, РИЦ, 2011.

    3. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2010.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152