Методическая работа в образовательном учреждении – это сложный многопроблемный процесс, помогающий обучать и воспитывать студентов, обучающихся и, в немалой степени, взрослых – преподавателей и мастеров производственного обучения.
В настоящее время образовательные учреждения находятся в ситуации, когда им самостоятельно нужно выбрать концепцию развития, структуру управления, создать пакет документов по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего и начального профессионального образования.
В результате реорганизации системы профессионального образования создаются образовательные комплексы – колледжи, включающие в себя как учреждения СПО, так и НПО. Вновь созданные колледжи оказываются очень разными по целому ряду характеристик: структуре учебного заведения, схеме управления; наименованиям подразделений, функционалу руководителей подразделений, алгоритмам работы основных служб и подразделений, со своим набором профессий и специальностей, собственными традициями, разным уровнем организации образовательного процесса и т. д.
Роль и значение методической службы в условиях реализации этих задач возрастает. Поскольку учебные заведения самостоятельно разрабатывают рабочую документацию на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативных документов, появляется возможность творчества в организации методической работы.
При этом следует исходить из того, что в общем случае методическая работа – это одна из важнейших составных частей любого образовательного процесса, основное содержание которой составляют формирование условий и непрерывное совершенствование способов, методов и средств реализации его содержания.
Рассматривая методическую работу как часть образовательного процесса в целом, мы тем самым предполагаем участие в её реализации преподавателей, мастеров производственного обучения, методических служб. А отмечая необходимость создания условий для реализации образовательного процесса, мы имеем в виду, прежде всего создание нормативной базы методической работы, разработку документации и собственно методических материалов.
При такой трактовке сущности методической работы в образовательном учреждении становится вполне очевидным, что она представляет собой систему во всех отношениях: в организационном, функциональном направлениях, а также с точки зрения её содержания и форм реализации.
Именно на методическую службу возлагается выбор, совершенствование и создание новых методов, технологий обучения и воспитания, а также формирования условий для повышения методического мастерства конкретных преподавателей и мастеров производственного обучения.
Методическая служба – это система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала, профессионального мастерства и повышение квалификации педагогических работников образовательных учреждений.
Исходя из этого, определяются направления деятельности методической службы образовательного учреждения:
- координация деятельности учебно-методических структур образовательного учреждения, направленная на развитие и управление качеством образовательного процесса;
- обеспечение методического сопровождения образовательных программ и экспериментальной деятельности;
- организация консультирования инженерно-педагогических работников по проблемам совершенствования педагогического мастерства;
- организация повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
- разработка мероприятий по обобщению и распространению педагогического опыта инженерно-педагогических работников образовательного учреждения.
Методическая служба, выполняющая технологическую, педагогическую, информационную и научную функции, совместно с цикловыми методическими комиссиями проводит большую работу по разработке производственной практики, по подбору тематики и содержания курсового проектирования, по созданию рекомендаций для проведения лабораторных работ, методических рекомендаций по всем видам учебной деятельности.
С учётом общей методической темы определяются направления деятельности методических комиссий и темы педагогических исследований преподавателей.
Возглавляют цикловые методические комиссии преподаватели, имеющие квалификационные категории, награды, почётные звания.
Значительную роль в работе методической службы образовательного учреждения играет методический кабинет, который обеспечивает реализацию целей и задач, поставленных перед методической службой и Методическим советом.
Методическая работа проводится согласно плану работы педагогического Совета, плана работы методических комиссий.
На заседаниях педагогического Совета рассматриваются различные вопросы. Основные направления работы:
· осуществление требований ФГОС в процессе обучения;
· помощь мастерам и преподавателям в повышении педагогического мастерства в изучении передового опыта, учебно-воспитательной работы, в подготовке к урокам и проведении внеклассной работы;
· обеспечение научного и методического уровня повышения квалификации, профессиональной подготовки, отвечающей современным требованиям;
· практическая и профессиональная направленность;
· комплексное методическое обеспечение образовательных программ;
· обучение и распространение передового опыта работы преподавателей и мастеров производственного обучения.
Вся методическая работа направлена на совершенствование процесса обучения и воспитания, внедрения новых методов, современных средств обучения, развития педагогического мастерства всей массы педагогических работников до уровня передовых.
Организатором методической работы в образовательном учреждении является методический совет, который возглавляет директор. Заместители директора, председатели методических комиссий работают в тесном контакте с преподавателями и мастерами производственного обучения. Основанием для организации и содержания методической работы в образовательном учреждении являются: «Закон об образовании», «Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования» (Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 521) , «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения)» (Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 № 543), «Устав образовательного учреждения».
При планировании методической работы образовательном учреждении используются те формы, которые реально решают проблемы и задачи, стоящие пред инженерно-педагогическим коллективом образовательного учреждения:
· тематические педагогические советы;
· работа методических комиссий;
· открытые уроки, их анализ;
· взаимопосещение и анализ уроков;
· проведение предметных недель;
· индивидуальные беседы с преподавателями, мастерами, воспитателями по организации и проведению уроков и внеклассных мероприятий, ведению документации;
· аттестация;
· разработка методических рекомендаций в помощь преподавателям и мастерам п/о (Приложение 1).
На заседаниях методических комиссий обсуждаются следующие вопросы:
o работа с федеральными государственными образовательными стандартами;
o составление и обновление методических материалов, определяющих процедур освоения общих и профессиональных компетенций по направлениям подготовки;
o анализы открытых уроков теоретического и производственного обучения, внеклассных мероприятий;
o формы и методы решения учебных и воспитательных задач;
o обсуждение активных форм приемов учебной работы используемых на уроках теоретического и производственного обучения;
o контроль знаний, аттестация обучающихся, технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций;
o нетрадиционные формы ведения уроков;
o осуществление межпредметных связей и профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса.
В центре внимания находятся вопросы повышения качества уроков, а, следовательно, и качество знаний обучаемых. При подготовке к урокам новых форм обучения, таких как урок-экскурсия, урок-сказка, урок-диспут, семинар и т.д. обучаемым приходится много самостоятельно изучать дополнительной литературы, у них формируется самостоятельность профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
В труде преподавателей нет повторяющихся элементов: постоянно развивается область знаний, меняется контингент учащихся, изменяются требования к специфике подготовки специалистов. Поэтому составной частью педагогического мастерства преподавателя является научно-методическая работа, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта. Анализируя работу методических комиссий, следует отметить, что при планировании заседаний выдвигаются вопросы, требующие быстрого творческого решения (совершенствование содержания, методов и форм обучения, повышение эффективности современного урока, профессиональная направленность преподавания, формирование положительной мотивации обучающихся, организация внеклассной работы). Решая эти проблемы методические комиссии проводят ежемесячно заседания, где идет в свободной неформальной обстановке обмен опытом, мыслями, идеями, заслушиваются доклады, анализируются открытые уроки, оказывается помощь молодым педагогическим работникам. Введение таких форм аналитической деятельности, как самоанализ урока, творческие отчеты, участие в конкурсах профессионального мастерства, педагогических чтениях являются ориентиром в самообразовании педагога. Постоянный обмен опытом целенаправленно влияет на профессиональное мышление преподавателя, стимулирует его творчество в определенном направлении.
Результаты методической работы находят отражение в докладах, выступлениях на заседаниях методических комиссий, педсоветах, педагогических чтениях.
Приложение 1.
План методической работы
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Составить план методической работы колледжа на следующий учебный год и утвердить его на заседании педагогического совета | Июнь - август | Директор методист |
2. | Определить состав Методического совета, Педагогического совета, утвердить приказом. | Август | Директор зам. директора методист |
3. | Составить план работы педагогического совета, организовать работу и контроль за выполнением постановлений. | Август | Директор методист |
4. | Определить состав предметно-цикловых комиссий (ПЦК) | Август - сентябрь | Методист |
5. | Составить план работы Методического совета (работа над УПД в соответствии с ФГОС третьего поколения, выбор и утверждение форм обучения студентов по направлению СПО, взаимодействие предприятием, инновационная деятельность и др.) | Сентябрь | Директор зам. директора методист |
6. | В рамках ИМС и ПЦК изучить основные положения, рекомендации (локальные акты) в соответствии со статусом образовательного учреждения, принять участие в работе по их реализации | 1 полугодие | Методист зам. директора ст. мастер |
7. | Изучить новую нормативно-методическую документацию из НМЦ ПО ИРО РТ, МТЗ и СЗ РТ, МОиН РТ. | В течение учебного года | Методист |
8. | Организовать работу и оказать методическую помощь в разработке УПД в соответствии с ФГОС третьего поколения | Август Сентябрь октябрь | Зам. директора Ст. мастер Методист Пред. ПЦК, руководители рабочих групп |
9. | Обеспечить комплексное методическое обеспечение предметов и профессий в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения: - разработать календарно-тематическое планирование УД и модулей (МДК) по новым формам; - разработать КОМ ы (итоговые, по дисциплинам, разделам, модулям); - разработать перечни самостоятельных работ по дисциплинам и модулям (с обоснованием времени и определением форм контроля); -определить лабораторно-практические работы (разработать методические руководства); - методические рекомендации по выполнению курсовых работ и дипломных проектов | Сентябрь | Зам. директора Методист |
10. | Подготовить методические указания для студентов по выполнению лабораторно-практических работ, курсовых работ (проектов), дипломных работ (проектов), письменных экзаменационных работ, самостоятельных работ. | 1 полугодие | Преподаватели Пред. ПЦК Методист Зам. директора |
11. | Продолжить разработку дидактического материала в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения | В течение уч. года | Преподаватели Пред. ПЦК Методист |
12. | На заседании педагогического совета утвердить формы ИГА в выпускных группах (защита дипломной работы, проекта, междисциплинарный экзамен и т.д.) | Октябрь- Ноябрь | Зам. директора Методист |
13. | Продолжить работу над Единой методической темой (фактор реализации компетентностного подхода). | В течение уч. года | Методист Пред. ПЦК |
14. | Активизировать работу над индивидуальными методическими темами, преобразуя теоретические подходы в практическую плоскость: - использование на уроках т/о, п/о; - в воспитательной работе; - в разработке дидактического материала и т.д. | В течение уч. года | Методист Пред. ПЦК |
15. | Уроки п/о, т/о проводить в соответствии с методикой Шадрикова В.Д. | Постоянно | Методист Зам. директора |
16. | В рамках Единого плана методической работы спланировать работу: - НМЦ; - Педагогического совета; - ПЦК; - Школы мастера, преподавателя; - ИМС; - Предметных (профессиональных) недель; -Открытых уроков; - Педагогические чтения; - Семинар-практикум; -Конкурс-презентация «Мир моей профессии» | Сентябрь-октябрь | Методист |
17. | Шире использовать современные развивающие технологии как основу реализации ФГОС третьего поколения | В течение года | Методист |
18. | Продолжить работу над формированием Портфолио педагогических достижений | В течение года | Методист Пред. ПЦК |
19. | Определить темы открытых уроков, мастер-классов, внеклассных мероприятий и их методические цели. | Сентябрь | Методист |
20. | Составить план проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий | Сентябрь | Методист |
21. | Составить план-график проведения предметных и профессиональных недель и декад | Сентябрь | Методист |
22. | Подготовить и провести Республиканский семинар-практикум для слушателей курсов повышения квалификации | Ноябрь- декабрь | Методист Пред. ПЦК |
23. | Подготовить и провести Методическую конференцию | Январь | Методист Пред. ПЦК |
24. | Обеспечить участие ИПР и студентов во всех мероприятиях образовательного учреждения и мероприятиях, проводимых УЗ РТ, МТЗ и СЗ РТ. МО и Н РТ, РЦДТТ и ИТ и др. | В течение учебного года | Зам. директора Методист |
25. | Организовать методическую выставку на всех крупных мероприятиях, проводимых на базе КПК (Портфолио, УПД, дидактические материалы, сценарии мастер-классов и открытых уроков, Мониторинг за ЗУН и т. д.) | В течение учебного года | Методист Пред. ПЦК |
26. | ПЦК обобщить ППО педагогических работников по различным направлениям и оформить к распространению. | В течение учебного года | Методист Пред. ПЦК |
27. | Оказать методическую помощь педагогическим работникам по основным вопросам: - разработка УПД в соответствии с ФГОС третьего поколения; - разработка контрольно-оценочных средств по модулям; - подготовка открытых уроков и мастер-классов; - подготовка внеклассных мероприятий; - работа над Портфолио; - работа над индивидуальной методической темой; - внедрение методики оценки педагогических компетенций по Шадрикову и Кузнецовой. | В течение учебного года | Методист |
28. | Оказывать индивидуальную методическую помощь начинающим мастерам п/о и преподавателям по всем учебно-методическим вопросам. | В течение учебного года | Методист |
29. | Оказывать помощь и осуществлять контроль за библиотекой в части: - формирования фонда учебной литературы по профессиям и специальностям; - систематизации учебной литературы; - организации выставок учебной литературы; - оформления подписки на учебную и методическую литературу; - оформления читального зала и др. | В течение учебного года | Методист |
30. | Провести смотр - конкурс учебных кабинетов. | 2 полугодие | Зав. кабинетами Методист Зам. директора |
31. | Продолжить работу по накоплению методического материала в кабинете как центре сбора, накопления, изучения и трансляции передового педагогического опыта. | В течение учебного года | Методист |
32. | Провести индивидуальную работу с ИПР, вышедшими на аттестацию. | Сентябрь | Методист |
33. | Определить формы повышения квалификации педагогического мастерства для ИПР образовательного учреждения (на базе МИПК СНПО согласно приказа МТЗ и СЗ РТ). | Июнь – Сентябрь | Методист |
34. | Провести конкурс – презентацию среди педагогических работников на тему: «Мир моей профессии» (С использованием ПК). | 2 полугодие | Методист Пред. ПЦК |
35. | Провести корректировку материалов для подготовки сборника. | 2 полугодие | Методист Пред.ПЦК |
36. | Провести итоговые заседания ПЦК, обсудить основные параметры в деятельности комиссий | Июнь | Методист пред. ПЦК |
37. | Подвести итоги методической работы за учебный год. Определить основные задачи на следующий уч.год. | Июнь | Директор Методист |