Место профориентационной работы в программе воспитательной работы лицея

Сахнов А.С.,
директор МБОУ «Лицей №110»
Советского района г.Казани
Вахитова Д.Ф.,
методист по профориентации
МБОУ «Лицей №110» Советского района г.Казани


В соответствии с принятыми поправками к федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, программа воспитания, которую образовательная организация разрабатывает с учетом примерной программы, должна включать в себя четыре основных раздела:

• «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»

• «Цель и задачи воспитания»

• «Виды, формы и содержание деятельности»

• «Основные направления самоанализа воспитательной работы»

Образовательная организация при разработке своей воспитательной программы должна максимально учитывать имеющиеся у нее кадровые и материальные ресурсы, чтобы в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал.

МБОУ «Лицей №110» Советского района г. Казани сохраняет свою уникальность благодаря материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению по направлению «Технология». По договорам о сетевом взаимодействии в лицее ежегодно проходят обучение более двух тысяч учащихся из тринадцати школ Советского района г. Казани.

Именно поэтому, одним из инвариантных модулей раздела «Виды, формы и содержание деятельности» воспитательной программы лицея является «Профориентация». Мероприятия по актуализации профессионального самоопределения учащихся является важным направлением школьной психологической службы. В ней задействованы учителя предметники, педагоги дополнительного образования, школьный педагог-психолог. Приоритетами психологической службы лицея является создание благоприятных условий для развития таких социально значимых характеристик личности, как: отношение к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

В задачи службы входит информирование учащихся о построении образовательной траектории, которая предполагает наличие знаний:

• о мире профессий, о профессиональных понятиях;

• о том, как выбирают профессию, какой существует выбор, где и чему учиться;

• алгоритма поиска работы и к какому дальнейшему развитию стоит стремиться.

Профессиональное самоопределение предполагает ответ на вопросы: какие профессии существуют вообще, и что выбрать для себя. Профориентационная работа в лицее строится с учетом того, что к традиционному вопросу «кем стать?» добавлен актуальный вопрос «каким стать, чтоб быть успешным?». Специалисты-исследователи предполагают, что в будущем будет много новых профессий, которым еще даже не дали названия, но и они будут постоянно меняться. Очевидно, что меняется и будет меняться рынок труда, который не может не реагировать на изменения в развитии наук и технологий. Требуются и будут требоваться в дальнейшем специалисты, обладающие широким спектром знаний и умений, необходимых для решения задач прикладного характера. Образование на протяжении всей жизни становится необходимым условием профессионального роста. Именно это стало причиной особого внимания к развитию у учащихся лицея личностных качеств "soft skills" и интеллекта "hard skills".

В рамках предметной области «Технология» на базе лицея проводятся профориентационные занятия, тестирования, профессиональные пробы. Особое место занимает формирование у учащихся профессиональных компетенций интеллектуального характера (hard skills) через профессиональные пробы по таким направлениям, как дизайнер, повар, радиомонтажник, штукатур, ландшафтный дизайнер и другие. Для обеспечения образовательного процесса задействованы кабинет кулинарии, кабинет профессиональных проб, компьютерные классы, электронный тир, кабинет профориентации, мастерские.

Важнейшей функцией профессиональных проб является не конкретное усвоение навыков, а приобретение навыка учиться. Чем больше и разнообразнее перечень профессиональных проб, тем лучше ученик закрепляет этот навык и тем быстрее он схватывает суть нового. Поэтому самая главная наша задача - научить учиться.

Некоторые из личностных качеств soft skills учащимися уже приобретаются в стенах лицея. Умение решать сложные задачи, критическое мышление, креативность – это навыки, которые необходимо развивать в учащихся, чтобы они стали востребованными и успешными. Эта работа ведется с учетом возрастных особенностей:

- в 5-9 классах используется игровые методы, программа по профессиям «Профи+», мультфильмы «Калейдоскоп профессий» от Федерального образовательного проекта Навигатум;

- в старших классах используются тренинговые методы.

Со всеми желающими также проводится тестирование с помощью диагностического комплекса «Эффектон студио». На данных консультациях с учениками проводится анализ их желаний и возможностей и строится возможный профессиональный путь.

Одним из показателей эффективности проводимой работы по профориентации учащихся являются результаты участия в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» («World Skills Russia»). На протяжении нескольких лет учащиеся лицея занимают призовые места в финале регионального этапа чемпионата. Ежегодно расширяется количество компетенций, где учащиеся принимают участие. В 2020 году это уже четыре направления. Это результат кропотливой, комплексной работы по выявлению одаренных детей, а также учителей технологии, которые становятся экспертами-компатриотами по стандартам World Skills Russia.

Как правило, учащиеся, имеющие сформированное профессиональное самоопределение, начинают развивать в себе те качества и навыки, которые пригодятся им в дальнейшем. С такими мотивированными детьми легче работать и учителям-предметникам - такие дети активно принимают участие в олимпиадах, конференциях, участвует в различных мероприятиях, так как они понимают необходимость своего саморазвития.

Профессиональное самоопределение является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, гражданско-патриотическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности. Программа воспитательной работы лицея рассматривает профориентацию как неотъемлемую часть социализации личности, благодаря которой ученик получает свой вектор развития, который приведет его к успешной самореализации в будущем, каким бы рынок труда ни стал.

Список литературы

1. О примерной программе воспитания - URL: http://form.instrao.ru/

2. Примерная программа воспитания - URL: https://fgosreestr.ru/


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика