Хоменко Марина Владимировна,
директор МБОУ «Школа №156» Советского района г.Казани
Садикова Венера Рашитовна,
заместитель директора по УР МБОУ «Школа №156» Советского района г.Казани
Загидуллина Альбина Рамилевна,
заместитель директора по ВР, МБОУ «Школа №156» Советского района г.Казани
Храмова Светлана Васильевна,
педагог-психолог, МБОУ «Школа №156» Советского района г.Казани
Семья и школа – это те общественные институты, в которых дети познают ценности и ожидания своего общества, нормы поведения в нём. По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты. У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор. И воспитание детей в школе не должно подменять родительского воспитания. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении детей.
Основная идея образовательно-воспитательного взаимодействия семьи и школы заключается в том, что каждый ребенок – личность, и каждый ребенок обучаем и воспитывается как личность.
Наша цель - выстроить партнёрские отношения с родителями, т.е. отношения с разделённой ответственностью за конечный результат.
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
? поиск эффективных форм и методов взаимодействия семьи;
? создание условий для активного и широкого вовлечения родителей в образовательный процесс;
? обеспечение системного психолого-педагогического консультирования родителей;
? эффективное сопровождение процесса становления личности школьников.
С целью изучения запросов родительской общественности по организации образовательного процесса, психологического микроклимата семьи, использованы следующие методики: методика выявления мнения родителей об оказании образовательных услуг; анкетирование родителей с целью выявления уровня комфортности ребенка в семье.
Создание комфортного образовательного пространства невозможно без сотрудничества с родителями. Педагоги через индивидуальные беседы, собрания, совместную с родителями деятельность устанавливают партнерские отношения, разъясняют, привлекают к помощи, повышают родительскую ответственность, обучают оптимальным способам взаимодействия.
Важным направлением взаимодействия школы и родителей является педагогическое просвещение родителей.
Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
? педагогическому такту и этике взаимоотношений;
? педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
? психолого-педагогическому просвещению родителей;
? умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
? единству требований школы и семьи.
Успехи ребёнка во многом зависят от того, как налажен диалог между педагогами и семьёй. Ничто так не объединяет семью и школу, как праздники и мероприятия, не связанные напрямую с учёбой. Традиционными совместными мероприятиями в школе являются конкурсы родительских комитетов «Секреты дружного класса», фестиваль «А я и так еще могу…», отчетные концерты, совместные спортивные соревнования родителей и детей, совместные собрания и семинары. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, мы проводим индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Проведение дня открытых дверей в школе дает возможность учителям показать свое мастерство, а учащимся – продемонстрировать все чему они научились. Для обучения родителей эффективным способам взаимодействия с детьми, повышения педагогической культуры проводим обучающие семинары с элементами тренинга в рамках тематических недель. Также на этих семинарах родители могут представить свой опыт воспитания и взаимодействия с ребенком. Разработка и реализация совместных проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления детей. Результатом партнерских отношений семьи и школы становится включение родителей в совместную с образовательной организацией творческую деятельность и управление учебно-воспитательным процессом.
Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания, мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребенка.
В заключении хотелось бы отметить, что благодаря целенаправленной работе повышается педагогическая культура родителей, создана единая образовательная среда в школе и дома, улучшаются взаимоотношения между учителями, родителями и учеником, родители становятся активными участниками образовательного процесса школы.
Литература:
1. Гончар М. Социальное партнёрство: роль, направление организации, формирование готовности к партнёрству в школе: Материалы межрегионального семинара «Социальное партнёрство» 15-18.10.2001., г. Красноярск.
2. Реморенко И.М. “Социальное партнерство” в образовании: понятие и деятельность//Новый город: образование для изменения качества жизни/И.М. Реморенко. - М.; СПб.: Югорск, 2003.