Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Учительская
  • Дифференциация при обучении как главное условие усвоения учебного материала

    Каплан Анна Маратовна, директор МБОУ «СОШ № 64» г. Казани,
    Мелихова Елена Юрьевна, учитель биологии МБОУ «СОШ № 64» г. Казани

    Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе.

    Как показали многочисленные психолого-педагогические исследования, даже если уравнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно: обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех учащихся, положительное отношение их к уроку, тщательно разработать методику введения нового материала, - новые знания могут быть усвоены по-разному. Одни школьники достаточно полно усвоят новое и могут применить его в новых, но сходных с учебной обстановкой условиях, требующих самостоятельного развития новых знаний (высший уровень усвоения). Другие усвоят существенные стороны нового понятия или закономерности и сумеют применить их к решению задач, близких к тем, которые разбирались в процессе объяснения нового материала (средний уровень усвоения). Наконец, будут и такие, кто вынес лишь отдельные, нередко несущественные стороны нового понятия или закономерности и не может применить их к решению даже простых задач (низший уровень усвоения).

    Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников. И таким подходом является дифференциация. В условиях дифференцированного обучения комфортно чувствуют себя все ученики.

    В психологии и педагогике существует понятие «индивидуальный подход» - это психолого-педагогический принцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждого ребенка как проявление особенностей его психофизиологической организации в ее неповторимости, своеобразии, уникальности.

    Необходимость такого подхода в разные времена отмечали многие ученые-педагоги. Например, В.А. Сухомлинский считал, что в обучении детей «нужны особые меры, необходим тонкий, деликатный индивидуальный подход».

    Необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся влечет за собой вопрос: как все это осуществить организационно. Для современного школьного обучения все непросто: учеников много, а учитель один, поэтому очень сложно построить учебный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика. Очень часто используется такой выход: выделяются отдельные группы учащихся, обучение которых строится по-разному. Каждая группа учеников, имеющая сходные индивидуальные особенности, идет своим путем. В этом случае речь идет о дифференцированном обучении.

    Наиболее широко в практике распространена внутриклассная дифференциация обучения, при которой внутри разнородного класса создаются группы учащихся по каким-либо признакам, чаще — по обучаемости, т.е. по лёгкости и быстроте усвоения учебного материала. Внутриклассная дифференциация выражается в заданиях различного уровня сложности, в дозировании помощи учителя ученикам. Это мягкая, гибкая форма дифференцированного обучения, комфортная для учащихся, дает им возможность переходить из группы в группу. Группы выделяются неявно, внимание учащихся на них не акцентируется.

    В нашей школе были разработаны и внедрены на разных предметах и в разных классах технологические карты внутриклассной дифференциации обучающихся на уроке. Данные карты позволяют при подготовке к уроку не только четко сформулировать цели, которые учитель ставит на каждом этапе урока для разных по уровню усвоения материала групп учащихся, но и определить содержание актуализируемого, изучаемого, обобщаемого и контролируемого учебного материала для каждой из групп учащихся. Кроме того, учитель может четко запланировать, какие методы, формы и средства обучения он будет применять на разных этапах урока для каждой из этих групп учащихся.

    Технологическая карта состоит из трех разделов: карты целей, карты содержания и карты методов. На каждой из этих карт отражены списки учащихся, разделенных на три группы соответственно уровню усвоения учебного материала, а также этапы данного урока. По карте внутриклассной дифференциации можно отследить как взаимосвязь целей, содержания и методов на каждом этапе урока, так и деятельность каждой группы учащихся в течение всего урока.

    В идеале, конечно, хорошо бы иметь такие карты на каждый урок во всех классах, но, понимая загруженность учителя, в школе № 64 было принято решение, что каждый учитель выбирает один класс и готовит карты внутриклассной дифференциации сначала по основным темам, а затем по всем темам уроков, на которых дифференцированный подход необходим.

    Данные карты также очень полезны для занятий Школы молодого учителя. При обучении учителей составлению карты на занятиях Школы много внимания было уделено формулированию триединой цели урока, грамотному определению содержания изучаемого материала для разных групп обучающихся, а также изучению разных методов, средств и форм проведения занятий.

    Карты внутриклассной дифференциации являются практическим применением полученных молодыми педагогами знаний, способствуют систематизации педагогических понятий и позволяют наиболее эффективно реализовать дифференцированный подход на любом уроке.

    Вниманию читателей предлагаются карты внутриклассной дифференциации, составленные учителем биологии Мелиховой Е.Ю. (См. приложение). Подобные карты в школе составили учителя химии, биологии, математики. Работа над дифференциацией как условием усвоения учебного материала ведется всем педагогическим коллективом и карты внутриклассной дифференциации очень помогают учителям и учащимся повышать качество обучения.

    Правильно организовать учебный процесс, добиться результативности помогают предложенные технологические карты, основанные на планировании результатов обучения, помогающие учащимся усваивать программу на уровне своих возможностей, тем самым снимая проблему «неуспеваемости».

    Введение данных карт в практическую деятельность учителя позволяет решать типичную проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Карты внутриклассной дифференциации помогают выявить и максимально развить задатки и способности каждого учащегося. Применение дифференцированного подхода на различных этапах урока в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений, навыков.

    Мониторинг результативности образовательного процесса показал, что в классе нет ни одного ученика, который не овладел бы необходимыми навыками, предусмотренными программой по окончании изучения темы урока, на котором применялись технологические карты внутриклассной дифференциации.

    Литература:

    1. Алексеев С.В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла. -Л., 1991.

    2. Гроот Р. Дифференциация в образовании, /Директор. -1994. - .V5.

    3. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994.

    4. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.

    5. Унт Ише. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990.

    6. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. - М., 1994.

      Сертификаты:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152