Использование квест–технологий школьной библиотекой во внеурочной деятельности учащихся

Байкова Л.Р.
заведующая школьной библиотекой
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№174»
Советского района г.Казани


Современная школьная библиотека представляет сегодня информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ учащимся и педагогам к качественным источникам информации. Меняется подход к работе библиотеки, связанной с внеурочной деятельностью учеников, ориентированной прежде всего на создание дополнительных условий для развития интересов и способностей школьников, разумной организацией их свободного времени.

Все чаще инструментом такого воздействия становятся современные формы внеурочной деятельности с учащимися школы. Это обусловлено, прежде всего социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания учащихся, практической потребностью в использовании полезной информации, современными требования ФГОС, которые являются обязательными для всех образовательных организаций

Одной из востребованных новых форм продвижения книги среди читателей и формой внеурочной деятельности в современном школьном мире стало использование квест-технологий, активно заявивших о себе в последнее время. Квест признан читателями как необычный и привлекательный для них способ познакомиться с книгой, мотивирующий учащихся к знакомству и изучению текста или художественного произведения.

Мотивация чтения – это та «изюминка», на которую обращает внимание любой школьный библиотекарь, заинтересованный в привлечении читателя. Преобладающим фактором при знакомстве и изучении художественной литературы, или любого другого текста, является любопытство, вызванное знакомством с чем-то новым.

Как правило при чтении литературы, с увеличением объёма и сложности текста мотивация у современных школьников к чтению слабеет. В силу определенных психологических и физиологических особенностей, связанных с взрослением подростков, в процессе их социализации начинают формироваться не только разного рода интересы, но и комплексы, способные оказывать серьёзное влияние на уровень мотивации к учёбе в целом, и к чтению.

Компьютерные игры наполняют жизнь наших детей разнообразными яркими и увлекательными красками современной жизни. Ученики, с головой погружаясь в фантастические приключения, всячески стараются спроецировать виртуальные достижения в реальную жизнь.

На фоне этих игр мотивация к чтению книг становится ещё более слабой. Значит, библиотекарь совместно с родителями и педагогами, должен найти способ показать и доказать ученикам, что процесс чтения и знакомства с новым произведением, художественным текстом или любой книгой, может быть не менее интересным и увлекательным, чем виртуальный. Следовательно, необходимо внедрять в процесс чтения и обсуждения прочитанного те же визуальные, звуковые, и другие формы воздействия на изменения состояния сознания ребёнка, что используются в компьютерных играх. Квест является одной из современных технологий, включающих в себя выше перечисленные формы воздействия.

Чем же вызван такой интерес к квесту? Почему он так востребован в работе современной школы? С какой целью мы можем использовать его в работе школьных библиотек и во внеурочной деятельности школьников?

Что такое квест-технология.

Понятием квест (от английского «quest» - поиск, игра-загадка) обозначают различные виды on-line и off-line игр, которые разворачиваются в виртуальном и/или реальном пространстве. Это специфическая форма игровой деятельности, которая требует от участников поиска решения поставленных задач. В связи с тем, что у истоков квест-технологии в педагогике стоят видеоигры, одним из первых был разработан и описан образовательный веб-квест (Web-quest). Его автор Берни Додж, профессор образовательных технологий государственного университета в Сан-Диего (США), и его ученик Том Март. В 1995 году они разработали модель веб-квеста. Цель этой разработки заключалась в интеграции сети Интернет в образовательный процесс. Придуманная авторами технология веб-квестов позволила успешно объединить наиболее эффективные учебные практики в целостную педагогическую систему, позволив по-новому организовать деятельность обучающихся.

На что следует обратить внимание учащимся и школьному библиотекарю при проведении квеста?

Основные требования к квест-технологии.

Независимо от формы и разновидности библиотечного мероприятия можно определить следующие требования к организации образовательного квеста в школьной библиотеке:

• чёткие и понятные для участников квеста правила с описанием основных критериев оценки при достижении результата;

• присутствие предыстории, так называемой завязки сюжета, обеспечивающей актуальность квеста;

• четко обозначенное основное задание, в том случае, если в квесте имеются второстепенные сюжеты;

• заранее определенный перечень информационных ресурсов, доступных участникам для использования при выполнении заданий квеста;

• направленность на групповую деятельность;

• четкое соответствие проблематики квеста возрастным, психологическим и интеллектуальным особенностям учащихся и его актуальность;

• сохранение интриги, процесса подготовки в секрете от всех заинтересованных лиц;

• соблюдение правил и норм безопасности.

Учитывая специфику библиотечных мероприятий в школе, как правило, связанную с изучением художественных текстов, использование квеста как формы внеурочной деятельности учащихся, позволит значительно повысить мотивацию к чтению и изучению тестов, расширить метапредметные умения, стимулировать самообразование обучающихся. Это означает обращение к дополнительной литературе и рассмотрение текста под новым углом зрения.

Библиотечные квесты очень часто по форме проведения, по режиму проведения, по срокам реализации, по форме работы, по предметному содержанию, по характеру и типу заданий бывают образовательными и web- квестами, круговыми, линейными и нелинейными. Web-квесты отличаются от остальных использованием интернет- ресурсов, Q-кодов и т.д.

Тематика внеурочной деятельности, проводимой современной школьной библиотекой по литературе не может пересекаться с материалом учебных предметов, она должна выходит за её рамки, основываясь на принципе метапредметности. При этом она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации. Большую помощь в этом направлении оказывают учителя предметники, принимающие совместное участие с библиотекарем при организации и проведении квестов.

Основная цель внеурочной деятельности в целом –это создание благоприятных условий для достижения обучающимися необходимого для жизни социального опыта и формирования системы ценностей, принятой в российском обществе. Внеурочная деятельность, организованная нашей школьной библиотекой, строится с учётом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка и организуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное.

Этапы библиотечного квеста.

Современные ученики мало читают. К сожалению, это нужно признавать. Они лучше воспринимают видеоряд и игровую картинку, чем текст. Поэтому мотивации в выборе произведений для создания квеста должны быть обоснованы: новые и интересные издания, продвижение книг-юбиляров, по поводу книг, связанных с определенной датой или событием. Как правило, квест проводится по определенному художественному произведению, иногда берутся произведения одного автора. Это может быть знаменательная дата - юбилей писателя, юбилей написания книги, празднование важного исторического события или даты. Это может быть произведение, поднимающее важную проблему в социальных отношениях, исторических событиях и так далее. Работа в квесте всегда подразумевает работу в командах.

Вторым этапом по подготовке квеста обязательно должно стать формирование команды единомышленников - людей, готовых поддержать начинания школьного библиотекаря и внести свой весомый вклад в создание, организацию и проведение образовательного квеста. Данное занятие должно носить групповой характер работы для того, чтобы наряду с познавательными навыками у детей формировались социальные навыки общения и успешной работы в команде. Каждая группа, по усмотрению школьного библиотекаря, осуществляет поиск информации. В таком случае дополнительным мотиватором является дух соревнования.

Необходимо помнить, что основой любой игры, в том числе и квеста, должен быть интересный, неожиданный сюжет. При его создании необходимо продумать маршрут и сюжет квеста таким образом, чтобы донести замысел автора, главную идею произведения. Понимающему школьному библиотекарю важно донести до ученика, что замысел произведения таится «не только в каждом слове, каждой фразе автора, а прячется между строк».

Маршрут – это основа любого квеста. Читатель непременно должен захотеть узнать, что же будет дальше. Для этого необходима интрига, разрешить которую, можно только, прочитав книгу и ответить на вопросы квеста. Основой любой игры, в том числе и квеста, должен быть интересный, неожиданный сюжет. Наиболее простым в организации по сюжетной структуре, конечно, можно считать линейный квест. В нашей библиотеке примером такой формы стал квест по произведению В.Катаева «Цветик –Семицветик». В недавно прошедшем квесте «Многонациональный Татарстан» маршрут проходил по географической карте республики с посещением больших и малых городов, каждый из которых был связан с определенной тематикой или исторической «изюминкой». Команда участников, поставленная перед проблемой, получала карту действий - некий маршрутный лист, который прямым или косвенным образом определял алгоритм действий. Важный организационный момент такого квеста заключался в том, что участники не могли перейти к следующему этапу, не выполнив предыдущий. В противном случае, терялась интрига созданной сюжетной линии.

Тематика и определение основных станций (подтем квеста)

Как правило в организации мероприятия школьной библиотекой используется чаще всего кольцевой квест, наиболее простой по форме, поскольку все внимание сосредоточено на конкретной ситуации, предмете, процессе. Главным отличительным признаком кольцевого квеста (по сравнению с линейным) является замкнутость сюжета: начальный и финальный этапы испытания совпадают. Другими словами, участники квеста должны вернуться к тому с чего начали, но, при этом, со всеми полезными наградами, полученными при прохождении испытаний квеста. Например, квест «По страницам сказок братьев Гримм» начинался со знаменитой цитаты о великих сказочниках. Составить полное выражение о писателях возможно, лишь пройдя все станции по кругу, то есть в конечном итоге вернувшись к началу. Аналогичное задание сложить из слов знаменитое крылатое выражение получили участники и последнего прошедшего в школе квеста «Многонациональный Татарстан», приуроченного к Году языков в нашей республике.

Для постановки и решения задач квеста необходимо использование как реальных, так и виртуальных информационных ресурсов. Такой приоритет расставляется с учетом тематики занятия. В качестве реальных ресурсов можно использовать небольшие художественные тексты, бытовые предметы, справочные издания и наглядные пособия. В квесте «Цветик-семицветик» использованы сборники русских пословиц и поговорок, сказки о животных, сведения о северных обитателях. В квесте «По страницам сказок братьев Гримм» аналогично использована работа со словарями, а также предметным реквизитом. Виртуальными информационными ресурсами могут быть не только разнообразные интернет-ресурсы в открытом сетевом доступе. Эти ресурсы помогут развивать и познавательное, и критическое мышление. В квесте «Вишневый сад» использованы информационные ресурсы, отражающие политические и социальные аспекты времени, описанного в произведении А.П.Чехова (карты социальной прослойки населения, характеристики социальных слоев). В квесте «Многонациональный Татарстан» использованы справочные издания (толковые словари русского языка С.И. Ожегова и В. И.Даля), предметы, связанные с традициями народов Татарстана (валенки, гусиное перо, крашенные яйца и др.). Для быстрого поиска участников квеста библиотекарю школы необходимо уделить должное внимание подбору основных источников для ответа на вопросы и заданий каждой станции. Из личной практики хочу отметить, что заранее требуется подобрать материалы, тексты, найти нужные картинки, отсканировать иллюстрации книги. Если есть необходимость снять видео в формате avi, поставить Q-коды и придумать звуковое сопровождение — записанный текст и подобранную музыку.

На этом этапе подготовки квеста прорабатываются правила и ресурсная база, выстраиваются этапы квеста и критерии оценки результатов. Это наиболее трудоёмкий и затратный по времени этап, при проведении которого очень сложно сохранить в тайне подробности планируемого квеста от его возможных участников.

Рефлексия. В библиотечном квесте такая обратная связь, как правило, проводится в конце квеста и представляет собой либо крылатую цитату из произведения, либо содержит главную мысль книги. По итогам каждой станции команды получают ключевые слова, которые в итоге складываются в данное выражение. Другим вариантом рефлексии может является самостоятельный вывод, сделанный детьми по итогам прохождения маршрута. Так, например, в квесте «Цветик-семицветик» стала фраза «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО».

Библиотечный квест как форма внеурочной деятельности в современной школьной библиотеке успешно зарекомендовала себя как успешная педагогическая технология при работе с учащимися и может применяться при формировании информационной культуры учащихся в пространстве библиотеки. При этом организация качественного живого квеста в пространстве библиотеки требует тщательной подготовки, творческого подхода, участия и замотивированности не только учащихся, но и библиотекаря, выступающего в роли не просто хранителя, но проводника в мир знаний, своеобразного ментора, обучающего особенностям работы с информацией.

Список использованной литературы и интернет –ресурсов:

1.Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. Челябинск.: ЧИППКРО. 2014. С. 11-18.

2.Головлёва, О. А. Литературный квест как технология взаимодействия с подростками в детской библиотеке / О. А. Головлёва, А. О. Чудакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23174/ (дата обращения: 01.12.2020)\

3.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя (Стандарты второго поколения). М.: «Просвещение», 2010. С. 223.

4.Додж Б. Некоторые мысли о Web-квесте. [Электронный ресурс] // Персональный сайт. URL: http://webquest.org/sdsu/ about_webquests.html (дата обращения: 1.06.2018).

5.Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения [Электронный ресурс] // Мир науки. 2016, Том 4, № 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf (дата обращения: 1.06.2018).

6.Магич Е.А., Скучаев А.А. Как создавать образовательный квест // Народное образование. 2015. № 1. С. 137-143.

7.Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] // Вопросы Интернет-образования. 2002, №7. URL: http://schools.keldysh.ru/labmro/ do2003/lib/vl-4.htm (дата обращения: 1.12.2020).

8.Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. 2014. № 6 (09). С. 138-140.

9.Хало П.В., Бородянский Ю.М. Психотехнологии в компьютерных играх [Электронный ресурс] // Известия ЮФУ. Технические науки. 2008, № 6. URL: http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/2008/6/67.pdf (дата обращения: 1.12.2020).


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика