Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • - Управление методической работой
  • Методическая работа как часть образовательного процесса

    Садыкова Лилия Тагировна, методист ГАОУ СПО «Казанский политехнический колледж»

    Методическая работа в образовательном учреждении – это сложный многопроблемный процесс, помогающий обучать и воспитывать студентов, обучающихся и, в немалой степени, взрослых – преподавателей и мастеров производственного обучения.

    В настоящее время образовательные учреждения находятся в ситуации, когда им самостоятельно нужно выбрать концепцию развития, структуру управления, создать пакет документов по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего и начального профессионального образования.

    В результате реорганизации системы профессионального образования создаются образовательные комплексы – колледжи, включающие в себя как учреждения СПО, так и НПО. Вновь созданные колледжи оказываются очень разными по целому ряду характеристик: структуре учебного заведения, схеме управления; наименованиям подразделений, функционалу руководителей подразделений, алгоритмам работы основных служб и подразделений, со своим набором профессий и специальностей, собственными традициями, разным уровнем организации образовательного процесса и т. д.

    Роль и значение методической службы в условиях реализации этих задач возрастает. Поскольку учебные заведения самостоятельно разрабатывают рабочую документацию на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативных документов, появляется возможность творчества в организации методической работы.

    При этом следует исходить из того, что в общем случае методическая работа – это одна из важнейших составных частей любого образовательного процесса, основное содержание которой составляют формирование условий и непрерывное совершенствование способов, методов и средств реализации его содержания.

    Рассматривая методическую работу как часть образовательного процесса в целом, мы тем самым предполагаем участие в её реализации преподавателей, мастеров производственного обучения, методических служб. А отмечая необходимость создания условий для реализации образовательного процесса, мы имеем в виду, прежде всего создание нормативной базы методической работы, разработку документации и собственно методических материалов.

    При такой трактовке сущности методической работы в образовательном учреждении становится вполне очевидным, что она представляет собой систему во всех отношениях: в организационном, функциональном направлениях, а также с точки зрения её содержания и форм реализации.

    Именно на методическую службу возлагается выбор, совершенствование и создание новых методов, технологий обучения и воспитания, а также формирования условий для повышения методического мастерства конкретных преподавателей и мастеров производственного обучения.

    Методическая служба – это система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала, профессионального мастерства и повышение квалификации педагогических работников образовательных учреждений.

    Исходя из этого, определяются направления деятельности методической службы образовательного учреждения:

    - координация деятельности учебно-методических структур образовательного учреждения, направленная на развитие и управление качеством образовательного процесса;

    - обеспечение методического сопровождения образовательных программ и экспериментальной деятельности;

    - организация консультирования инженерно-педагогических работников по проблемам совершенствования педагогического мастерства;

    - организация повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;

    - разработка мероприятий по обобщению и распространению педагогического опыта инженерно-педагогических работников образовательного учреждения.

    Методическая служба, выполняющая технологическую, педагогическую, информационную и научную функции, совместно с цикловыми методическими комиссиями проводит большую работу по разработке производственной практики, по подбору тематики и содержания курсового проектирования, по созданию рекомендаций для проведения лабораторных работ, методических рекомендаций по всем видам учебной деятельности.

    С учётом общей методической темы определяются направления деятельности методических комиссий и темы педагогических исследований преподавателей.

    Возглавляют цикловые методические комиссии преподаватели, имеющие квалификационные категории, награды, почётные звания.

    Значительную роль в работе методической службы образовательного учреждения играет методический кабинет, который обеспечивает реализацию целей и задач, поставленных перед методической службой и Методическим советом.

    Методическая работа проводится согласно плану работы педагогического Совета, плана работы методических комиссий.

    На заседаниях педагогического Совета рассматриваются различные вопросы. Основные направления работы:

    · осуществление требований ФГОС в процессе обучения;

    · помощь мастерам и преподавателям в повышении педагогического мастерства в изучении передового опыта, учебно-воспитательной работы, в подготовке к урокам и проведении внеклассной работы;

    · обеспечение научного и методического уровня повышения квалификации, профессиональной подготовки, отвечающей современным требованиям;

    · практическая и профессиональная направленность;

    · комплексное методическое обеспечение образовательных программ;

    · обучение и распространение передового опыта работы преподавателей и мастеров производственного обучения.

    Вся методическая работа направлена на совершенствование процесса обучения и воспитания, внедрения новых методов, современных средств обучения, развития педагогического мастерства всей массы педагогических работников до уровня передовых.

    Организатором методической работы в образовательном учреждении является методический совет, который возглавляет директор. Заместители директора, председатели методических комиссий работают в тесном контакте с преподавателями и мастерами производственного обучения. Основанием для организации и содержания методической работы в образовательном учреждении являются: «Закон об образовании», «Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования» (Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 521) , «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения)» (Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 № 543), «Устав образовательного учреждения».

    При планировании методической работы образовательном учреждении используются те формы, которые реально решают проблемы и задачи, стоящие пред инженерно-педагогическим коллективом образовательного учреждения:

    · тематические педагогические советы;

    · работа методических комиссий;

    · открытые уроки, их анализ;

    · взаимопосещение и анализ уроков;

    · проведение предметных недель;

    · индивидуальные беседы с преподавателями, мастерами, воспитателями по организации и проведению уроков и внеклассных мероприятий, ведению документации;

    · аттестация;

    · разработка методических рекомендаций в помощь преподавателям и мастерам п/о (Приложение 1).

    На заседаниях методических комиссий обсуждаются следующие вопросы:

    o работа с федеральными государственными образовательными стандартами;

    o составление и обновление методических материалов, определяющих процедур освоения общих и профессиональных компетенций по направлениям подготовки;

    o анализы открытых уроков теоретического и производственного обучения, внеклассных мероприятий;

    o формы и методы решения учебных и воспитательных задач;

    o обсуждение активных форм приемов учебной работы используемых на уроках теоретического и производственного обучения;

    o контроль знаний, аттестация обучающихся, технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций;

    o нетрадиционные формы ведения уроков;

    o осуществление межпредметных связей и профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса.

    В центре внимания находятся вопросы повышения качества уроков, а, следовательно, и качество знаний обучаемых. При подготовке к урокам новых форм обучения, таких как урок-экскурсия, урок-сказка, урок-диспут, семинар и т.д. обучаемым приходится много самостоятельно изучать дополнительной литературы, у них формируется самостоятельность профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

    В труде преподавателей нет повторяющихся элементов: постоянно развивается область знаний, меняется контингент учащихся, изменяются требования к специфике подготовки специалистов. Поэтому составной частью педагогического мастерства преподавателя является научно-методическая работа, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта. Анализируя работу методических комиссий, следует отметить, что при планировании заседаний выдвигаются вопросы, требующие быстрого творческого решения (совершенствование содержания, методов и форм обучения, повышение эффективности современного урока, профессиональная направленность преподавания, формирование положительной мотивации обучающихся, организация внеклассной работы). Решая эти проблемы методические комиссии проводят ежемесячно заседания, где идет в свободной неформальной обстановке обмен опытом, мыслями, идеями, заслушиваются доклады, анализируются открытые уроки, оказывается помощь молодым педагогическим работникам. Введение таких форм аналитической деятельности, как самоанализ урока, творческие отчеты, участие в конкурсах профессионального мастерства, педагогических чтениях являются ориентиром в самообразовании педагога. Постоянный обмен опытом целенаправленно влияет на профессиональное мышление преподавателя, стимулирует его творчество в определенном направлении.

    Результаты методической работы находят отражение в докладах, выступлениях на заседаниях методических комиссий, педсоветах, педагогических чтениях.

    Приложение 1.

    План методической работы

    № п/п

    Наименование мероприятия

    Сроки

    Ответственные

    1.

    Составить план методической работы колледжа на следующий учебный год и утвердить его на заседании педагогического совета

    Июнь - август

    Директор методист

    2.

    Определить состав Методического совета, Педагогического совета, утвердить приказом.

    Август

    Директор зам. директора методист

    3.

    Составить план работы педагогического совета, организовать работу и контроль за выполнением постановлений.

    Август

    Директор методист

    4.

    Определить состав предметно-цикловых комиссий (ПЦК)

    Август - сентябрь

    Методист

    5.

    Составить план работы Методического совета (работа над УПД в соответствии с ФГОС третьего поколения, выбор и утверждение форм обучения студентов по направлению СПО, взаимодействие предприятием, инновационная деятельность и др.)

    Сентябрь

    Директор зам. директора методист

    6.

    В рамках ИМС и ПЦК изучить основные положения, рекомендации (локальные акты) в соответствии со статусом образовательного учреждения, принять участие в работе по их реализации

    1 полугодие

    Методист зам. директора ст. мастер

    7.

    Изучить новую нормативно-методическую документацию из НМЦ ПО ИРО РТ, МТЗ и СЗ РТ, МОиН РТ.

    В течение учебного года

    Методист

    8.

    Организовать работу и оказать методическую помощь в разработке УПД в соответствии с ФГОС третьего поколения


    Август

    Сентябрь

    октябрь

    Зам. директора

    Ст. мастер

    Методист

    Пред. ПЦК, руководители рабочих групп

    9.

    Обеспечить комплексное методическое обеспечение предметов и профессий в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения:

    - разработать календарно-тематическое планирование УД и модулей (МДК) по новым формам;

    - разработать КОМ ы (итоговые, по дисциплинам, разделам, модулям);

    - разработать перечни самостоятельных работ по дисциплинам и модулям (с обоснованием времени и определением форм контроля);

    -определить лабораторно-практические работы (разработать методические руководства);

    - методические рекомендации по выполнению курсовых работ и дипломных проектов

    Сентябрь


    Зам. директора

    Методист

    10.

    Подготовить методические указания для студентов по выполнению лабораторно-практических работ, курсовых работ (проектов), дипломных работ (проектов), письменных экзаменационных работ, самостоятельных работ.

    1 полугодие


    Преподаватели

    Пред. ПЦК

    Методист

    Зам. директора

    11.

    Продолжить разработку дидактического материала в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения

    В течение

    уч. года

    Преподаватели

    Пред. ПЦК

    Методист

    12.

    На заседании педагогического совета утвердить формы ИГА в выпускных группах (защита дипломной работы, проекта, междисциплинарный экзамен и т.д.)

    Октябрь-

    Ноябрь


    Зам. директора

    Методист

    13.

    Продолжить работу над Единой методической темой (фактор реализации компетентностного подхода).

    В течение

    уч. года

    Методист

    Пред. ПЦК

    14.

    Активизировать работу над индивидуальными методическими темами, преобразуя теоретические подходы в практическую плоскость:

    - использование на уроках т/о, п/о;

    - в воспитательной работе;

    - в разработке дидактического материала и т.д.

    В течение уч. года

    Методист

    Пред. ПЦК

    15.

    Уроки п/о, т/о проводить в соответствии с методикой Шадрикова В.Д.

    Постоянно

    Методист

    Зам. директора

    16.

    В рамках Единого плана методической работы спланировать работу:

    - НМЦ;

    - Педагогического совета;

    - ПЦК;

    - Школы мастера, преподавателя;

    - ИМС;

    - Предметных (профессиональных) недель;

    -Открытых уроков;

    - Педагогические чтения;

    - Семинар-практикум;

    -Конкурс-презентация «Мир моей профессии»

    Сентябрь-октябрь


    Методист

    17.

    Шире использовать современные развивающие технологии как основу реализации ФГОС третьего поколения

    В течение года

    Методист

    18.

    Продолжить работу над формированием Портфолио педагогических достижений

    В течение

    года

    Методист

    Пред. ПЦК

    19.

    Определить темы открытых уроков, мастер-классов, внеклассных мероприятий и их методические цели.

    Сентябрь

    Методист

    20.

    Составить план проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий

    Сентябрь

    Методист

    21.

    Составить план-график проведения предметных и профессиональных недель и декад

    Сентябрь

    Методист

    22.

    Подготовить и провести Республиканский семинар-практикум для слушателей курсов повышения квалификации

    Ноябрь- декабрь


    Методист

    Пред. ПЦК

    23.

    Подготовить и провести Методическую конференцию

    Январь


    Методист

    Пред. ПЦК

    24.

    Обеспечить участие ИПР и студентов во всех мероприятиях образовательного учреждения и мероприятиях, проводимых УЗ РТ, МТЗ и СЗ РТ. МО и Н РТ, РЦДТТ и ИТ и др.

    В течение

    учебного года

    Зам. директора

    Методист

    25.

    Организовать методическую выставку на всех крупных мероприятиях, проводимых на базе КПК (Портфолио, УПД, дидактические материалы, сценарии мастер-классов и открытых уроков, Мониторинг за ЗУН и т. д.)

    В течение

    учебного года

    Методист

    Пред. ПЦК

    26.

    ПЦК обобщить ППО педагогических работников по различным направлениям и оформить к распространению.

    В течение

    учебного года

    Методист

    Пред. ПЦК

    27.

    Оказать методическую помощь педагогическим работникам по основным вопросам:

    - разработка УПД в соответствии с ФГОС третьего поколения;

    - разработка контрольно-оценочных средств по модулям;

    - подготовка открытых уроков и мастер-классов;

    - подготовка внеклассных мероприятий;

    - работа над Портфолио;

    - работа над индивидуальной методической темой;

    - внедрение методики оценки педагогических компетенций по Шадрикову и Кузнецовой.

    В течение

    учебного года

    Методист

    28.

    Оказывать индивидуальную методическую помощь начинающим мастерам п/о и преподавателям по всем учебно-методическим вопросам.

    В течение

    учебного года

    Методист

    29.

    Оказывать помощь и осуществлять контроль за библиотекой в части:

    - формирования фонда учебной литературы по профессиям и специальностям;

    - систематизации учебной литературы;

    - организации выставок учебной литературы;

    - оформления подписки на учебную и методическую литературу;

    - оформления читального зала и др.

    В течение

    учебного года

    Методист

    30.

    Провести смотр - конкурс учебных кабинетов.

    2 полугодие

    Зав. кабинетами

    Методист

    Зам. директора

    31.

    Продолжить работу по накоплению методического материала в кабинете как центре сбора, накопления, изучения и трансляции передового педагогического опыта.

    В течение

    учебного года

    Методист

    32.

    Провести индивидуальную работу с ИПР, вышедшими на аттестацию.

    Сентябрь

    Методист

    33.

    Определить формы повышения квалификации педагогического мастерства для ИПР образовательного учреждения (на базе МИПК СНПО согласно приказа МТЗ и СЗ РТ).

    Июнь –

    Сентябрь


    Методист

    34.

    Провести конкурс – презентацию среди педагогических работников на тему: «Мир моей профессии» (С использованием ПК).

    2 полугодие

    Методист

    Пред. ПЦК

    35.

    Провести корректировку материалов для подготовки сборника.

    2 полугодие

    Методист

    Пред.ПЦК

    36.

    Провести итоговые заседания ПЦК, обсудить основные параметры в деятельности комиссий

    Июнь

    Методист пред. ПЦК

    37.

    Подвести итоги методической работы за учебный год. Определить основные задачи на следующий уч.год.

    Июнь


    Директор

    Методист

      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152