«Методическое руководство процессом развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования в области осуществления контроля освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Грен Светлана Владимировна,
методист
МБУДО «Центр детского творчества пос.Дербышки»
Советского района г.Казани


Современная система дополнительного образования переживает

кардинальные изменения, которые приводят к пересмотру и изменению

фундаментальных основ, на которых оно было построено. В частности, изменяются подходы к мониторингу качества освоения дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ.

Принципиально значимыми векторами развития дополнительного образования становятся индивидуализация, интеграция, обновление содержания дополнительного образования. Сегодня программа дополнительного образования - это документ эффективного экономического управления образовательным процессом, основанный на персонификации финансирования, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования»'1. Эти тенденции должны найти отражение в дополнительных общеразвивающих программах.

Работа педагога дополнительного образования многопланова и многоаспектна, в нее включено множество компонентов. Одним из важнейших является систематическое изучение каждого обучающегося на всех этапах его обучения, сознание необходимости постоянного обращения к современному комплексу знаний о человеке, составляющему основу понимания ребенка как существа многомерного, многопланового, универсального. Работа педагога обязательно должна включать в себя диагностику детей.

Сюда относятся умения прогнозировать оптимальные пути развития и воспитания обучающихся; диагностировать личность ребенка и осуществлять индивидуальную программу его обучения и воспитания; диагностировать его учебные навыки, общий уровень воспитанности личности и коллектива.

Если сравнивать системы контроля качества освоения образовательных программ в школе и в УДО, то при схожести целей и задач, в формах и методах проведения процедур диагностики, аттестации обучающихся в системе дополнительного образования имеются свои особенности.

Особенности системы мониторинга качества освоения образовательной программы в учреждении дополнительного образования:

1. Если в школе процедуры контроля и аттестации обучающихся регламентируются ФГОС, то педагогические работники сферы дополнительного образования детей находятся в особой позиции – они должны самостоятельно разрабатывать образовательную программу с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательной организации, социально-экономических и национальных особенностей региона, а также диагностические и оценочные материалы для проведения контроля качества освоения программы.

2. В дополнительном образовании основная форма контроля – педагогическое наблюдение (входной, текущий контроль, промежуточная аттестация), поэтому имеются трудности в разработке критериев оценивания качества освоения программы.

3. Еще одной особенностью системы контроля освоения образовательной программы обучающимися в учреждении дополнительного образования является то, что чаще всего в объединении формируются разновозрастные группы, где разница в возрасте, физических и психологических качествах личности обучающихся подчас очень существенна. Следовательно, педагог обязан владеть основами диагностики обучающихся, это необходимо для научно-обоснованной организации образовательного процесса. Педагог должен знать о ребенке как можно больше, и эти знания должны быть системными и полными.

4. В дополнительном образовании качество освоения образовательной программы проверяется не только и не столько через зачетные, контрольные занятия, но и через анализ результативности участия обучающихся в творческих конкурсах, соревнованиях, конференциях. Здесь также должны быть разработаны критерии оценивания.

5. В нормативных документах (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам») устанавливаются правила использования в образовательном процессе, в том числе в осуществлении контроля освоения программы, дистанционных образовательных технологий. В 2019-20 учебном году в связи с санитарно-эпидемиологической ситуацией в стране учебный процесс в образовательных учреждениях был переведен в дистанционный режим, что также потребовало от педагогов и методистов разработки модулей дистанционного обучения, а также форм диагностики и контроля в дистанционном режиме.

Все это требует от педагога постоянного профессионального роста и самосовершенствования, получения и осмысления новых знаний, применения их в своей педагогической деятельности, обобщения и диссеминации опыта работы. Для педагогов дополнительного образования режим творческого поиска не просто норма жизни, а условие выживания, но при этом не каждый педагог владеет научно-практическими основами педагогического творчества, знаком с технологией конструирования, структурирования и проектирования учебного материала, методами и формами контроля освоения программы обучающимися.

Таким образом, на лицо проблема: недостаточная компетентность педагогов Центра в проведении входной психолого-педагогической диагностики обучающихся, в правильном использовании современных форм и методов отслеживания результатов освоения программы, трудности в разработке диагностических и оценочных материалов.

Проблема особенно стала актуальна в связи с введением профстандарта педагога дополнительного образования. В соответствии с профессиональным стандартом «Педагога дополнительного образования» педагог должен знать основные характеристики, методы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста.

Все эти вопросы требуют управленческих решений, руководства процессом оказания методической помощи педагогам в разработке и осуществлении мероприятий по мониторингу качества освоения образовательной программы обучающимися.

Перед методической службой Центра была поставлена цель: организация методического сопровождения процесса совершенствования мониторинга качества освоения образовательных программ обучающимися объединений через повышение профессиональных компетенций педагогов. Была создана рабочая группа из методистов и заведующих отделами Центра, которыми в рамках «Программы работы над методической темой учреждения» был разработан методический проект «Управление методическим сопровождением проектирования и разработки современных дополнительных общеобразовательных программ». Для реализации цели проекта были поставлены следующие задачи:

- Изучение современных требований к мониторингу качества освоения образовательных программ, формам и методам контроля и аттестации обучающихся и разработка методических рекомендаций по их применению.

- Организация деятельности по повышению профессиональных компетенций педагогов через методическую службу Центра.

- Проверка программ, форм аттестации и контроля, диагностических и оценочных материалов педагогов Центра на соответствие нормативным требованиям; оценка качества разрабатываемых материалов на соответствие:

- порядку организации и осуществления образовательной деятельности по доп. общеобразовательным программам;

- современным теоретическим и методическим подходам к разработке и реализации дополнительных образовательных программ;

- образовательным потребностям обучающихся, возможности построения индивидуального маршрута ее освоения.

- Проверка и анализ качества освоения образовательных программ;

- Анализ результативности обучающихся как показатель качества обучения;

- Удовлетворенность обучающихся и родителей результатами обучения по программам.

В течение учебного года была проведена большая работа по реализации проекта. Методистами были разработаны методические рекомендации по использованию современных методов, технологий, форм, приемов, средств мониторинга качества освоения программ. Они были доведены до каждого педагога через презентации на заседании педагогического совета Центра, проведение обучающих семинаров, работу методических объединений по направлениям деятельности, групповые и индивидуальные консультации с педагогами Центра по разработке диагностических и оценочных материалов, форм и методов аттестации и контроля качества освоения программы.

Мотивирующей формой работы по развитию профессиональных компетенций педагогов Центра стал внутриучрежденческий конкурс программно-методических материалов, в том числе по мониторингу качества освоения программ, который завершился проведением методической конференции с презентациями методических разработок, выставкой методических материалов. Лучшие методические кейсы, содержащие интересные, инновационные формы и методы проведения мониторинга качества освоения программы, комплексные диагностические и оценочные материалы по направлениям деятельности, были рекомендованы для участия в конкурсах программно-методических материалов различного уровня.

Результаты реализации проекта:

- Изучение и анализ качества освоения образовательной программы обучающимися позволяет педагогу более качественно работать над модернизацией своей программы, видеть слабые места в ее структуре и содержании, делать дополнительные программы более современными и разнообразными (авторскими, адаптированными, краткосрочными, дистанционными, модульными, сетевыми и т.д.);

- формы и методы контроля и аттестации обучающихся стали более разнообразными, соответствующими современным требованиям и направленности программы;

- произошло повышение качества диагностических и оценочных материалов, которые педагоги разработали на все виды контроля (входной, текущий, промежуточный, итоговый) и на каждый год реализации программы.

Список литературы:

1. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке дополнительных образовательных программ // Бюллетень программно-методических материалов для УДОД. – М.,2001.

2. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002. –352 с.

3. Золотарева А.В. Методика дополнительного образования детей: учебное пособие. -Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. – 395 с.

4. Золотарева А.В., Мухамедьярова Н.А., Пикина А.Л., Тихомирова Н.Г. Концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей: учебное пособие / под ред. А.В.Золотаревой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. – 419 с.

5. Кленова Н.В. Организационное и программно-методическое обеспечение дополнительного образования детей в школе. – М., 2004.

6. Логинова Л.Г. Методика работы над авторской образовательной программой //Методист. – 2004. – № 5. – С. 52–56.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика