Система организации работы с педагогическими кадрами в рамках городского проекта «Инновационная система моделей наставничества»

Мударисов Р.М.,
руководитель-координатор проекта,
методист, преподаватель,
зав. театральным отделением,
МБУДО ДШИ№4 Советского района г.Казани


Успеха в работе достигают те конкурентоспособные учреждения, в которых педагогическая мудрость сочетается с идеями молодых преподавателей.

Педагог является главным ресурсным звеном в развитии школы и системы образования в целом. Его профессионализм, опыт, уровень методической компетентности, мировоззрение, нравственные и морально-эстетические качества обеспечивают высокую эффективность деятельности.

Одним из основных направлений городского проекта «Инновационная система моделей наставничества» является – оказание профессиональной методической помощи молодым преподавателям в процессе их адаптации к профессии. Важным показателем в работе является адаптация начинающих специалистов к профессиональной деятельности в процессе повышения его компетенций.

Помощь оказывается путем обучения их профессиональным компетенциям преподавателями, имеющими опыт работы не менее 10 лет. С этой целью существует традиционная система наставничества, где наставником выступает преподаватель с многолетним опытом работы и его подопечный – начинающий специалист. Традиционно, методы работы с начинающим специалистом определялись наставником.

Внедрение инновационных моделей наставничества, заимствованных из менеджмента, является приоритетным направлением работы школы и способствует снижению стартовых издержек и формированию кадрового резерва.

Наставничество как метод адаптации и обучения является актуальным и быстро приобретает популярность среди современных организаций. Применение этой системы дает хорошие результаты, отражающиеся на эффективности работы сотрудников, повышающие производительность труда, прибыль учреждения.

В профессиональном становлении, адаптации в профессии начинающего специалиста важно подобрать грамотную и индивидуальную программу его подготовки к педагогической деятельности. С этой целью ежегодно разрабатывается карта индивидуального маршрута с указанием стажа, методической темы, результативности методической, ученической и профессиональной. Также отмечается ряд информационных источников, к которым прибегает молодой специалист в рамках развития своей методической темы.

Начинающему специалисту легче адаптироваться в учебно-воспитательном процессе учреждения, если более опытные коллеги окажут ему помощь в профессиональном становлении. С этой целью в школе организуются мастер-классы как ведущих преподавателей школы, так и приглашенных работников образования с СУЗов и ВУЗов. Подтверждающим документом является карта мастер-класса в виде таблицы, в которой указываются методы и принципы работы наставника в УВП, посетившие мероприятие начинающие специалисты. Составляется справка, в которой отражается краткое описание мастер-класса. Такое документальное сопровождение помогает систематизировать процесс адаптации начинающего специалиста в профессии и накопить результативность проекта.

Реализация настоящего проекта способствует эффективному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса, успешной организации работы с начинающими педагогами так, чтобы процесс адаптации был непрерывным.

Проект «Инновационная система моделей наставничества — это не только консультации, но и доверительные взаимоотношения в педагогическом коллективе. Доброжелательная атмосфера в коллективе - залог успеха конкурентоспособного учреждения любой направленности. С целью конструктивного и плодотворного взаимодействия всех субъектов проекта, систематически проводятся круглые столы, на которых обсуждаются приоритетные направления развития школы.

Реализация настоящего проекта оказывает значительную помощь молодым педагогам в адаптации к профессии, самостоятельном приобретении новых знаний в процессе решения различных проблем и применении их на практике.

Этапы реализации проекта:

• подготовительно-аналитический – адаптационный этап для начинающих специалистов. На этом этапе реализации проекта за начинающими специалистами закрепляются наставники и ознакомление с нормативно-правовыми, локальными актами школы. Проводятся индивидуальное планирование методической и учебной деятельности. Составление психологического портрета группы начинающих специалистов наставником-психологом (Баддинг) помогает найти индивидуальный подход к группе и каждому специалисту в отдельности;

• основной этап – накопление опыта практической деятельности, развитие основных направлений проекта. Начинающие специалисты проводят открытые уроки, на которых присутствует администрация школы, наставники и иные начинающие специалисты. По завершению мероприятия составляется информационная справка с кратким содержанием урока. Наставники заполняют разработанную карту оценки урока, с указанием рекомендаций. Начинающие специалисты сдают конспект урока, еще до начала его проведения.

• заключительно – обобщающий этап - анализ выполнения проектных задач и определение перспектив дальнейшей работы.

В настоящее время (2020-2021 учебный год) осуществляется основной этап и уже имеет результативность. Методическая активность начинающего специалиста возрастает, проводятся открытые уроки, мастер-классы, они участвуют на педсоветах, посещают семинары, конференции различного уровня, публикуются в сборниках, разрабатывают собственные методические работы. Одной из возможностей презентовать свою методическую разработку, статью или портфолио является ежегодное проведение школьного методического конкурса «Созвездие педагогических идей». Разработка специальной карты оценивания работы позволила членам жюри более конструктивно подойти к процессу оценки. Также прописывают рекомендации для совершенствования своей работы. Лучшим конкурсантам предоставляется возможность выступить на педагогическом совете. Жюри конкурса формируется из представителей администрации школы и ведущих наставников. Планируется создание сборника лучших методических работ за всю историю существования конкурса. Наставники получат возможность разместить публикации в сборнике, где будут отражены как лучшие методики преподавания, так и обучения начинающего специалиста. В конце учебного года каждый начинающий специалист и его наставник проходят индивидуальное собеседование с администрацией школы.

Методы работы с начинающими специалистами:

• самообразование.

• методы диагностики профессиональной компетентности начинающего специалиста:

• индивидуальное собеседование;

• анкетирование на выявление им решение трудностей адаптации специалиста в педагогической деятельности;

• наблюдение. посещение открытых уроков с целью анализа деятельности с наставниками.

• мониторинг;

• посещение мастер-классов ведущих специалистов.

Непрерывная подготовка начинающих педагогов сегодня стала ведущим компонентом успеха. Система наставничества позволяет:

• интегрировать начинающего специалиста в учебно-воспитательный процесс школы;

• упростить процесс перехода начинающих специалистов на необходимый уровень рабочих результатов;

• планировать карьеру начинающего специалиста;

• обеспечить развитие новых лидеров, непрерывную подготовку кадров без отрыва от рабочего процесса и преемственность поколений;

• способствует улучшению качества профессионального обучения;

• повышению эффективности образовательного учреждения;

Наставничество предполагает систему обучения персонала, при которой передача знаний происходит непосредственно на рабочем месте в реальной рабочей обстановке, когда более опытный сотрудник передает свои навыки новичку. Обучение строится на решении профессиональных задач, которые начинающий специалист выполняет под руководством высококвалифицированного специалиста, имея возможность ориентироваться в работе на опыт и мнение опытного профессионала. Акцент делается на практическую составляющую. Положение наставника предъявляет особые требования к таким специалистам. Они выполняют не только профессиональные должностные функции, но и умеют эффективно и доходчиво передавать опыт другим работникам

Результаты реализации проекта в настоящее время:

• успешная адаптация в коллективе, умение работать в команде;

• эффективное включение в педагогическую деятельность;

• знание нормативно-правовой документации;

• умение планировать и объективно подводить итоги профессиональной деятельности;

• желание творчески подходить к решению профессиональных задач;

• стремление к саморазвитию и самосовершенствованию на пути повышения профессионального мастерства;

• готовность к успешному прохождению аттестационных процедур (СЗД);

• разработка методических пособий ментором по организации работы с начинающими специалистами.

По итогам прошедших этапов (второй этап 2020-2021 уч. год) реализации проекта можно отметить значительный успех. Прослеживается положительная динамика привлечения к работе начинающих специалистов, желающих продолжить педагогическую деятельность.

Ежегодно начинающие специалисты принимают участие в традиционных мероприятиях школы. Планирование индивидуального маршрута молодого педагога помогает вовлекать их в активную методическую деятельность. В рамках инновационной деятельности школы, молодые педагоги участвуют в городских и республиканских семинарах, конференциях, мастер-классах, транслируя свои методические наработки.

Подобная активность, несомненно, положительно сказывается на общей работе всего коллектива школы.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика