Компетентностно-ориентированное образование как вектор инновационной деятельности педагогов ЦДТ «Азино»

Ф.Г.Сунгатуллина,
директор МБУДО ЦДТ «Азино» Советского района г.Казани,
С.А. Ярмакеева,
канд.пед.наук.,
зав. отделом МБУДО ЦДТ «Азино» Советского района г.Казани


В Концепции развития дополнительного образования детей (2014 г.) «обеспечение инновационного, опережающего характера развития системы дополнительного образования детей при использо-вании лучших традиций отечественной сферы дополнительного образования и успешных мировых практик» было обозначено в качестве одного из основных механизмов развития этого вида отечественного образования. Вместе с тем, Концепция не определяет, что именно подразумевается под инновационным характером, а также кого или что должна опережать система дополнительного образования – другие виды образования, либо саму себя в ее нынешнем состоянии. Скорее, последнее, исходя из анализа обзора развития системы ДОД, представленного в той же Концепции.

Сегодня инновационная деятельность образовательных организа-ций разворачивается в разнообразных авторских практиках, за которыми стоит сотрудничество с вузами и другими научными учрежде-ниями. Направление инновационной деятельности, как правило, выбирается самим учреждением, исходя, в первую очередь, из его осо-бенностей (моно- или многопрофильности, имиджа, социокультурного статуса и пр.), а также исходя из возможностей самих педагогов. И если первое (возможности ООДОД) определяют стартовый потен-циал инновационной деятельности, то инновационная активность педагогов определяет ее финишные (результативные) возможности. Отсюда вытекает непреложный вывод о системном характере инновационной деятельности и необходимости обеспечения ее устойчивости через развитие всех составляющих данной системы. И если признать, что самым изменчивым элементом системы выступает инновационная деятельность педагога, то и усилия должны направляться именно в сторону работы с педагогами. Поэтому авторский опыт ра-боты с организацией инновационной деятельности педагогов может представлять как теоретический, так и практический интерес.

В течение последних лет инновационная деятельность Центра детского творчества «Азино» г. Казани разворачивается вокруг проблем реализации компетентностно ориентированного образования. Интерес к теме обусловлен появлением компетенций в практике других видов отечественного образования и изучением возможностей их применения в системе дополнительного образования детей, экстраполяцией идей компетентностного подхода на ДОД как деятельностно-ориентированную образовательную практику.

Как известно, в основе компетентностного похода лежит идея формирования опыта той или иной деятельности как результата и смысла образования, а также формирования особого ценностного отношения к такому опыту. Всем известная особенность, характерная черта или даже преимущество дополнительного образования – это его практико-ориентированное обучение, результатом которого выступает формирование у учащихся конкретного опыта в разнообразных видах и областях деятельности, уровень самостоятельности решения и выбора проблем, уровень развитости способов мышления и стилей поведения, приобретение своего опыта социокультурной деятельности, присвоение ценностей культуры [1, с.71]. Практическим результатом учебной деятельности ребенка всегда выступает какой-либо творческий «продукт»: вышивка, техническая модель, исполнение музыкального произведения, спортивные достижения, научное исследование и др. Сюда можно отнести и личный опыт в общении с друзьями, людьми старшего возраста, опыт, связанный с организаци-ей досуга, профессиональным самоопределением, формированием статусных позиций в группе и других сферах, определяющих содержательные стороны деятельности человека. Перечисленные выше позиции наполняют содержанием как ключевые компетенции обучающихся, так и специальные, определяемые содержанием изучаемого предмета.

Вместе с тем, готовность педагогов к формированию компетенций у учащихся зачастую остается на уровне информативной передачи знаний или формированию отдельных умений, которые не представляют из себя определенного опыта. Специфика же компетентностного опыта в том, что он приобретается в ситуациях реальной жизни или достаточно полно моделирующих ее, при решении реальных проблем. Насколько педагог способен к моделированию таких проблем в конкретной практике своего объединения – остается очень серьезной педагогической проблемой.

Почему мы говорим о формировании именно опыта как результата обучения? Ценность опыта как когнитивного образования в том, что он, в отличие от знаний, умений, «ориентировочных основ» и др., – синтетичен, интегративен. Он – и продукт усвоения готовых знаний, и результат собственных изысканий, в нем представлена и логика данной научно-предметной сферы, и путь когнитивносмыслового становления самого субъекта. Именно поэтому опыт – залог востребованности дополнительного образования как пространства его выстраивания, и на формирование опыта, на наш взгляд, должны быть направлены педагогические усилия и выстраиваться современная образовательная практика дополнительного образования. Отсюда вытекает актуальность всех инновационных поисков в совершенствовании как содержания, так и организационных основ дополнительного образования детей на компетентностной основе, имеющихся на сегодняшний день. Научно-методический интерес в этом отношении может представлять и опыт организации инновационной деятельности Центра детского творчества «Азино» г. Казани, содержанием которой выступила актуализация и решение проблем компетентностно ориентированного образования в практике работы педагогов дополнительного образования.

Анализ теории и практики показал, что к формированию компетентностного опыта способен лишь педагог, сам обладающий опытом формирования компетентности. Исходя из этого методологического посыла, в ЦДТ «Азино» г. Казани была разработана программа развития инновационной деятельности педагогов под общей методической темой «Проектирование и реализация компетентностно ориентированного образования в практике работы педагога дополнительного образования». В качестве источника изменений выступило противоречие между социальным заказом к формированию компетентностей учащихся и отсутствием готовности педагогов дополнительного об-разования к осуществлению компетентностно ориентированного образования.

Главная идея изменений заключалась в переносе акцента «с усвоения знаний» на формирование компетентностей. Ценностно-смысловой аспект предстоящих изменений виделся как необходимость принятия на себя педагогами дополнительного образования ответственности за смысловую составляющую своих мыслей и дей-ствий в ракурсе интеграции в общую компетентностно ориентиро-ванную парадигму современного отечественного образования. Прогностический аспект изменений касался вопроса о возможности/невозможности перевода ПДО на восприятие компетентностной парадигмы только на информационной основе, без опоры на опыт. Поэтому был проработан и деятельностный аспект инновационной деятельности, связанный с возможностью и необходимостью организовать обучение ПДО в процессе их непосредственной профессио-нальной деятельности, аккумулируя их профессиональные знания, умения и опыт.

В процессе инновационной деятельности педагоги были поставлены перед проблемой проектирования образовательных программ на компетентностно ориентированной основе. Была осуществлена оценка рисков, которые заключались, в первую очередь, с трудностью соорганизации педагогов, индивидуальным характером проектирования и реализации изменений, невозможностью массового перехода ПДО на компетентностную парадигму в связи с отсутствием в системе ДОД образовательных стандартов. Вместе с тем, были использованы преимущества дополнительного образования детей, о которых говорилось выше, а именно: практико-ориентированной основой образовательного процесса, имеющимся опытом формирования у учащихся конкретных практических умений и навыков. Главное – было спроектировать поле непрерывного формирования опыта соответствующей деятельности.

В ходе инновационной работы педагоги, по сути, впервые задумались над смысловым аспектом обучения – для чего мы учим своих воспитанников, каков практический смысл получаемых ими умений и навыков? В чем суть опыта как когнитивного образования, чем он отличается от умений? Как организовать формирование опыта? Как помочь формированию ценностного отношения у учащихся к формированию опыта познания и практической деятельности по образовательной программе? Эти и другие вопросы стали основой рефлексии своих профессиональных возможностей и задач, а та, в свою очередь, в ракурсе темы инновационной работы, выступила основой переоценки проектирования образовательных программ: из обязательного элемента профессиональной деятельности, навязанного «сверху», образовательная программа превратилась в инструмент профессионального развития, а проектировочная функция ПДО, по сути, явилась условием развития других профессиональных функций – обучающей, воспитательной, организаторской, педагогической поддержки, организационно-коммуникативной, профилактической, коррекционной, культурно-досуговой, так как способствовала развитию модельных представлений о содержании и формах предстоящей деятельности.

В ходе инновационной работы педагогами на основе анализа собственных возможностей и образовательных потребностей были при тьюторской поддержке разработаны индивидуальные программы развития проектировочной компетентности ПДО в ракурсе компетентностно ориентированного образования. Методической службой ЦДТ «Азино» были использованы индивидуальные, групповые и массовые организационные формы методической работы с ПДО, подтверждена идея актуализации форм повышения профессиональной компетентности в процессе непосредственной профессиональной деятельности.

Продуктным результатом инновационной деятельности педагогов выступили модернизированные, а по сути, авторские (проходящие стадию эксперимента) образовательные программы на основе компетентностного подхода, методические разработки, участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

Субъектным результатом стало формирование проектировочной компетентности ПДО, овладение знаниями и умениями в русле компетентностного подхода, развитие ценностного отношения к процессу педагогического проектирования.

Самым интересным для педагогов, по их собственному признанию, стал процесс моделирования в дополнительной общеобразовательной программе образовательных результатов, которые из привычного всем понятийного поля ЗУНов (учащийся будет знать/уметь) перешли в понятийное поле соответствующего опыта: опыт познава-тельной деятельности, опыт репродуктивной деятельности, опыт творческой деятельности, а также опыт эмоционально-ценностного отношения с соответствующим наполнением каждой составляющей. В реализуемой в рамках такого представления конечных результатов образовательной программе как системном продукте соответственно меняются все составляющие: детализируется целевой компонент, структурируются учебно-тематический план, содержание, конкретизируются формы, методы и технологии обучения, уточняется распределенность учебной нагрузки и т.п. В процессе работы над программой педагоги рефлексируют индивидуальный опыт проектирования, что в конечном итоге пододвигает их к пониманию процесса формирования компетентностного опыта обучающихся.

Опыт ЦДТ «Азино» г. Казани показывает, что инновационная деятельность сегодня может и должна ориентироваться в первую очередь на педагога как носителя уникального предметного знания. При этом какую бы из сторон педагогической деятельности ни коснулась инноватика, она в первую очередь актуализирует проектировочную функцию ПДО, т.к. любое изменение должно сначала пройти стадию его моделирования, хотя бы на уровне разработки идеи. Универсальность проектировочной деятельности педагога в силу авторского начала самого дополнительного образования детей позволяет утвер-ждать, что инновационные поиски именно в этом направлении актуальны сегодня для всей отечественной системы дополнительного образования детей.

Литература

1. Логинова, Л.Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей / Л.Г. Логинова. – М.: АПКиПРО, 2004. – 132 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика