Опыт развития исследовательской деятельности учащихся в школе

Шайхутдинова Фания Фоатовна,
заместитель директора по УР
МБОУ «СОШ№140» Советского района г.Казани


Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, навыка самостоятельного движения в быстро меняющемся социуме. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся. Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

Каждый год в апреле месяце в МБОУ «СОШ№140» г.Казани проходит филологическая секция для одаренных школьников «Национальные литературы и языки в мировом контексте» ежегодного Всероссийского Конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Нобелевские надежды -КНИТУ». Цель секции – реализовать творческий потенциал одаренных школьников посредством привлечения их к исследовательской работе в сфере интеграции филологических учебных дисциплин. Чем к себе нас так притягивает сравнительно-сопоставительное литературоведение и языкознание? Исследования межлитературных связей позволяют выявить тот фундамент, на котором вырастают шедевры мировой и отечественной литературы, и это помогает лучше постичь авторский замысел. Мировая литература – это единое целое, которое только условно делится на национальные литературы, поскольку в каждой из них действуют общие закономерности и тенденции, каждая национальная литература питается общемировыми сюжетами, мотивами, образами, приемами, творчески перерабатывает мировые традиции, сочетая в себе самобытность и межлитературные составляющие.

Проблемами сравнительно-сопоставительного литературоведения и языкознания, интегрированного изучения филологических дисциплин наши педагоги и ученики занимаются в рамках опытно-экспериментальной работы с 1992 года. За это время разработано очень много интегрированных уроков и внеклассных мероприятий, авторских программ и дидактических сборников, образовательных проектов. Опыт экспериментальной и инновационной работы по этой теме обобщен в 5 томах. 2 тома были рекомендованы к изданию Советом по развитию государственных языков при Кабинете Министров Республики Татарстан. Содержание эксперимента лингвистической кафедры и его промежуточные результаты были рассмотрены и одобрены на заседании Ученого совета ИПКРО РТ.

Наши учащиеся ежегодно успешно участвуют со своими исследовательскими работами по языковой и литературоведческой компаративистике на различных интеллектуальных конкурсах от районного до международного уровня. К плодотворной исследовательской работе в области сравнительно-сопоставительного литературоведения и языкознания привлекаются учащиеся, выявленные в результате анкетирования. Создается банк данных творчески способных учащихся на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности учащихся. Дальнейшее привлечение одаренных учащихся к исследовательской работе продолжается в рамках школьного научного общества «ALMAMATER». Для этих детей составлена программа школьного НОУ «ALMAMATER», состоящая из следующих этапов:

Сентябрь 1 этап – (1 заседание НОУ «АLMAMATER»)

Создание общественной добровольной творческой организации учащихся и педагогов, стремящихся к глубокому познанию достижений науки, техники, культуры, к развитию креативного мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы по теме «Диалог культур»

2 этап. Октябрь. (2 заседание НОУ «АLMAMATER»)

1. Выбор тем, определение проблемы и ее актуальность.

2. Определение цели, предмета и метода исследования, формулирование задач, гипотезы.

3. Формирование исследовательских групп, распределение обязанностей.

4. Установление критериев работы и формы ее представления.

5. Рекомендации учащимся (требования, сроки, график консультаций)

3 этап. Ноябрь. (3 заседание НОУ «АLMAMATER»)

1. Поисково-исследовательский этап.

2. Определение источников и методов сбора информации.

3. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями работы.

4. Подбор иллюстративного материала.

5. Анализ и систематизация полученных данных.

6. Консультационные занятия с руководителем.

7. Доработка материалов с учетом замечаний и предложений.

8. Формирование выводов и выработка рекомендаций. 4 этап. Декабрь. (4 заседание НОУ «АLMAMATER»)

3. Оформительский этап.

1. Определение программы и сценария Конкурса «Нобелевские надежды -КНИТУ».

2. Распределение ролей и заданий внутри группы участников конференции

(медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка, стендовая информация идр.).

3. Оформление методической разработки конференции. 5 этап. Февраль. (5 заседание НОУ «АLMAMATER»)

Публичные выступления участников по результатам собственной исследовательской деятельности на НОУ- АLMAMATER).

Формы представления творческих работ на конференции могут быть разнообразны: • доклад; • тезисы; • сообщение; • отчет и др.

6 этап. Март. (6 заседание НОУ «АLMAMATER»)

Подготовка концертной программы филологической секции для одаренных школьников «Национальные литературы и языки в мировом контексте» ежегодного всероссийского Конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Нобелевские надежды -КНИТУ».

7 этап – Апрель. В сотрудничестве с ДОУ, музыкальной школой №6 организация и проведение филологической секции для одаренных школьников «Национальные литературы и языки в мировом контексте» ежегодного всероссийского Конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Нобелевские надежды -КНИТУ».

Индивидуальная работа ученика фиксируется в «Рабочем дневнике исследователя», в котором отражаются этапы исследовательской работы, ее цели и задачи, методы исследования, описание, выводы исследования, использованная литература и т.д. В результате интегрированной исследовательской работы у учащихся формируются следующие ключевые компетенции: проектировочные, познавательные, исследовательские, социальные, информационные и др.

Рассмотрение произведений национальной литературы на фоне мирового литературного процесса и применение достижений компаративистики в учебно-воспитательном процессе стимулируют у учеников интерес к классической русской, татарской и зарубежной словесности и обеспечивают качественные изменения в литературоведческой компетенции, формируют у учащихся толерантное отношение к культуре и искусству народов мира, позитивное отношение к изучаемым языкам, татарской, русской и мировой литературе.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика