«Программное» решение проблемы профилактики злоупотребления психоактивных веществ, среди детей и подростков при участии различных межведомственных структур

Гаврилова Татьяна Владимировна,
заместитель директора по ВР
МБОУ «Школа № 86 с углубленным изучением отдельных предметов»
Советского района г Казани


«Программный» подход рассматривается в качестве основной стратегии официального реагирования на проблему наркомании. Одним из направлений этого подхода является анализ официальных документов, регламентирующих деятельность субъектов социальной политики сферы борьбы, профилактики. В качестве официальных документов в разных структурных организациях, в том числе и в ОУ принято многообразие письменных материалов (программы, планы работы и сотрудничества, обращения, инструкции, тексты докладов и дискуссий).

Сегодня основным типом документов стали программы: федеральные и региональные, ведомственные и межведомственные, отдельных организаций и движений, авторские, профилактические программы:

1. “ВИЧ, СПИД, ЗПП подготовка учащихся к безопасным формам поведения”;

2. “Поговорм со мною, мама... проблемы вич, спида в семейном воспитании”;

3. “Формирование жизненных ценностей и поведенческих навыков у учащихся средней школы”;

4. “Предупреждение употребления алгоколя и наркотиков школьниками”;

5. “Методическое пособие к протоколам антинаркотических профилактических мероприятий”;

6. Серия “Жизнь без наркотиков”;

7. “Кино против наркотиков”;

8. “Сборник психологических тестов: личность, общение , здоровье”;

На основе документов можно выделить основные направления работы учебных заведений в рамках профилактики наркомании, которые являются официально одобряемыми антинаркотическими практиками:

- Антинаркотическая пропаганда в учебных заведениях и через СМИ;

- Работа с родителями (обеспечение методическими пособиями, проведение специальных образовательных мероприятий, организация клубов родителей);

- Развитие молодежного волонтерского движения против наркотиков, развитие детских общественных организаций;

- Организация отдыха и занятости молодежи;

- Методическое обеспечение профилактики (разработка, издание и распространение научно-методических и популярных пособий по вопросам антинаркотического просвещения для детей, родителей, педагогов, психологов);

- Внедрение поведенческих образовательных программ (программы-тренинги активной психологической защиты, занятия по формированию навыков межличностного общения, социально-значимых моделей поведения, устойчивости к наркогенному воздействию, здорового образа жизни и др.);

- Массовые антинаркотические мероприятия (конкурсы на лучшую организацию работы с детьми по пропаганде здорового образа жизни, конкурсы проектов по проблеме наркомании среди молодежи, конкурсы плакатов, акции «Молодежь против наркотиков», благотворительные концерты, дни здоровья, конференции, фотовыставки, конкурсы социальной рекламы и пр.).

Одной из эффективных форм работы является работа с родителями по программе «Путь к успеху». Данная программа направлена на формирование психолого-педагогической компетентности и выработку личностной и социальной позиции родителей в отношении употребления учащимися психоактивных веществ и поэтому помогает при решении круга проблем, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при работе с родителями: проблемы, связанные с низкой посещаемостью родителями профилактических мероприятий, проблема отсутствия знаний родителей о реальных последствиях злоупотребления ПАВ.

В рамках программы в школе запланированы и проводятся родительские лектории для 4, 5, 6, 7, 8 – 9, 10-11 кл. Работа ведется по направлениям:

• Педагогическое просвещение родителей. Родительский лекторий.

• Индивидуальные консультации по вопросам обучения и воспитания.

Родительские лектории в 1-4 классах проходили по следующим темам:

«Давайте познакомимся», «Будущее вашего ребенка», «Труд в школе и в семье», «Развитие личностных качеств ребенка». В 5-7 классах – по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка в 5 классе», в 8-11 классах – по следующим темам: «Особенности организации учебного труда школьников 10-11 классах и роль родителей в этом процессе».

Отдельным направлением в работе является работа с неблагополучными семьями. В 5 –х классах проводятся психолого – педагогические консилиумы, куда были приглашены учащиеся с родителями. В марте месяце традиционно в школе приводится работа по усилению обучения и проведению мероприятий с родительской общественностью. С целью педагогического просвещения родителей идет работа родительского университета.

В школе активно ведется работа по программе «Exit», реализуется проект «Аплодисменты», также учащиеся принимают активное участие в благотворительных, антинаркотических акциях в рамках Республиканского проекта «SаMоSтоятельные дети». Педагоги школы участвуют в конкурсах авторских программ и методических разработок по проблеме формирования здорового образа жизни у детей и подростков. Работает школьный музей «Олимпионик», в рамках данного проекта дети ведут огромную поисковую работу по сбору материала, наград, личных вещей наших спортсменов- земляков и выпускников школы.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика