Реализация инновационного образовательного проекта «Сказки Поволжья» в Центре детского творчества «Детская академия»

Титова А.А.,
Барышникова О.Б.,
педагоги дополнительного образования
МБУДО «Центр детского творчества «Детская академия»
Советского района г.Казани


В 2016 году в Центре детского творчества «Детская академия» началась реализация инновационного образовательного проекта «Сказки Поволжья». Проект направлен на расширение культурного кругозора обучающихся и педагогов, формирование гражданской идентичности, межнациональной толерантности, развитие духовно-нравственного потенциала. Содержание проекта – образовательная, проектная, исследовательская, познавательная деятельность обучающихся Центра детского творчества «Детская академия», основанная на изучении народного устного, музыкального, художественного творчества, древних традиций, обычаев, культуры народов, проживающих в Республике Татарстан и соседних регионах, что соответствует нормативным документам художественного образования в Российской Федерации [1], [7].

Наиболее близкий детям исторический и культурный источник в этой области – сказка, универсальный, естественный воспитательный и образовательный ресурс, на сегодняшний день, в связи с тотальным распространением интернета, СМИ, гаджетов, уходящий на второй план. Занимательность содержания, победа силы добра над силами зла, яркость персонажей, умелое сочетание элементов фантастики с реальной действительностью, образность языка, возможности импровизации – все это дает возможность использовать произведения народного творчества как средство воспитания, как источник вековой мудрости, живущей в памяти прошлых и нынешних поколений человечества.

В рамках проекта педагогам открылись новые пути интеграции различных направлений и направленностей воспитательного и образовательного процесса. На основе взаимодействия педагогов разных структурных подразделений создаются методические пособия, художественные альбомы, мультимедийные представления для педагогов, обучающихся и широкой аудитории. Обращение педагогов к народной сказке в качестве образовательного и воспитательного ресурса также придает проекту инновационный характер. В рамках проекта некоторые темы образовательной программы ЦДТ «Детская академия» [4] раскрываются в новом ракурсе, через приобщение обучающихся к народному художественному творчеству, через изучение особенностей культуры народов Поволжья, через познавательную, творческую и исследовательскую деятельность.

Внутреннюю среду проекта составляют: руководители проекта (педагоги различных структурных подразделений), участники проекта (обучающиеся, педагоги); условия реализации проекта (учебные, выставочные помещения, конференц-зал, актовый зал); материальное оснащение (мультимедийное оборудование, специализированное оснащение учебных помещений, компьютерная, копировальная техника). Внешняя среда проекта – социальное окружение (общеобразовательные школы, семьи обучающихся), педагогические сообщества, методические объединения районного, городского, республиканского уровня).

Содержание проекта:

• знакомство с устным, прикладным, изобразительным, музыкальным, танцевальным народным творчеством республик Приволжского федерального округа;

• индивидуальная и коллективная творческая деятельность по изучению элементов народного творчества;

• организация и проведение выставок работ обучающихся;

• участие в конкурсах художественного творчества;

• составление и публикация альбомов, сборников иллюстраций, участие в составлении сборников интегрированного содержания;

• разработка методических материалов по распространению педагогического опыта;

• выступления педагогов на методических семинарах;

• участие педагогов в конкурсах методических разработок;

• участие в интегрированных проектах - взаимодействие с разными структурными подразделениями Центра детского творчества «Детская академия».

Ключевые компетенции, приобретаемые в ходе реализации проекта:

ценностно-смысловая – приобретение способности видеть и понимать ценность народного творчества, понимать свое место в историческом развитии своего народа;

общекультурная – познание духовно-нравственных основ, осознание своей национальной принадлежности;

учебно-познавательная – умение добывать знания о быте, нравственных законах, психологии и т.п. из народных преданий;

коммуникативная – приобретение навыков коллективного взаимодействия, приобщение к интегрированным связям в коллективе;

личностное самосовершенствование – получение навыков личностного развития, самореализации и самопознания.

Цель проекта – духовное, интеллектуальное, творческое развитие личности обучающихся на основе приобщения к культурному и историческому наследию народов Поволжья.

Задачи проекта:

обучающие:

формирование общекультурной компетенции обучающихся и педагогов на основе изучения национальной культуры народов Поволжья,

обучение основам воплощения элементов народного искусства художественными средствами;

развивающие:

развитие творческих и познавательных способностей обучающихся,

расширение представления обучающихся и педагогов о традициях и культуре родного края;

воспитательные:

формирование позиции уважения к национальным традициям народов, проживающих в Татарстане,

воспитание толерантности, патриотизма, гражданственности.

Приобщаясь к национальной культуре и традициям народов Поволжья через участие в образовательном проекте «Сказки Поволжья», обучающиеся и педагоги

- научатся ценить культуру и традиции разных народов;

- сформируют толерантное отношение к различным этническим группам народов Поволжья;

- узнают способы воплощения древней культуры в современной культурно-творческой деятельности;

- повысят свой духовно-нравственный уровень.

Способы и формы оценивания результатов проекта – анкетирование, опрос, направленные на выявления уровня компетентности в области многонациональной культуры Татарстана и Поволжья (знание народов, особенностей художественного, прикладного, музыкального народного искусства, устного творчества, костюмов, языка и т.п.).

В ходе реализации проекта осуществляется текущий контроль – открытые, тематические занятия, мастер-классы. При завершении текущего этапа проекта проводится итоговый контроль в форме мультимедийного представления, включающего в себя результаты деятельности в проекте педагогов ЦДТ «Детская академия».

Срок реализации проекта – семь лет – основывается на результатах переписи населения Российской Федерации 2010 года по Приволжскому федеральному округу, где наиболее значительно (от 66,3% до 1,6%) представлены семь народностей: русские, татары, башкиры, чуваши, мордва, удмурты, марийцы. Многие века эти народы взаимодействуют на территории Поволжья, что объясняется и географической близостью, общностью исторических процессов, родством культур. Как и в давние времена, сегодня продолжается взаимодействие представителей соседствующих народов. Проект «Сказки Поволжья», учитывая реальную этническую ситуацию в Поволжье, направлен на обеспечение толерантности гражданского общества, развитие общекультурной компетенции обучающихся и педагогов, сохранение культурного и исторического наследия.

Реализация проекта предусматривает определенные этапы и график их осуществления:

• разработка плана мероприятий по тематике проекта – в сентябре;

• проведение тематических занятий - в течение учебного года;

• участие обучающихся в конкурсах детского творчества - в течение учебного года;

• участие педагогов в конкурсах профессионального, педагогического мастерства - в течение учебного года;

• презентация работ обучающихся на интегрированных мероприятиях ЦДТ «Детская академия» - второе учебное полугодие;

• проведение выставок рисунков обучающихся художественной школы, школы раннего эстетического развития - март-май;

• диагностика и мониторинг результатов проекта - в мае.

Каждый период реализации проекта (учебный год) посвящается одной сказке выбранного народа Поволжья. Большое внимание уделяется воспитательному аспекту выбранной сказки. Например, в русской народной сказке «Морозко», выбранной в первый год реализации проекта, подчеркивается важность трудолюбия, терпения, старательности, доброжелательности, обосновывается неприемлемость лени и грубости. В 2017-2018 учебном году темой проекта была выбрана татарская народная сказка «Три дочери». Сказка раскрывает нравственные законы доброты, отзывчивости, ценности семейной поддержки. В 2018-2019 учебном году педагоги и обучающиеся обратились к башкирской народной сказке «Благодарный заяц». В этой сказке – пример бережного отношения человека к природе и окружающему миру, «зеркального» отношения природы к человеку; сказка отражает древние традиции гостеприимства, товарищества. В прошлом учебном году проект посвятили чувашской народной сказке «Пылающий огонь» - сказке, воспевающей жизнелюбие, силу творческого начала человека. В текущем учебном году участники проекта изучают мордовский народный фольклор и работают над интегрированным спектаклем по сказке «Куйгорож», где народная мудрость учит быть великодушным и щедрым [2], [3], [5], [6].

Основные формы реализации проекта - проведение тематических, открытых занятий, мастер-классов, на которых происходит творческая работа по мотивам народных сказок. Другие формы учебно-воспитательной работы в рамках проекта – экскурсии, музыкальные, литературные, творческие гостиные, выставки, презентации, концертные, конкурсные выступления. Особой формой реализации проекта является участие в нем самого педагога. Некоторые педагоги-художники внесли в проект свой личный авторский вклад: создали собственные рисунки по мотивам сказок народов Поволжья. Педагоги эстрадной студии разучивают народный музыкальный материал, выступают с ним и на внутренних классных мероприятиях (с целью вовлечения и приобщения обучающихся), и на открытых концертных и конкурсных площадках. Творческие результаты участия в проекте транслируются на очных и заочных концертных и конкурсных площадках, на специально созданных страницах социальных сетей, новостной ленте сайта Центра детского творчества «Детская академия».

Часто в ходе проекта возникают интегрированные формы педагогической деятельности. Так, педагоги художественной школы участвуют в создании декораций для театральной постановки, разработке костюмов для хореографического спектакля. Соединение звуковых и зрительных образов в работах юных музыкантов, танцоров, художников, компьютерных дизайнеров стало основой театрально-хореографических спектаклях «Морозко», «Падчерица», «Куйгорож», творческой гостиной «Семь башкирских сказок», мультимедийного проекта «Пылающий огонь».

Процесс педагогической диагностики проекта «Сказки Поволжья» состоит из трех этапов: начальный (планирование учебно-воспитательного процесса), текущий (изучение промежуточных результатов с цель корректировки и совершенствования педагогической деятельности), итоговый в конце учебного года (изучение результатов проекта в учебном году). Методы диагностики – наблюдение, сбор информации, анализ, интерпретация. Мониторинг промежуточных и конечных результатов позволяет выявить: изменения в деятельности образовательного учреждения; качество преподавания, уровень культурного кругозора, изменение образовательных потребностей обучающихся. Результаты мониторинга могут привести к внедрению новых методик и технологий обучения, т.е. к расширению проекта или его трансформации в иной вид организации учебно-воспитательного процесса (например, проект может перерасти в образовательную программу, или стать стабильным компонентом имеющейся образовательной программы по изобразительному искусству). Четкая организация проведения мониторинга способствует достижению эффективности учебно-воспитательного процесса. Результатом мониторинга проекта стала, например, новая интерпретация планирования педагогами проектной деятельности: одни педагоги пришли к решению остановиться на разработке одной национальной тематики на протяжении всего проекта (например, в объединении «Татарский театр «Х?р?к?т»), другие – решили участвовать в проекте самостоятельно, не привлекая обучающихся, так как тема проекта интересна педагогу, но не укладывается в маршрут его образовательной программы (например, в объединениях «Немецкий клуб», «Оригами»). При этом для основной части педагогов первоначальный формат проекта – одна народная сказка в один учебный год – остался наиболее приемлемым.

На третьем году реализации образовательного проекта «Сказки Поволжья» было проведено анкетирование родителей обучающихся «Отношение к инновационной деятельности», выявившее положительную оценку результатов проекта.

Показ результатов проектной деятельности педагогов и обучающихся проходит в рамках выставок художественных работ, презентаций на культурно-массовых мероприятиях. Средством вовлечения в проект широкого круга заинтересованных лиц стал внутренний конкурс «Сказочная страна». В конкурсе принимают участие педагоги ЦДТ «Детская академия», обучающиеся, их родители, другие представители семьи, друзья и единомышленники. Конкурс помогает участникам обмениваться опытом, узнавать новое, приобщаться к новым творческим направлениям. В текущем учебном году конкурс «Сказочная страна» получил развитие как одноименный Районный конкурс театрализованных постановок среди работников образования г.Казани.

В рамках проекта педагогами создаются сборники иллюстраций к сказкам, дидактические видеоматериалы, мультимедийные презентации. Педагоги обобщают и распространяют свой опыт участия в проекте на семинарах, стажировочных площадках, научно-практических конференциях, профессиональных педагогических конкурсах, а также через публикацию в педагогических изданиях.

За пять лет реализации проекта педагогами были осуществлены значительные творческие работы:

спектакль «Морозко»: сценарист, режиссер Галеева Е.В., балетмейстер, педагог Досов С.Е., педагог Досова А.А., методист, костюмер Петрянина О.Ф., художник по декорациям Максютина Л.М.;

интегрированное мероприятие «Творческая гостиная «Семь башкирских сказок»: педагоги Титова А.А., Печерей Е.П., Баянова Д.Р., Багаутдинова Л.А., Барышникова О.Б., Галямова Р.А., Максютина Л.М., Досова А.А., Досов С.Е.

спектакль «Падчерица»: сценарист Закирова Г.С., постановщик Фасхутдинова Н.Р., балетмейстер Досов С.Е., педагог Досова А.А., методист, костюмер Петрянина О.Ф., художник по декорациям Максютина Л.М.;

мультимедийный проект «Пылающий огонь»: педагоги Барышникова О.Б., Титова А.А., педагоги-организаторы Закирова Г.С., Ивлев А.Н..

Успешная реализация инновационного образовательного проекта «Сказки Поволжья» обусловлена сплоченностью педагогического коллектива, сохранением внутренней мотивации к развитию проекта, поддержкой администрации учреждения, постоянным поиском инновационных форм совершенствования учебно-воспитательного процесса и личным профессиональным мастерством педагогов. Разработки, созданные педагогами в рамках проекта «Сказки Поволжья», неоднократно приносили призовые места на методических конкурсах различного уровня.

Список литературы:

1. Концепция развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года, утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 августа 2016 г. N 570.

2. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Т. 1-4. – М.:«Амрита-Русь», 2007. – 288 с.

3. Народы Поволжья: культура, обычаи, праздники, символика. Электронная библиотека Национальной библиотеки Республики Татарстан. https://kitaphane.tatarstan.ru/peoples.htm

4. Образовательная программа МБУДО «Центр детского творчества «Детская академия» на 2020-2021 учебный год, утверждена Приказом директора от 31.08.2020 г.

5. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. – М.: Академический проект, 2019. – 806 с.

6. Сказки Поволжья. Мультимедийная он-лайн библиотека. http://xn--80aemcfjckzbis8msb.xn--p1ai/

7. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика