Юнармейское движение – приоритетное направление в воспитательной работе

Воробьев Валерий Яковлевич,
педагог – организатор ОБЖ
МБОУ «Школа №161» Советского района г.Казани


В Советском Союзе военно - патриотическое воспитание молодежи всегда являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы. Ранее в Российской Федерации на практике этому уделялось мало внимания, хотя в последние годы положение стало меняться. И я как человек, гордящийся службой в армии, знающий ее историю не только по книгам и учебникам, стараюсь и из ребят вырастить людей, для которых понятия: «Патриот», «Воин», «Родина», «Гражданин» не просто слова, а образ жизни. Для этого мы сформировали несколько отрядов юнармейцев, в который вступает все больше ребят, которые с гордостью носят юнармейскую форму, изучают военную историю, знакомятся с героикой страны, изучают оружие, воинские, государственные символы, занимаются военно- прикладными видами спорта, помогают ветеранам и т.д.

Мне по духу близки слова таможенника Верещагина из к/ф «Белое солнце пустыни»: «Мне за державу обидно». Поэтому после окончания службы я решил по мере сил помочь ребятам, чтобы им по прибытии в воинские части было легче с адаптацией, а также их командирам и в конечном счете служить делу повышения уровня обороноспособности государства. Это направление мне интересно, в военном училище я получил специальность преподавателя начального военного обучения, а также получил необходимую практику в войсках как в мирное время, так и в службе в «горячих точках».

Но в курсе ОБЖ много вопросов, не связанных с военной службой, которые не изучаются в армии, но нужны в обычной жизни. Например: правила безопасного поведения в различных экстремальных ситуациях, некоторые направления деятельности МЧС, туристическое и спасательное направление, более глубокое знание правил оказания первой помощи и другие вопросы, приходится их изучать, а также вспоминать забытое, заниматься самообразованием, учиться у других.

Хорошо, что еще не перевелись преподаватели – профессионалы, долгое время работающие на этом поприще, это например: преподаватели – организаторы ОБЖ: Хайруллин М.Х., Майсейков Е.А. и другие, у которых есть чему поучиться, этому способствует и наше районное методическое объединение преподавателей ОБЖ: мы стараемся учиться друг у друга, помочь другим, проводим открытые занятия, мастер-классы по проведению занятий по ОБЖ, оборонно- спортивных игр.

Для реализации вышесказанного, в нашей школе проводятся внеурочные мероприятия, кружок по военно- патриотическому направлению, военно- исторические викторины, игры, экскурсии в воинские части и в Казанское танковое училище. Участвуем во Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ. В своей деятельности мы также стараемся приобщать к соревнованиям так называемых «трудных» подростков, стараемся заинтересовывать их действиями с оружием, военной атрибутикой, физическими упражнениями и т. д. Считаю, что это будет отвлекать их от криминала, уличной «романтики». Успехи в этом направлении есть, ребята готовятся, выступают, добиваются определенных результатов, радуются им.

В школе систематически проводятся классные часы, тестирование, беседы по вопросам:

1. Армия - школа жизни;

2. Я хочу служить в Вооруженных Силах Российской Федерации.

3. Оборонно-спортивные конкурсы и соревнования изменили моё мировоззрение. Если ДА, то как?

Большинство опрошенных отвечает, что, только пройдя армию, молодые люди становятся настоящими мужчинами, понимают весь смысл жизни, заново пересматривают все происходящее вокруг и по-настоящему начинают любить Родину. И таких ребят становится все больше.

Многие из школьников, участвующих в конкурсах, собираются вступать в ряды Вооруженных Сил и с честью стоять на защите Родины, некоторые планируют выбрать для себя профессию офицера. На последний вопрос из 21 школьника 16 ответили, что поняли, как трудно, но почетно быть патриотом и защитником своего Отечества. А 2 из школьников ответили, что участвовали в данных видах соревнований потому, что хотят в дальнейшем связать свою жизнь с армией.

Это помогает нам. Юнармейский отряд школы регулярно участвует в конкурсах оборонно-спортивной, военно-исторической направленности и благодаря их труду, самоотверженности наша школа имеет лидирующие позиции в этом направлении, и мы достигли значительных результатов, например: 1 место в районе и 1 место в городе в 2019 году в конкурсе «Равнение на знамена», в 2019 году 2 место в районной оборонно- спортивной игре «Зарница», 1 место в 2019 году в районном и 2 место в городском «Смотре- конкурсе строя и песни» и многих других конкурсах и соревнованиях. В 2020 году 1 место в городском этапе конкурса правоохранительных отрядов. В этом году 2 место в республиканском этапе конкурса «Вахта памяти», 2 место в районной спартакиаде старшеклассников по военно – прикладным видам спорта. В этом году трое юнармейцев стали призерами городского этапа Всероссийской олимпиады по ОБЖ.

Наш отряд ежегодно, как один из лучших, выдвигается для почетного участия в Парадах юнармейцев 9 мая, в Вахте Памяти, как в районе, так и в городе, за что мы награждены грамотами и благодарственными письмами от администрации района, города и республики. В числе нескольких школ нам было доверено право несения службы в Почетном карауле у Вечного огня, этому предшествовала серьезная подготовка, включающая изучение истории, правил несения службы в карауле, и наши ребята с честью справились с этой почетной обязанностью.

Третий год подряд мы формируем из обучающихся пятых классов специализированный юнармейский класс, который занимается дополнительно с общеобразовательной и специальной подготовкой по программе внеурочной деятельности, включающей основы военной службы, туристическую, спасательную, медицинскую и другие виды подготовки, ребята носят в школе юнармейскую форму, приобщаются к соблюдению правил здорового образа жизни. Из этих ребят мы формируем группы, которые выступают на различных школьных, городских, республиканских мероприятиях. Наших юнармейцев постоянно приглашают для участия в городских и республиканских мероприятиях, посвященных дням воинской славы и другим памятным датам.

Наши достижения стали возможными вследствие того, что в нашей школе организована командная работа в оборонно- спортивном и патриотическом направлении: директор Яковлева Винера Алексеевна, заместитель директора по воспитательной работе Чугунова Светлана Рафаэлевна, другие заместители директора, классные руководители, учителя, педагог – организатор Болотникова Юлия Александровна, все мы работаем в тесном контакте, в обстановке взаимопонимания, и без этого не было бы таких результатов.

Руководство школы высоко оценило заслуги наших ребят, лучшие награждаются грамотами, премиями. В прошлом году трое лучших учеников были награждены общественными медалями «За активную жизненную позицию и патриотизм», это Бикмухаметова Мадина, участница и призер всех оборонных, спортивных, концертных мероприятий, Евстафьев Роман, которому участие во всех вышеперечисленных конкурсах не помешало окончить школу с золотой медалью, Калимов Роман - призер Российского этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, бессменный командир юнармейского отряда, призер различных конкурсов, его примеру сейчас следует его младший брат Алексей, многие ребята награждены юнармейскими наградами.

Считаю воспитание молодежи в духе гражданственности, патриотизма, высокой нравственности, приобщение их к здоровому образу жизни, подготовку их к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации приоритетными направлениями деятельности общеобразовательных учреждений.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика