Безопасная образовательная среда как актуальное требование современной школы

Гимадеева Ж.В.,
методист по воспитательной работе
УМС ИМО Управления образования ИКМО г.Казани по Советскому району


В условиях модернизации российского образования при обновлении содержания и организации образовательного процесса должны быть актуализированы его воспитательные функции. Однако смело можно утверждать, что школа 21 века рассматривается как сфера образовательных услуг, а воспитательная функция минимизируется. Воспитательную работу в современной школе рассматривают как организационно – массовую, примитивизируя ее функции к организации различных встреч, мероприятий, зачастую не носящих воспитательный характер. Роль заместителя директора по воспитательной работе больше похожа на педагога-организатора или массовика – затейника, а не управленца, который должен выработать воспитательную программу учреждения и запустить механизмы, обеспечивающие успешную социализацию детей на основе базовых ценностей, духовных традиций и приоритетов развития Республики Татарстан («Стратегия развития обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы», - постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.06.2015г. №443). Катастрофическое отсутствие ресурсов времени приводит к преобладанию «малых форм» в воспитательной работе, а не к реализации стратегии воспитания. Все это значительно усложняет процесс воспитания и защиту ребенка от негативных факторов окружающей среды: интернет, социальные сети, а особенно от деструктивных объединений и движений.

Преобладание деструктивной информации, которая призывает к разрушающему элементу, «отрицательные» кумиры подростков, пропагандирующие аморальный образ жизни - подобные формы манипуляций над сознанием подростков все чаще встречаются как в виртуальной, так и реальной жизни. Это следствие излишней «свободы» подростков, отсутствие культурных ценностей и границ приводит к искажению базовых общественных норм. И именно правильно выстроенная программа воспитательной работы в школе является своеобразным фильтром негативного воздействия от подобных манипуляций детей.

Сверхзадача воспитательного процесса в современной школе – создание условий для совместной творческой деятельности детей и взрослых (ученик+учитель+родитель). Введение в интересную и значимую для учащихся школьную деятельность, инициируемую и поддерживаемую учителями и родителями, способствует созданию иных культурных ценностей и традиций, а также сплочению школьной общественности. Привлекая, «поступенчато затягивая» подростков во все направления воспитательной работы, мы укрепляем границы безопасной образовательной среды, не позволяющей просочиться в школу различного рода деструктивным движениям и объединениям.

Не стоит упускать тот факт, что современная образовательная среда – это сложная многоуровневая система, которая влияет на становление личности обучающихся. Общение обучающихся с разными интересами, характерами, социальным уровнем жизни, зачастую сопровождается конфликтными ситуациями, что может привести не только к трудностям успешного овладения знаниями, но что особо важно, к травматизации личности. Чтобы выявить «точки напряжения» школьными психологами проводятся различные диагностики, социально-психологические тестирования, мониторинг безопасной образовательной среды. Все это помогает составить общую картину состояния образовательной среды, а также своеобразный портрет обучающегося, что позволяет в будущем минимизировать негативные последствия конфликтов, которые зачастую создают угрозу и серьезный риск для психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

Одним из наиболее конструктивных решений конфликтных ситуаций в школе является школьная служба примирения (медиации). Цель школьной службы примирения – мирное разрешение конфликтных ситуаций, взаимопонимание обеих сторон. Для осуществления задач школьной службы медиации работает команда взрослых и учащихся школы.

Одна из первостепенных задач школьных медиаторов – научиться разрешать конфликты, проводить просветительскую работу не только среди учеников, но и родителей, помогать участникам «групп равных» по разрешению конфликтов между сверстниками. «Группа равных» - это группа детей, объединенных для обучения процедурой медиации. Эта процедура включает в себя чёткие этапы: вступительное слово медиатора, презентация сторон конфликта, дискуссия по выработке тем для обсуждения, индивидуальные встречи с каждой из сторон (кокусы), переговоры в узком смысле, подготовка проекта соглашения, завершение медиативной сессии (заключительное слово медиатора).

Но к сожалению, службы примирения не работают в полную силу. Это обусловлено множеством причин: недоверие к медиаторам со стороны учащихся, учителей и родителей, сложность в обучении специалистов и др. Эти проблемы препятствуют развитию медиации в школах и не позволяют в полной мере чувствовать себя психологически безопасным ни учащимся, ни педагогам, ни родителям.

Школьные службы примирения очень важны для создания психологически комфортной и безопасной среды для всех участников образовательного процесса.

Список литературы:

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз. 2002.271 с.

2. Азарнова А.Н. Медиация: искусство примирять: технология посредничества в урегулировании конфликтов/ А.Н. Азарнова. – М.: Инфотропик Медиа, 2015.-288 с.2

3. Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №128. С. 27-39.

4. Ковров В.В., Духовно-нравственное воспитание как фактор обеспечения психологического здоровья личности современного школьника в безопасной образовательной среде // Вестник ВятГГУ. Киров: Изд-во Вятского государственного гуманитарного университета.2012.№3 (3).

5. Ковров В.В., Оганесян Н.Т. Экспертиза воспитательной деятельности педагога по профилактике насилия в школе// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Серия «Педагогика и психология». 2013. №2(3).


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика