Обзор образовательных дистанционных платформ и онлайн сервисов, применяемых при организации занятий в дистанционном формате

Печерей Евгения Павловна,
педагог дополнительного образования по информатике
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Центр детского творчества «Детская академия»
Советского района г.Казани


Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, «реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». Внедрение новой формы обучения, такой как дистанционное обучение, связано со сложившейся ситуацией в стране в целом. В марте месяце прошлого года нам пришлось перейти на дистанционное обучение в связи с эпидемиологической ситуацией. При переходе с традиционной формы проведения занятий многим пришлось столкнуться с рядом проблем, таких как: - отсутствия у многих школьников технических возможностей (отсутствие стабильного подключения к интернету, перегруженность дистанционных платформ, отсутствие программного обеспечения) - готовности и желания родителей включиться в дистанционный процесс обучения детей. Если родители недостаточно ИКТ компетентны, педагогу необходимо помочь таким семьям и научить родителей работать в программе Skype, отправлять электронные письма, открывать файлы, настраивать звук и камеру, чтобы в дальнейшем они могли оказать помощь своим детям. Важно объяснить родителям «плюсы» и «минусы» такого обучения, подготовить их к системному совместному обучению в определенное время. Из личного опыта можно сказать, что многие отказывались заниматься дистанционно, только по той причине, что не владеют данными технологиями. С обучающимися старшего возраста таких проблем не возникало. - негативное влияние работы за компьютером на здоровье ребенка и педагога (быстрая утомляемость, потеря зрения) Следует отметить и положительные моменты дистанционного обучения: - осуществление обучения в индивидуальном темпе; - доступность и независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения; -технологичность, комфортность для творческого самовыражения обучаемого; - возможность вовлечения в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития; - расширение общего охвата детей. Как же организовали учебный процесс педагоги в нашем отделе НОУ? В зависимости от возраста, направленности тематики объединения, ИКТ компетентности ребенка педагог выбирал целесообразные формы обучения. Самая распространенная форма организации занятия — это Чат - занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат - технологий. Чат - занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. (Это WhatsApp, факультатив на edu.tatar.ru). Для создания факультатива необходимо войти в раздел «Ученику». Далее выбирать интересующий Вас предмет и зайти в подраздел «Виртуальные факультативы». Здесь Вы можете создать свой факультатив. Вебинар-сессия осуществлялась на базе программно-технической среды Zoom, которая обеспечивала взаимодействие пользователей. Для проведения сессии каждая из сторон должна иметь доступ к персональному компьютеру, включенному в сеть и иметь логин и пароль. Для организации данной формы занятия педагог составил заранее удобное расписание для обучающихся. Для учебных вебинар - сессий характерно достижение образовательных задач. Следующая форма организации занятия – это дистанционные образовательные платформы, такие как: РЭШ (Российская электронная школа), Якласс. Неудобство заключалось в том, что каждому обучающемуся нужно было регистрировать личный кабинет и осуществлять привязку к педагогу. Преимущество в использовании данных технологий было у педагогов, которые работают на базе школ, так как многие классы уже имели опыт работы на образовательных дистанционных платформах и обучающиеся уже централизовано были прикреплены к платформам заранее. Для школ от республики было организовано бесплатное пользование, например, платформой Я-класс. Для смешанных групп (обучающиеся из разных школ) использовали онлайн доску linoit, имея открытую ссылку, они могли просмотреть задания и прикрепить результат выполненной работы. Положительная сторона использования этой доски в том, что работы могут просматривать все и дать им оценку. Онлайн-доска LINO — это бесплатный сервис, работающий в режиме онлайн. Сервис англоязычный, но его интерфейс прост, так что можно им пользоваться и без знания языка, хотя, на данный момент есть возможность осуществить перевод. Для этого нужно вызвать контекстное меню (нажатием правой клавиши мыши) и выбрать пункт меню «Перевести на русский». Сайт располагается по адресу http://en.linoit.com/. Для работы с доской необходима регистрация, после чего можно создавать свои онлайн-доски - холсты, размещать на них заметки – стикеры. В стикерах можно записывать свои идеи, прикреплять к ним изображения, видео, документы. Бесплатное использование позволяет прикреплять файлы до 10 Мб к одному стикеру. Общий максимальный размер файлов, которые могут быть сохранены, в месяц составляет 100 мегабайт. Существует возможность сделать свою доску общедоступной или закрыть ее и использовать только самому, можно ограничить доступ к доске, отправив приглашения только избранным пользователям. Алгоритм регистрации и работы с онлайн – доской: 1. В адресной строке набрать адрес сайта http://en.linoit.com/. 2. Откроется стартовая страница сайта. Выбрать пункт Sign up (зарегистрироваться). 3. В открывшемся окне ввести «будущий» логин (Username), придумать пароль (Password), ввести электронную почту (Email Address). Поставить галочку в окне «Я не робот». Нажать Sign up (зарегистрироваться). 4. После того, как нажали зарегистрировать, попадаете в личный кабинет. 5. Создаем новый холст (доску). Нажимаем на Create a new canvas (Создать новый холст). Вводим имя холста – Name (можно на русском языке). 6. Выбираем фон доски из заготовок. Можно загрузить свой фон, для этого нажать на пункт Upload an image 7. Открываем доступ для совместной работы, для этого нажимаем Everyone may post stickies (каждый может опубликовать листы). Create a new canvas (Создать новый холст). 8. Прикрепляем стикеры на холст с необходимой информацией (перетаскиванием левой клавишей мыши). Вводим текст. Текст можно отредактировать: изменить цвет, размер, установить дату размещения текста. Нажимаем на клавишу Post. Размещенный стикер можно удалить, нажав на «галочку» в нижнем правом углу стикера. 9. Помимо текста на холсте можно размещать и картинки, и видео, и файлы. 10. Все изменения сохраняются автоматически. Организовать дистанционную работу помогло и разнообразие онлайн сервисов. На занятиях объединения «Государство и право» можно было организовать виртуальную экскурсию. Например, по музею естественной истории Татарстана (https://clck.ru/Rbvsc). На занятиях по программе «Информатика в начальной, средней школе применялся сервис «OFFNOTE.NET» (создание визиток, календарей, портфолио). Онлайн сервисы offnote.net располагаются на сайте http://offnote.net/. Это многофункциональный сайт, созданный для досуга, творчества, обучения и работы. Включает в себя: - ряд графических редакторов для быстрого создания необходимого фото - документа; - программу для создания портфолио; - конструктор визиток; - конструктор расписания, календаря. Все созданные проекты можно распечатать на принтере, сохранить на внешний носитель. При организации дистанционного обучения использовался онлайн сервис «CANVA» – это создание плакатов, стендовых докладов и инфографики. Применялся в работе и конструктор интерактивных заданий learningapps.org. Конструктор даёт возможность организовать учебный процесс с помощью интерактивных приложений. Здесь есть, где развернуться и творческим педагогам, и талантливым ученикам. Сервис Learning Apps является приложением Web 2.0 и разрабатывается как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования РН Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау / Герлиц (Германия). Многие из сервисов можно освоить очень быстро, а над некоторыми приходится потрудиться, чтобы научиться в них работать. Данный конструктор имеет понятный пользовательский интерфейс, предлагает регистрацию на 20 языках мира, в том числе и на русском. Сайт содержит набор общедоступных интерактивных заданий, которые распределены по учебным предметам, что облегчает поиск нужного задания. Для создания и сохранения собственных заданий на сайте необходимо зарегистрироваться. После прохождения процесса регистрации становятся доступными шаблоны, которые помогают создать интерактивное упражнение. Активно использовался и сайт newart.ru. На данном сайте представлены профессиональные растровые и векторные графические редакторы в онлайн исполнении, сервисы для совместного рисования и создания анимации. Многие программы позволяют сохранить работы на компьютере, некоторые из них умеют проигрывать процесс рисования. Существуют и 3D сервисы. Для осуществления текущего, тематического, итогового контроля, а также самоконтроля использовали: -сервис Google Docs (Формы); -тестовые задания на РЭШ и в Яклассе; -бесплатный многофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения https://onlinetestpad.com/ Ознакомиться с достижениями обучающихся можно пройдя по https://clck.ru/RRwN8. Хочется отметить, что педагоги ЦДТ «Детская академия» справились с поставленной задачей, сумели организовать учебный процесс в непростое для нас время и при этом сохранить контингент обучающихся в своих объединениях. В ходе организации занятий в дистанционном формате следует отметить результаты педагогов: успешная организация учебного процесса, участие на семинарах и конференциях различного уровня, участие в конкурсах методических разработок. Результаты обучающихся: успешное освоение образовательной программы, участие и победы в конкурсах по профилю изучаемой программы. Список литературы 1. Александрова З. В., «Сервис LearningApps. Инструкция по созданию интерактивных заданий»// http://learningapps.org/about.php, 2012 г. 2. Кречетников К. Г., Кречетникова И. В. Социальные сетевые сервисы в образовании / К.Г. Кречетников, И. В. Кречетникова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf 3. Облачные вычисления как настоящее и будущее ИТ // http://venture-biz.ru/informatsionnye-tekhnologii/205-oblachnye-vychisleniya 4. Онлайн-доска LINO//http://en.linoit.com/ 5. Онлайн сервисы offnote.net// http://www.offnote.net/

Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика