Мурзакова Р.Ш., методист,
заведующая методическим отделом
Осипова Л.А., педагог-психолог
высшей квалификационной категории
МБУДО «ЦДТ Танкодром» Советского района г.Казани
Дополнительное образование является важной составляющей единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Особенностью организации образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования является то, что здесь создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых своим делом детей и педагогов, здесь каждый ребёнок делает выбор, он может свободно проявлять свою волю, раскрывается как личность.
Психологическое сопровождение дополнительного образования направлено на создание условий для психологического комфорта и полноценного личностного развития учащихся, сохранения их психического здоровья, содействия в успешной социальной адаптации, разрешения проблем в поведении и общении. Сегодня образованный человек — это разносторонне развитая личность, ориентирующаяся в современной системе ценностей, способная к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Задачей МБУДО «ЦДТ Танкодром», согласно программе развития Центра на 2019-2023 годы, является построение образовательного пространства ЦДТ как среды, доступной для саморазвития, самоопределения каждого субъекта образовательного процесса, в которой согласуются цели, ценности, интересы детей, педагогов и родителей.
Для выполнения этой задачи определены три направления:
Направление 1. «От замысла до результата!». Данное направление предполагает организацию образовательного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся, и в первую очередь, психологическими. Для успешной реализации данного направления важно внедрение систематического мониторинга образовательного процесса в учреждении.
Направление 2. «Педагог: по стандартам к нестандартной личности». Данное направление ориентировано на создание условий для максимального самовыражения педагога в творческой деятельности, профилактике «профессионального выгорания», повышения компетентности педагогов в области использования информационно-коммуникативных образовательных технологий, технологий дистанционного обучения, технологий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей и особенностей детей.
Направление 3. «Открытый формат». Данное направление ориентировано на обеспечение в полной мере открытости образовательного пространства учреждения, конструктивного диалога во взаимоотношениях между Центром и потребителями образовательных услуг, психологическому просвещению.
Реализация этих направлений невозможна без активного участия педагогов - психологов.
Нашему центру очень повезло - со дня основания ЦДТ «Танкодром» (в 2021 году ему исполняется 30 лет) в штате всегда был педагог-психолог. Менялись требования к направлениям его работы, объемы, но всегда оставалась неизменной уверенность в том, что есть психолог, с которым можно посоветоваться, разобраться с возникшими конфликтными ситуациями, найти пути общения с трудными детьми, тем более, что и с трудными, и с талантливыми детьми общаться всегда достаточно сложно.
В настоящее время в МБУДО «ЦДТ «Танкодром» Советского района г. Казани работают два педагога-психолога: Осипова Людмила Алексеевна и Белоусова Алина Александровна. Один из психологов в большей степени ориентирован на работу с дошкольниками, младшими школьниками, их родителями и преподающими им педагогами, а второй на детей среднего и старшего школьного возраста, их родителей и всего коллектива Центра.
Главной целью психолого-педагогического сопровождения детей (Направление «От замысла до результата!») является предоставление возможности педагогу дополнительного образования совместно с педагогом-психологом помочь каждому обучающемуся быть успешным.
Педагоги-психологи нашего центра работу с детьми строят по следующим направлениям:
1) Создание системы диагностики результатов образовательного процесса, и в первую очередь, измерения метапредметных компетенций и личностных качеств учащихся.
Педагоги – психологи проводят обязательные диагностики учащихся в начале и в конце учебного года, в первую очередь по обращениям родителей и педагогов.
Для дошкольников и младших школьников в 2020-2021 учебном году были проведены корректурные пробы для диагностики и развития скорости переключения внимания. Результаты диагностики положительные.
Для детей дошкольного возраста проведена проективная методика «Рисунок человека» с целью оценки общего психического и эмоционального состояния учащихся. Данная диагностика позволяет также дать оценку развития интеллекта ребенка в пределах возрастных норм. Диагностика проводилась у 60-ти ребят дошкольного и младшего школьного возраста. У троих детей была выявлена повышенная тревожность, у восьми - признаки астении. Педагог-психолог провела разъяснительные беседы с родителями, педагогу дополнительного образования были даны рекомендации по организации учебного процесса для данных детей.
Дети 11 – 14 лет проходят диагностику «Нравственная воспитанность», разработанную сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО. В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развернутым в рамках научной школы А. И. Шемшуриной: диагностика нравственной самооценки, диагностика этики поведения, диагностика отношения к жизненным ценностям, диагностика нравственной мотивации.
2) Сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в Центре. Для достижения положительных результатов в данном направлении активно используется работа с родителями.
С целью создания безопасной, здоровой и комфортной образовательной среды сотрудники центра третий год работают в рамках реализации проекта «Контакт по безопасности». Информацию о нем можно найти на сайте МБУДО «ЦДТ Танкодром»
3) Индивидуальное психологическое консультирование.
Основной спектр проблем у детей нашего центра - взаимоотношения с родителями, взаимоотношения со сверстниками, проблемы, связанные с выбором профессии. Хотелось бы отметить, что проблемам выбора профессии было посвящено большинство обращений учащихся.
4) Профориентация.
В рамках профориентации, учащиеся объединений выполняли разнообразные психологические тесты, направленные на понимание особенностей характера (самый популярный тест – цветовой компьютерный тест Люшера), интеллекта (тест IQ Айзенка).
Направление 2. «Педагог: по стандартам к нестандартной личности».
В каждом коллективе работают люди с различными характерами, взглядами, интересами, опытом, возрастом и т.д. В рамках данного направления педагогами- психологами Центра осуществляются следующие виды деятельности:
- психологическое консультирование;
- психологическое просвещение;
- психологическая диагностика
- выступления на педсоветах, семинарах, родительских собраниях.
Одно из особенно важных направлений деятельности педагогов-психологов - профилактическая работа по профессиональному выгоранию педагогических работников.
Педагог-психолог Осипова Л.А. в начале 2020 – 2021 учебного года провела оценку степени профессионального выгорания педагогических работников нашего центра.
Приводим полученные в ходе диагностики результаты.
Эмоциональное истощение:
- низкий уровень эмоционального истощения 37% педагогов;
- средний уровень эмоционального истощения 26% педагогов;
- высокий уровень эмоционального истощения 37% педагогов.
Деперсонализация - деформация отношений с другими людьми (повышение зависимости от других либо повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам: коллегам, учащимся, подчиненным):
37% - низкий уровень;
53% - средний уровень;
20% - высокий уровень.
Редукция личных достижений — тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей, либо редуцирование собственного достоинства, ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим:
38% - низкий уровень;
31% - средний уровень;
31% - высокий уровень.
Проведена оценка удовлетворенности трудом педагогами (по убыванию удовлетворенности от 5 баллов и ниже):
4,7 балла - условия труда, отношения в коллективе;
4,3 балла - содержание труда (работа, которую приходится выполнять), возможность влиять на дела коллектива, отношение администрации к нуждам работников;
4,2 балла - организация труда, объективность оценки работы руководителем; перспективы роста;
3,5 балла - распределение премии;
2,8 балла - заработная плата.
Приведена оценка наиболее важных аспектов организации рабочего процесса педагогов (в процентном отношении по убыванию важности).
100 % - стиль и методы работы руководителя;
90 % - заработная плата;
88 % - объективность оценки работы педагогов руководителем;
83 % - содержание труда (работа, которую приходится выполнять);
50 % - отношения с руководителем; перспективы роста;
33 % - условия труда;
22 % - отношения в коллективе;
17 % - распределение премии, возможность влиять на дела коллектива.
Проведены исследования личностных особенностей педагогов, степени их агрессивности.
Исследование показало, что 5% педагогов обладают излишней агрессивностью, 84% - средней, 11% - миролюбивы.
С целью профилактики соматического, психического здоровья и нервной системы педагогических работников в начале этого учебного года педагогом – психологом Белоусовой А.А. был проведён опрос для выявления и оценки невротических состояний по методике К.К.Яхина и Д.М. Менделевич.
Опрос показал, что 10 % педагогических работников имеют небольшие отклонения от предполагаемой нормы соматического здоровья и нервной системы.
Важным остается изучение социально-психологического климата коллектива Центра, которое строится на основе практических (наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности, анализ движения кадров и состояния служебной дисциплины, обобщение независимых характеристик и др.) и психологических методов, требующих специальной подготовки (социометрический опрос, анкетирование и др.). Данные, полученные в результате наблюдений и опросов, помогают для разрешения конфликтов.
В рамках реализации направления 3. «Открытый формат» ведется работа с родителями. Основная цель - повышение психологической культуры родителей и педагогов. В течение учебного года педагогами-психологами были подготовлены психологические тексты небольшого объема по следующим темам:
«Страхи и тревоги- от родителей к детям»;
«Ваш ленивый бездельник»;
«Как избавиться от страхов»;
«Как стать самостоятельным»;
«Сценарий социального навыка»;
«Как сделать ребенка популярным»;
«Как должны поступать родители, если в поведении ребенка появились отдельные невротические реакции»;
«Психологическая готовность к школе. Варианты развития»;
«Рекомендации по установлению эффективных коммуникаций»;
«Упрямство»;
«Рекомендации родителям медлительного ребенка»;
«Искусство жить здесь и сейчас»;
«Как поднять самооценку дочери - советы отцам» и др.
Тексты размещались в Центре на стенде «Контакт по безопасности» и на официальном сайте учреждения в разделе «Психологическая поддержка», в группах социальных сетей. Родители пользовались возможностью взять тексты для чтения дома, что свидетельствует об их заинтересованности предложенным методом консультативной, профилактической работы.
В заключении, следует отметить следующее: активное развитие и функционирование психологической службы учреждения дополнительного образования обеспечивает создание условий для психологического сопровождения и полноценного развития учащихся, сохранения их здоровья, содействие в успешной социальной адаптации, разрешение проблем в поведении, общении. Не остаются без внимания и остальные участники образовательного процесса – родители, педагоги, администрация учреждения дополнительного образования. Работа педагогов - психологов способствует раскрытию творческого потенциала и личностного развития всех субъектов образовательного процесса, созданию безопасной и комфортной образовательной среды.