Развитие профессиональной культуры педагога через интеграцию общего и дополнительного образования и сетевое взаимодействие с учреждениями культуры города

Аббасова Марина Львовна,
методист УМС ИМО Управления образования г.Казани по Советскому району


В современных социальных условиях обращение к культурным ценностям, национальным и художественным традициям особенно важно для подрастающего поколения, поскольку способствует нравственному воспитанию и эстетическому развитию школьников, приобщению их к многовековому духовному наследию страны и родного края. Однако в период смещения нравственных идеалов и ценностей уровень художественной культуры учащихся остается на низком уровне. Повысить общекультурный уровень учащихся могут общеобразовательные школы, и учреждения дополнительного образования детей, которые призваны формировать у учащихся интерес к изобразительному искусству, воспитывать у них эстетическое отношение к окружающей действительности, развивать творческие способности. Успешность выполнения поставленных перед образовательными учреждениями государственных задач удовлетворения художественно-эстетических запросов общества зависит, в том числе, и от того, насколько высок профессиональный уровень педагога.

Поддержку и развитие предметной области «Искусство» обеспечивает новая Концепция преподавания, изучения предметной области «Искусство» и Федеральные государственные стандарты общего образования. В новой Концепции преподавания предметной области «Искусство» в РФ подчеркивается, что в Российской Федерации как многонациональном государстве особое значение приобретает искусство, обладающее способностью опосредовано передавать духовные ценности, эстетические и художественные традиции, содействуя развитию художественной культуры обучающихся и ценностному восприятию произведений искусства и объектов художественной культуры.

Искусство не может оставаться только учебным материалом, искусство окружает нас в жизни, поэтому очень важен для этой предметной области выход во внеурочную деятельность и дополнительное образование. По этой причине одним из направлений реализации Концепции обозначено совершенствование механизмов координации и развития системы межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры для расширения возможностей предметной области «Искусство» в образовательной организации.

Педагог не может быть от природы наделен готовыми профессиональными данными, реализующимися в ОО. Таким образом, его надо учить. В профессиональном развитии педагогов обозначились некоторые проблемы. К ним можно отнести:

- неготовность некоторых педагогов к инновационной деятельности;

- недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы;

- необходимо оказание профессиональной помощи молодым педагогам в выборе своего педагогического стиля работы;

- создание условий для саморазвития и самореализации личности педагога в режиме развивающейся образовательной системы;

- владение информационно-коммуникативными технологиями и умение применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Результаты исследований показывают, что профессиональная деятельность осуществляется педагогами на различном качественном уровне. Вместе с учителями, достигающими в своей практике высоких результатов, работают учителя с невысокой результативностью деятельности. Поэтому можно говорить о различном уровне профессиональной культуры педагогов. Соответственно возросли требования к профессиональной культуре учителей художественно-эстетического цикла. Сегодня учитель образовательной области «Искусство» в идеале мыслится как носитель педагогической и художественной культуры, знакомый с традициями и новыми тенденциями в этих сферах знания, способный концептуально обосновать свою деятельность. Но реальный уровень профессиональной культуры учителей художественных предметов существенно не повысился, более того, устарели знания учителей, полученные в иной социокультурной ситуации, изменилась сама методология изучения художественной культуры, требует переосмысления выбор стратегии образования, являются неэффективными прежние технологии обучения. Именно здесь выявляется противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к качеству деятельности учителей художественных предметов, и фактом невысокого уровня их профессиональной культуры, не соответствующим содержанию социокультурных задач.

Все вышеизложенное и стало толчком к разработке и реализации проекта «Учимся, учим, творим»: Развитие профессиональной культуры педагога через интеграцию общего и дополнительного образования и сетевое взаимодействие с учреждениями культуры города. Цель проекта: повышение уровня профессиональной культуры педагога. Проект был направлен на решение таких задач как: повышение мотивации педагога к развитию своей профессиональной культуры; совершенствование профессиональных знаний; ознакомление с новыми педагогическими идеями и технологиями; стимулирование развития инициативы и творчества педагогов; создание условий для развития профессиональной культуры педагога.

Участниками проекта стали учителя эстетического цикла общеобразовательных организаций района, педагоги дополнительного образования художественной направленности УДО, сотрудники отдела «Искусство» Центральной библиотеки города Казани. Этапы проекта: диагностический, практический и обобщающий. На диагностическом этапе был проведен анализ кадрового состава учителей эстетического цикла, осуществлена диагностика проблем и достижений педагогов, определен круг мероприятий для успешной реализации проекта.

Практический этап проекта включал в себя следующее: проведение семинаров-практикумов для учителей эстетического цикла и педагогов дополнительного образования художественной направленности, проведение мастер-классов, презентации творческих лабораторий педагогов, творческие встречи с деятелями искусства, персональные выставки работ педагогов, выставки работ учащихся. Семинары-практикумы проводились на базе учреждений образования Советского района. Так, например, педагоги Центра детского творчества «Детская академия» на семинаре «Эстетическое воспитание и развитие творческих способностей обучающихся в объединениях художественной направленности» и педагоги Центра детского творчества «Азино» на семинаре «Образовательные технологии как средство повышения качества и результативности образовательного процесса» представили опыт своей работы, который оказался интересным и полезным для учителей музыки и изобразительного искусства общеобразовательных организаций района. Мастер-классы проводились в отделе «Искусство» Центральной библиотеки г. Казани. Педагоги дополнительного образования и учителя эстетического цикла смогли научить друг друга тому, что успешно освоили сами. Примерами могут служить такие мастер-классы, как: «Нетрадиционные техники рисования как способ развития художественно-творческих способностей обучающихся на уроках ИЗО» (Сафиханова Э.Х., гимназия №11, Бусараева Э., СОШ№47); «Фантастическое дерево в технике коллаж» (Хабтбуллина Л.Р., гимназия №125); «Нагрудное украшение «Хаситэ» как элемент женской одежды» (Багаутдинова Л.А., Баянова Д.А. ЦДТ «Детская академия»); «Ритмическая партитура» (Бегишева Ф.Г. СОШ №181); «Подготовка к публичным выступлениям, работа над освобождением голоса» (Комиссарова О.В., ДМШ№30).

В отделе искусств Центральной библиотеки были организованы персональные выставки учителей изобразительного искусства Тимофеевой Т.Г. (СОШ№111), Шабановой И.Г. (Гимназия №183).

Сотрудники отдела искусств на всех организованных мероприятиях в рамках проекта «Учимся, учим, творим» осуществляли обзоры литературы, периодической печати, новинок в области искусства и культуры, знакомство педагогов с возможностями культурной среды города, выступления организаторов концертно-гастрольной деятельности музыкальных коллективов города.

Реализация проекта «Учимся, учим, творим» способствовала совершенствованию профессиональной культуры педагогов, повышению эффективности и результативности образовательного процесса, личностного роста педагогов и степени их самореализации в профессиональной деятельности.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика