Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Управление методической работой
  • Творческие группы как важное звено методической деятельности

    Султанова Гузель Мансуровна, заместитель директора лицея № 149 Советского района г. Казани

    Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. На развитие всего этого потенциала направлена методическая деятельность учреждений образования. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования. Инициатива педагогов, их творческая активность, стремление к обновлению и новаторству – непременный фактор развития системы методической работы, её жизнеспособности и прогресса.

    В Лицее №149 с татарским языком обучения Советского района г.Казани, который в этом году отмечает свой 20 –летний юбилей, научно-методическая деятельность признается стратегически приоритетным аспектом деятельности. Именно благодаря такому подходу все годы развития Лицеем достойно поддерживается статус инновационного учебного заведения. Методологическую основу деятельности Лицея составляют идеи выдающихся педагогов - К.Д. Ушинского, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, В.П. Беспалько, В.А. Караковского, М.М. Поташника; идеи педагогических технологий, основанных на личностной ориентации, активизации и интенсификации деятельности учащихся (Л.В. Занков, Н.А. Зайцев, Е.И. Пассов, Д. Дьюи, Е.А. Ямбург).Вся научно-методическая работа в Лицее нацелена на удовлетворение актуальных потребностей педагогов в реализации их профессиональной деятельности, непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителей, их ключевых и профессиональных компетенцийпосредством активного включения педагогов в инновационную деятельность.

    Главным центром, координирующим всю методическую работу, является Научно - методический совет. На заседаниях совета обсуждаются такие насущные вопросы жизнедеятельности Лицея, как создание системы работы с одарёнными учащимися, реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности, основные аспекты системы работы над уровнем физической подготовленности обучающихся, технология «портфолио» в условиях реализации ФГОС, формирование исследовательских умений на уроках по гуманитарным дисциплинам, пути повышения мотивации к деятельности молодых учителей и т. д.На заседанияхНМС вырабатываются предложения, которые затем претворяются в жизнь методическими объединениями и творческими группами.

    В Лицее функционирует 7 методических объединений (гуманитарные дисциплины; естественно-математический цикл; иностранные языки; начальные классы; эстетический цикл, физкультура и ОБЖ; татарский язык и литература; МО классных руководителей). Каждое МО работает над своей темой, которая напрямую связана с единой методической темой Лицея. Правильное определение темы и задач способствует правильному выбору содержания и форм организации деятельности объединений.

    При Научно-методическом совете Лицея организованы 3 творческие группы, на деятельности которых хочется акцентировать внимание. Творческие группы созданы на добровольной основе. Они призваны решить актуальные задачи содержательно-методического, диагностического, контрольно-оценочного характера. Каждая группа разрабатывает стратегически важные направления деятельности Лицея: апробация и внедрение технологии индивидуализированного обучения; внедрение ФГОС начального общего образования; реализация поликультурного образования как основы формирования российской гражданской идентичностиобучающихся. Возглавляют группы опытные учителя -методисты, которые не только имеют собственный интересный опыт работы, но владеют элементами управленческого знания, умениями организационного, коммуникативного и аналитического характера. План каждой группы составлен на основе годового плана работы Лицея с учетом проблематики тематических педагогических советов, в подготовке которых группа может принять активное участие. В рамках общего направления работы группы каждый учитель самостоятельно трудится над индивидуальной методической темой. Эти темы сопряжены с общей направленностью деятельности группы и, с одной стороны, способствуют росту личного профессионального мастерства, с другой — воплощают на практике определенный содержательный фрагмент общегруппового плана.

    С начала прошлого учебного года первая творческая группа педагогов начала заниматься по технологии индивидуализированного обучения под руководством заслуженного учителя РСФСР Ю.А.Макарова.

    Цели творческой группы:

    1. Улучшение качества образования путем компьютеризации учебно-воспитательного процесса.

    2. Овладение учителями навыками экспериментальной работы, формами и методами индивидуализированного обучения.

    3. Формирование навыков самостоятельной работы учащихся.

    4. Создание психологического обеспечения индивидуального подхода к учащимся.

    Задачи группы:

    а) создать разноуровневые дидактические материалы, то есть систему самостоятельных работ, разработанных по единым дидактическим принципам с учетом специфики предмета, выполняя которые в определенной последовательности, ученик усваивает учебный материал;

    б) изучить индивидуальные особенности учащихся для оказания ученику своевременной помощи при возникновении у ученика трудностей при изучении нового незнакомого материала;

    в) разработать систему компьютерных тестов, созданных на основе многочисленных печатных изданий. При этом надо предоставить учителю возможность собирать из имеющихся вопросов теста свой набор, как на конструкторе.

    г) обучить учителей работе с готовыми тестами и созданию собственных тестов различных модификаций и созданию обучающих программ.

    Каждый месяц два дня в Лицее проходят семинары по данной технологии. В эту творческую группу включены 18 педагогов Лицея, которые наряду с учителями гимназии №2 Московского района, школой №58 Советского района и др.являются членами сообщества педагогов по данной технологии. Разработки уроков наших учителей размещены на международном сайте www.urokitio. Следует отметить, что на уроках по технологии ТИО каждый ученик сам себя оценивает и работает с удовольствием.

    Вторая творческая группа (10 учителей) занимается методическим сопровождением внедрения ФГОС начального общего образования.

    Цель группы: помочь учителям начальных классов выработать умение планировать свою деятельность в свете новых требований ФГОС:

    · определять свои цели как образовательные результаты учащихся;

    · образовательные результаты формулировать в идеологии ФГОС, в идеологии обучения компетенциям, ориентируясь на социальные ожидания и требования к образовательным результатам выпускника;

    · определять эффективные педагогические средства достижения результатов (методы, приёмы, технологии - проектные, создание учебных ситуаций...);

    · составлять сценарий учебного занятия, ориентируясь на программу формирования УУД, осуществлять рефлексию проведённого занятия;

    · умело сочетать традиционные и интерактивные образовательные технологии;

    · включать учащихся в ситуации, необходимые для освоения УУД;

    · использовать новую систему оценивания.

    Группа вносит корректировки в план методической работы объединения учителей начальных классов, обогащает его новыми формами работы практической нацеленности, реализации на занятиях деятельностного подхода, проводит работу по обеспечению педагогов информационным, научно-методическим сопровождением процесса формирования УУД и методическими рекомендациями по развитию компетентности педагога.Кроме этого, группой разрабатывается система мониторинга достижения основных планируемых результатов образования, продолжается работа по созданию медиатеки методических материалов по внедрению стандартов II поколения. По инициативе творческой группы изменились подходы к анализу уроков, стало традицией ежемесячная защита проектных работ учащихся начальных классов. В декабре 2012 года планируется проведение республиканского семинара по теме «Система работы учителя начальных классов по формированию универсальных учебных действий обучающихся. Опыт, поиски, проблемы».

    Третья творческая группа (13учителей) нацелена на создание в Лицее модели поликультурного образования, способной на основе формирования личности, сохраняющей собственное этнокультурное наследие и стремящейся к пониманию других культур, готовой к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, обеспечить благоприятный демократический и гуманистический социальный климат, способствующий гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения в интересах российской гражданской идентичности.

    Задачи группы:


    • изучение вопросов по формированию научно-теоретических и методических основ поликультурного образования;

    • разработка образовательных методик, технологий и рекомендаций;

    • создание модели поликультурной среды, лежащей в основе формирования толерантной личности;

    • экспериментальная апробация поликультурной (полилингвальной) образовательной модели;

    • информационное обеспечение поликультурного образования;

    • апробация учебно-методических комплектов, разработанных для начальной поликультурной школы.


    Группой изучается нормативно-правовые документы по развитию поликультурного образования, в целях исследования социальных взаимоотношений учащихся проводятся психологические тренинги, практикуется проведение мероприятий с использованием диалоговых технологий, таких, как дискуссии, диспуты; ролевые, деловые, образовательные игры; экскурсии, походы, круглые столы, ток-шоу, соревнования, викторины, встречи, аукционы знаний, заочные путешествия, интеллектуальные марафоны, проектные игры, театры-экспромты, КВН и т. д. Активно реализуется программа-проект Лицея «Воспитание толерантной личности в условиях многонационального лицея».

    Безусловно, организация работы творческих групп требует немало сил, времени, компетентности. Многое зависит от мотивации коллектива, заинтересованности педагогов в творчестве и инновациях. Только тогда методическая работа успешна и продуктивна.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152