Психологическое сопровождение образовательного процесса в МБУДО «ЦДТ Танкодром»

Мурзакова Р.Ш., методист,
заведующая методическим отделом
Осипова Л.А., педагог-психолог
высшей квалификационной категории
МБУДО «ЦДТ Танкодром» Советского района г.Казани


Дополнительное образование является важной составляющей единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Особенностью организации образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования является то, что здесь создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых своим делом детей и педагогов, здесь каждый ребёнок делает выбор, он может свободно проявлять свою волю, раскрывается как личность.

Психологическое сопровождение дополнительного образования направлено на создание условий для психологического комфорта и полноценного личностного развития учащихся, сохранения их психического здоровья, содействия в успешной социальной адаптации, разрешения проблем в поведении и общении. Сегодня образованный человек — это разносторонне развитая личность, ориентирующаяся в современной системе ценностей, способная к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

Задачей МБУДО «ЦДТ Танкодром», согласно программе развития Центра на 2019-2023 годы, является построение образовательного пространства ЦДТ как среды, доступной для саморазвития, самоопределения каждого субъекта образовательного процесса, в которой согласуются цели, ценности, интересы детей, педагогов и родителей.

Для выполнения этой задачи определены три направления:

Направление 1. «От замысла до результата!». Данное направление предполагает организацию образовательного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся, и в первую очередь, психологическими. Для успешной реализации данного направления важно внедрение систематического мониторинга образовательного процесса в учреждении.

Направление 2. «Педагог: по стандартам к нестандартной личности». Данное направление ориентировано на создание условий для максимального самовыражения педагога в творческой деятельности, профилактике «профессионального выгорания», повышения компетентности педагогов в области использования информационно-коммуникативных образовательных технологий, технологий дистанционного обучения, технологий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей и особенностей детей.

Направление 3. «Открытый формат». Данное направление ориентировано на обеспечение в полной мере открытости образовательного пространства учреждения, конструктивного диалога во взаимоотношениях между Центром и потребителями образовательных услуг, психологическому просвещению.

Реализация этих направлений невозможна без активного участия педагогов - психологов.

Нашему центру очень повезло - со дня основания ЦДТ «Танкодром» (в 2021 году ему исполняется 30 лет) в штате всегда был педагог-психолог. Менялись требования к направлениям его работы, объемы, но всегда оставалась неизменной уверенность в том, что есть психолог, с которым можно посоветоваться, разобраться с возникшими конфликтными ситуациями, найти пути общения с трудными детьми, тем более, что и с трудными, и с талантливыми детьми общаться всегда достаточно сложно.

В настоящее время в МБУДО «ЦДТ «Танкодром» Советского района г. Казани работают два педагога-психолога: Осипова Людмила Алексеевна и Белоусова Алина Александровна. Один из психологов в большей степени ориентирован на работу с дошкольниками, младшими школьниками, их родителями и преподающими им педагогами, а второй на детей среднего и старшего школьного возраста, их родителей и всего коллектива Центра.

Главной целью психолого-педагогического сопровождения детей (Направление «От замысла до результата!») является предоставление возможности педагогу дополнительного образования совместно с педагогом-психологом помочь каждому обучающемуся быть успешным.

Педагоги-психологи нашего центра работу с детьми строят по следующим направлениям:

1) Создание системы диагностики результатов образовательного процесса, и в первую очередь, измерения метапредметных компетенций и личностных качеств учащихся.

Педагоги – психологи проводят обязательные диагностики учащихся в начале и в конце учебного года, в первую очередь по обращениям родителей и педагогов.

Для дошкольников и младших школьников в 2020-2021 учебном году были проведены корректурные пробы для диагностики и развития скорости переключения внимания. Результаты диагностики положительные.

Для детей дошкольного возраста проведена проективная методика «Рисунок человека» с целью оценки общего психического и эмоционального состояния учащихся. Данная диагностика позволяет также дать оценку развития интеллекта ребенка в пределах возрастных норм. Диагностика проводилась у 60-ти ребят дошкольного и младшего школьного возраста. У троих детей была выявлена повышенная тревожность, у восьми - признаки астении. Педагог-психолог провела разъяснительные беседы с родителями, педагогу дополнительного образования были даны рекомендации по организации учебного процесса для данных детей.

Дети 11 – 14 лет проходят диагностику «Нравственная воспитанность», разработанную сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО. В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развернутым в рамках научной школы А. И. Шемшуриной: диагностика нравственной самооценки, диагностика этики поведения, диагностика отношения к жизненным ценностям, диагностика нравственной мотивации.

2) Сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в Центре. Для достижения положительных результатов в данном направлении активно используется работа с родителями.

С целью создания безопасной, здоровой и комфортной образовательной среды сотрудники центра третий год работают в рамках реализации проекта «Контакт по безопасности». Информацию о нем можно найти на сайте МБУДО «ЦДТ Танкодром»

3) Индивидуальное психологическое консультирование.

Основной спектр проблем у детей нашего центра - взаимоотношения с родителями, взаимоотношения со сверстниками, проблемы, связанные с выбором профессии. Хотелось бы отметить, что проблемам выбора профессии было посвящено большинство обращений учащихся.

4) Профориентация.

В рамках профориентации, учащиеся объединений выполняли разнообразные психологические тесты, направленные на понимание особенностей характера (самый популярный тест – цветовой компьютерный тест Люшера), интеллекта (тест IQ Айзенка).

Направление 2. «Педагог: по стандартам к нестандартной личности».

В каждом коллективе работают люди с различными характерами, взглядами, интересами, опытом, возрастом и т.д. В рамках данного направления педагогами- психологами Центра осуществляются следующие виды деятельности:

- психологическое консультирование;

- психологическое просвещение;

- психологическая диагностика

- выступления на педсоветах, семинарах, родительских собраниях.

Одно из особенно важных направлений деятельности педагогов-психологов - профилактическая работа по профессиональному выгоранию педагогических работников.

Педагог-психолог Осипова Л.А. в начале 2020 – 2021 учебного года провела оценку степени профессионального выгорания педагогических работников нашего центра.

Приводим полученные в ходе диагностики результаты.

Эмоциональное истощение:

- низкий уровень эмоционального истощения 37% педагогов;

- средний уровень эмоционального истощения 26% педагогов;

- высокий уровень эмоционального истощения 37% педагогов.

Деперсонализация - деформация отношений с другими людьми (повышение зависимости от других либо повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам: коллегам, учащимся, подчиненным):

37% - низкий уровень;

53% - средний уровень;

20% - высокий уровень.

Редукция личных достижений — тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей, либо редуцирование собственного достоинства, ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим:

38% - низкий уровень;

31% - средний уровень;

31% - высокий уровень.

Проведена оценка удовлетворенности трудом педагогами (по убыванию удовлетворенности от 5 баллов и ниже):

4,7 балла - условия труда, отношения в коллективе;

4,3 балла - содержание труда (работа, которую приходится выполнять), возможность влиять на дела коллектива, отношение администрации к нуждам работников;

4,2 балла - организация труда, объективность оценки работы руководителем; перспективы роста;

3,5 балла - распределение премии;

2,8 балла - заработная плата.

Приведена оценка наиболее важных аспектов организации рабочего процесса педагогов (в процентном отношении по убыванию важности).

100 % - стиль и методы работы руководителя;

90 % - заработная плата;

88 % - объективность оценки работы педагогов руководителем;

83 % - содержание труда (работа, которую приходится выполнять);

50 % - отношения с руководителем; перспективы роста;

33 % - условия труда;

22 % - отношения в коллективе;

17 % - распределение премии, возможность влиять на дела коллектива.

Проведены исследования личностных особенностей педагогов, степени их агрессивности.

Исследование показало, что 5% педагогов обладают излишней агрессивностью, 84% - средней, 11% - миролюбивы.

С целью профилактики соматического, психического здоровья и нервной системы педагогических работников в начале этого учебного года педагогом – психологом Белоусовой А.А. был проведён опрос для выявления и оценки невротических состояний по методике К.К.Яхина и Д.М. Менделевич.

Опрос показал, что 10 % педагогических работников имеют небольшие отклонения от предполагаемой нормы соматического здоровья и нервной системы.

Важным остается изучение социально-психологического климата коллектива Центра, которое строится на основе практических (наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности, анализ движения кадров и состояния служебной дисциплины, обобщение независимых характеристик и др.) и психологических методов, требующих специальной подготовки (социометрический опрос, анкетирование и др.). Данные, полученные в результате наблюдений и опросов, помогают для разрешения конфликтов.

В рамках реализации направления 3. «Открытый формат» ведется работа с родителями. Основная цель - повышение психологической культуры родителей и педагогов. В течение учебного года педагогами-психологами были подготовлены психологические тексты небольшого объема по следующим темам:

«Страхи и тревоги- от родителей к детям»;

«Ваш ленивый бездельник»;

«Как избавиться от страхов»;

«Как стать самостоятельным»;

«Сценарий социального навыка»;

«Как сделать ребенка популярным»;

«Как должны поступать родители, если в поведении ребенка появились отдельные невротические реакции»;

«Психологическая готовность к школе. Варианты развития»;

«Рекомендации по установлению эффективных коммуникаций»;

«Упрямство»;

«Рекомендации родителям медлительного ребенка»;

«Искусство жить здесь и сейчас»;

«Как поднять самооценку дочери - советы отцам» и др.

Тексты размещались в Центре на стенде «Контакт по безопасности» и на официальном сайте учреждения в разделе «Психологическая поддержка», в группах социальных сетей. Родители пользовались возможностью взять тексты для чтения дома, что свидетельствует об их заинтересованности предложенным методом консультативной, профилактической работы.

В заключении, следует отметить следующее: активное развитие и функционирование психологической службы учреждения дополнительного образования обеспечивает создание условий для психологического сопровождения и полноценного развития учащихся, сохранения их здоровья, содействие в успешной социальной адаптации, разрешение проблем в поведении, общении. Не остаются без внимания и остальные участники образовательного процесса – родители, педагоги, администрация учреждения дополнительного образования. Работа педагогов - психологов способствует раскрытию творческого потенциала и личностного развития всех субъектов образовательного процесса, созданию безопасной и комфортной образовательной среды.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика