Каримуллина Зульфия Агалямовна,
заместитель директора по воспитательной работе;
Акопян Оганна Карушовна,
педагог-психолог
МБОУ «Школа №171» Советского района, г.Казани
В условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: распад семей, рост безнадзорных семей, детей - сирот, детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности.
Вступая в разнообразные отношения с людьми, ребенок включается в общество, становится его членом, потому что с первого в своей жизни вдоха он - существо общественное. А общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях с другими людьми. Происходит процесс приобщения личности к обществу, а это и есть процесс формирования личности, который ученые называют социализацией.
Год от года увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, растет число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физическое и нравственное здоровье детей ежедневно подвергается риску.
Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам, может попасть в трудную жизненную ситуацию и соответственно будет нуждаться в помощи и защите в разной степени.
Сопровождение такого ребёнка - целая комплексная система психологической, педагогической и социальной помощи, которую оказывают специалисты социальных служб. Но каждый из нас может помочь ребенку в трудной жизненной ситуации. Стоит просто остановиться, не проходить мимо и не отворачиваться от ребёнка, попавшего в беду.
Школа должна видеть трудности и барьеры в своей работе не как повод для отдаления от ученика, а как повод задуматься над решением этой интересной и сложной задачи.
Эти и другие факты свидетельствуют о том, что организация работы с семьей требует обновления ресурсов, внедрение инновационных технологий, форм и методов социальной работы.
Непосредственно можно выделить несколько направлений по работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации в нашей школе:
1. Взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, педагогами - психологами, медицинскими работниками по вопросам сбора информации о различных аспектах здоровья обучающихся, их интересах, социальном положении.
2. Посещение различных мероприятий, направленных на повышение квалификации в части приобретения новых специальных педагогических знаний по работе с этой категорией обучающихся.
3. Использование в работе социального паспорта класса, паспорта здоровья, психологической карты и т.д.
4. Индивидуальное консультирование родителей по педагогическим проблемам их детей.
5. Использование в работе методических разработок, обеспечивающих дифференциацию подхода к формированию базы знаний, проведению контроля данной категории обучающихся класса.
6. Проведение в рамках преподаваемого предмета мероприятий, обеспечивающих достижение успеха каждым обучающимся.
7. Распространение собственного педагогического опыта работы с различными категориями обучающихся посредством публикаций, выступлений, мастер - классов.
8. Участие в работе с обучающимися на дому, обучении с применением дистанционных образовательных технологий.
Для успешной социализации ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, необходима целая системная работа в школе:
1. Выявление: Во время знакомства с детьми класса и их семьями составляется социальный паспорт класса. Выявлению таких детей способствует наблюдение: ребёнок систематически опаздывает на учебные занятия; имеются проблемы в поведении; постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, и т.д. Главное для педагога быть внимательным, неравнодушным и своевременно выявлять в классе таких детей и такие семьи.
2. Сопровождение. Организация совместной работы родителей, классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога по преодолению семьей и ребенком трудной жизненной ситуации, в которую они попали, происходит следующим образом: налаживается сотрудничество с социальными организациями по оказанию поддержки таким семьям; предоставляется бесплатное питание, оказывается помощь при направлении в детские оздоровительные лагеря; оказывается психологическая помощь, консультации социального педагога школы как для родителей, так и детей; стимулирование участия во внеклассной, внеурочной работе, занятиях в кружках, секциях, экскурсиях, культпоходах в театры, музеи, кинотеатры; оказывается педагогическая поддержка и помощь в преодолении трудностей, целей, сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, общении, образе жизни; создаётся теплый, доверительный микроклимат в детском коллективе, чтобы каждому ребенку было комфортно. Работа строится на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения, при соблюдении принципа конфиденциальности полученной информации. На родительских собраниях и внеклассных мероприятиях обязательно рассматриваются вопросы толерантности.
3. Применение психолого–педагогических технологий. Эффективные приемы психолого-педагогической поддержки: доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребенка, проекция на результат, обсуждение на равных. Условием эффективности индивидуального подхода к таким детям является соблюдение определенных принципов: педагогический оптимизм, уважение к школьнику, понимание его душевного состояния, раскрытие внутренних переживаний, заинтересованность в дальнейшей судьбе ученика.
4. Повышение качественных показателей успеваемости учащихся. Реализация системы работы с данной категорией детей позволяет улучшить состояние взаимоотношений ребенка с семьей и сверстниками, поведение ребенка, эмоциональное благополучие. Отмечается положительная динамика качества знаний и уровня сформированности учебных действий, значительно повышается уровень познавательной мотивации, повышается уровень удовлетворенности жизнью, понижается уровень тревожности, увеличивается доля числа детей данной категории, вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования, повышается уровень самостоятельности и самоорганизации.
Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать обобщающий вывод о том, что социализация - это путь решения задач ответственности человека перед обществом, каждым конкретным человеком и перед природой в целом. Социализированное общество может стать творцом новой жизни.