Технология дифференцированного подхода как способ формирования ключевых компетенций обучающихся шахматных объединений

Кузьмина Е.Г.,
педагог дополнительного образования
Голикова В.И.,
методист,
«ЦДТ «Танкодром» Советского района г.Казани


Шахматная игра – занимательная, интеллектуальная игра, которая в полной мере может способствовать формированию всех предметных и надпредметных компетенций, необходимых для успешной самореализации ребёнка в жизни. Шахматы воспитывают такие универсальные учебные действия, без которых, в принципе, невозможна социальная адаптация ребенка.

Занятие шахматами формирует нужные в жизни детям качества: умение анали¬зировать, ориентироваться в сложной обстановке, умение принимать самостоятель¬ные решения в ситуации, которой до конца ещё не владеешь. Ребёнок за шахматную партию, оказываясь в достаточно сложной игровой ситуации, должен принять более десятка решений, причём, каждое решение нужно найти из многих вариантов как единственно правильное. Поэтому обучение детей этому виду деятельности должно быть непрерывным и постоянно совершенствоваться.

Учебно-познавательная компетенция при обучении игре в шахматы представляет собой самостоятельную познавательную деятельность ребенка, в которую включены умения целеполагания, планирования, анализа, приемы действия в нестандартной ситуации, умение видеть и решать проблемы. Главными становятся логическое мышления и выяснение причинно-следственных связей. Решение комбинаций и задач способствует усилению концентрации внимания, так как требуется быстрый и точный расчёт вариантов и важно не пропустить какой-нибудь возможный контрудар противника.

Однако одной из самых важных компетенций для занятий в шахматах является коммуникативная компетенция. Не случайно стандарт второго поколения делает акцент на создании образовательной среды: особенно значимыми становятся коллективные формы деятельности.

Технология дифференцированного обучения как раз и предполагает осуществление коммуникативно-деятельностного подхода, позволяющего актуализировать опыт самостоятельного решения проблем самими обучающимися. Особенность этой технологии заключается в делении обучающихся по составу на группы, каждая из которых овладевает программным материалом на различных уровнях сложности: репродуктивном, конструктивном и творческом.

Шахматы – это игра, содержащая в процессе ин¬теллектуального занятия, большое количество вариативности решений, а с другой стороны, это каждодневный упорный труд, направленный на результат - достижение победы. Проблема учёта индивидуальных особенностей учащихся так же, как и проблема дифференциации обучения, является традиционной, ведь одной из целей работы педагога является создание условий для развития индивидуальных творческих способностей ребёнка, и осуществить это можно с помощью разработанных дифференцированных заданий.

При использовании индивидуализации и дифференциации на занятиях в объединении «Шашки-шахматы» (МБУДО «ЦДТ «Танкодром»), предполагаемыми результатами будет усовершенствование знаний, умений и навыков воспитанников, при этом учитываются познавательные интересы и побуждаются новые, вызывая у учащихся положительные эмоции, благотворно влияя на мотивацию глубже изучать тактику и стратегию шахматной игры и развивать творческие способности.

На практике используется разноуровневое обучение, предполагающее, что дети, обучаясь по одной программе, имеют право усваивать материал на различных планируемых уровнях: обязательном, повышенном (продвинутом) и творческом.

При любой коллективной или фронтальной форме обучения усвоение знаний происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств учащихся.

Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других - почти неразрешимой проблемой, для третьих - лишь лёгкий вопрос. Иначе говоря, успешность усвоения материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний и их уровень зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе и от особенностей восприятия, мышления, памяти, интересов, своего уровня устойчивости психических процессов. Поэтому задача педагога - создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных способностей каждого ребёнка. Решение этой задачи возможно лишь с последовательной реализацией дифференцированного подхода в обучении учащихся шахматам. Сущность данного подхода в обучении состоит не в приспособлении целей и основного содержания обучения к отдельным школьникам, а в приспособлении форм и методов работы к индивидуальным способностям, с тем, чтобы развивать личность, обеспечивать возможность развития креативных способностей учащихся.

Итак, разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход организационно состоит из индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Он необходим на всех этапах обучения, используется уровневая дифференциация через содержание, методику преподавания и организацию деятельности обучающихся на занятии.

Наличие различной дифференциации в группах обусловлено возрастом, индивидуальными особенностями учащихся, в том числе и зачастую завышенной самооценкой учащихся, что требует дополнительной работы, как с детьми, так и с родителями.

Воспитанники объединения «Шашки-шахматы» делятся на несколько подгрупп с учётом уровня обучения, склонностей и т. д. Деление на группы во многом условно, зачастую ребята сами выбирают задания и последовательность их выполнения.

Предварительно готовится несколько вариантов заданий, для определённой группы (1 группа - обязательный, т.е. базовый уровень, 2 - 3 группы - повышенный, т.е. продвинутый и творческий).

Учебные задания выполняются всеми учащимися объединения в рамках изучаемой темы, но этапы работы, способы действий, мера помощи различны. Задания отличаются наличием или отсутствием алгоритмов, схем, таблиц, образцов выполнения задания; объёмом и степенью сложности.

При организации внутригрупповой дифференциации учитываются несколько этапов:

1. Проведение диагностики;

2. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.

3. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся;

4. Реализация дифференцированного подхода к воспитанникам на различных этапах занятия;

5. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

При дифференциации по степени самостоятельности не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети в объединении «Шашки-шахматы» выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством педагога, а другие самостоятельно.

Дифференцированный подход в обучении можно осуществлять на разных этапах занятия: при актуализации знаний для нового материала, при закреплении, повторении, самостоятельных работах.

Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ребенка. Учёт особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действий. Дифференцированный подход обеспечивает возможность выполнять задания и быть активными на занятии даже слабым учащимся. Они становятся увереннее в своих знаниях, перестают стесняться отвечать на уроке. Присутствует ощущение радости, успеха, когда ребенок видит результаты своей работы.

В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания.

В Центре детского творчества «Танкодром» используются различные формы работы с родителями по приобщению детей к игре в шахматы: ведется пропаганда семейных игр в шахматы и шашки, организуются ежегодные турниры между детьми и родителями, а также семьями.

Турниры строятся следующим образом: сначала ребята играют только со своими родственниками, а затем с другими участниками, согласно жеребьевке.

Примером может служить ежегодный турнир «Шахматная семья». С таких встреч мы всегда выносим для себя что-то новое, дети учатся у взрослых, взрослые у детей.

Семейные занятия шахматами - это не только возможность повышения интеллектуального уровня ребенка, это еще и интересный и, что самое главное, совместный досуг.

Итак, опыт показывает, что технология дифференцированного подхода позволяет повысить качество обучения и творческую активность детей на занятиях шахматами.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика