Современный этап развития экономики требует перехода на инновационный путь и предполагает масштабное внедрение наукоемких, энерго- и ресурсосберегающих технологий. Такой подход предъявляет соответствующие требования к системе образования и подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе и по рабочим специальностям. Однако сегодня более 50% выпускников российских высших и средних учебных заведений не востребованы работодателями из-за недостаточного уровня подготовки. Эксперты считают, что для повышения качества подготовки необходимо в системе образования создание профессиональных стандартов и четких инструкций, описывающих, чему конкретно должен быть обучен сотрудник, какими навыками и способностями должен обладать, чтобы соответствовать данной профессии [1, с.11].
Обеспечением более высокого уровня профессиональной компетентности преподавателей, качественным повышением педагогического потенциала в целях подготовки конкурентноспособного специалиста и призвана заниматься методическая служба образовательного учреждения. Роль методистов как проводников современных технологий также существенно повышается в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Учитывая эти обстоятельства, в профессиональном лицее народных художественных промыслов ведется целенаправленная работа по анализу и пересмотру сложившейся организационно-методической системы. Уже подготовлен ряд новых регламентирующих актов в свете указанных выше тенденций. Для ведения планомерной и системной работы введены должностное лицо и специальные органы, ответственные за организацию научно-методической работы: заместитель директора по инновационно-методической работе, методический совет лицея, предметно-цикловые комиссии по профессиональным, общегуманитарным, естественным и специальным дисциплинам, постоянно действующий методический семинар.
Модель созданной многоуровневой организации методической службы профессионального лицея народных художественных промыслов представлена на рис. 1.
Работу по организации методического обеспечения преподавателей и мастеров производственного обучения лицея мы условно разделили на 3 периода или этапа: изучить – научить - оценить.
На первом этапе изучения и анализа методической службой проведено анкетирование, в котором приняло участие 18 преподавателей и мастеров производственного обучения. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов, среди них: методические консультации на какие темы вы хотели бы прослушать; считаете ли Вы необходимым внедрение в практику Вашей работы инновационных образовательных технологий; какие мероприятия методического плана могут положительно повлиять на повышение качества образовательного и воспитательного процесса лицея и ряд других вопросов.
Одними из наиболее эффективных форм методического развития анкетируемые назвали проведение открытых уроков и мастер-классов, методические семинары и консультации. Были выявлены потребности в методической и учебной литературе по отдельным дисциплинам, констатирована необходимость использования в педагогической работе современных технических средств. Подавляющее большинство респондентов (94%) высказались за необходимость внедрения в практику своей работы инновационных образовательных технологий.
Результаты проведенного анкетирования позволили наметить приоритеты и основные направления методической работы на ближайший учебный год, а также приступить к реализации второго этапа методической работы. В соответствии с пожеланиями преподавателей был скорректирован план работы постоянно действующего методического семинара, внесены новые, наиболее актуальные темы для изучения. В целях усиления контроля за образовательным процессом разработан помесячный План внутрилицейного контроля, годовой План взаимопосещений занятий преподавателей и мастеров, по итогам которых оформляются справки-отзывы. Итоги проведенных проверок обсуждаются на заседаниях предметно-цикловых комиссий и методического совета.
Третий этап заключался в создании портфолио преподавателей и мастеров лицея. Первоначально всем было предложено заполнить карту производственной деятельности преподавателя, включающую в себя данные об аттестации и повышении квалификации, участии в семинарах, конкурсах, ярмарках, результаты учебно-производственной и воспитательной работы за последние 3 года и др. К карте прилагаются копии всех необходимых документов. Данная форма позволила при анализе деятельности каждого педагога и мастера оценить его профессиональные достижения, выявить проблемы и определить направления индивидуальной работы. Данная форма является большим подспорьем педагогам также и при подготовке документов на аттестацию.
Таким образом, результатом созданного научно-методического обеспечения учебно-образовательного процесса лицея являются конкретные рекомендации педагогам и мастерам по решению определенных учебно-производственных задач.
По мнению специалистов, «перспективы научно-методического обеспечения связаны с обоснованием новой системы научно-методического обеспечения профессиональной подготовки студентов в профессиональной школе» [2, с.270]. В этой связи нам предстоит разработать стратегию научно-методической и инновационной работы лицея народных художественных промыслов, направленную на качественное повышение профессионального уровня педагогов и мастеров производственного обучения и вывести проблемы поддержки и сохранения народных художественных промыслов за пределы нашего лицея на республиканский, всероссийский и международный уровень.
В завершение следует сказать, что:.
1. Переход на новые государственные образовательные стандарты будет являться, как мы ожидаем, позитивной основой развития начального профессионального образования.
2. Для того чтобы эти ожидания были реализованы, необходима системная и планомерная работа всего коллектива.
3. В условиях лицея народных художественных промыслов, когда каждый из мастеров должен быть не только педагогом, но и уникальным мастером в своем деле – ювелиром, вышивальщицей, резчиком по дереву, художником-оформителем и др., профессиональные требования к уровню квалификации педагогического состава существенно усложняются.
4. Проведенный опрос показал, что в основном наблюдается готовность преподавателей к инновационной деятельности, что требует соответствующей мотивации и поддержки, а также создания современной технологической базы.
Литература
1. В профобразовании назревает системный кризис. // Профессиональное образование. Столица. – 2012. – №6. – С.11.
2. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: Проблемы качества и научно-методического обеспечения / Г.В. Мухаметзянова. – Казань: Магариф, 2005. – С. 270.
Сертификат: