Проектная деятельность учащихся среднего звена на уроках биологии

Гюл Юлия Вячеславовна,
учитель биологии 1 квалификационной категории
МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения»
Советского района г.Казани


Наука, развивающаяся высокими темпами, приводит к стремительному устареванию теоретических знаний. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Основой социальной успешности является умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру. Поэтому проекты в обучении являются очень актуальными в современном информационном обществе.

Проектный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – парную, групповую или индивидуальную. Он может с успехом использоваться как фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта. Причем использование этого метода нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей. Важными результатами проектной работы станет выработка специфических умений школьника. Он учится не только планировать работу и анализировать информацию, но и представлять результаты своей работы, защищать и отстаивать свою точку зрения. Результатом проектной деятельности является развитие личности ребёнка.

На уроках я стараюсь применять разные типы проектов. Коротко остановлюсь на характеристике некоторых их них.

Исследовательские проекты – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Эти проекты обладают большими потенциальными возможностями формирования творческого мышления, рациональных приемов умственной деятельности и сообразительности, самостоятельности в принятии решений. В таких проектах заранее выбирается тема исследования, объект и предмет исследования, цели и задачи, гипотезы решения поставленной проблемы. Потом планируется сам эксперимент, его проведение, проводится анализ полученных результатов, их оформление. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Информационные поисковые проекты – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – сообщения, доклада, реферата. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Они связаны с поиском информации в различных источниках: журналах, книгах, энциклопедиях, сети Интернет, социологические опросы. Их я использую в каждом классе, причем они могут быть индивидуальными или групповыми, в зависимости от объема материала. В среднем звене информационные проекты реализуются в виде оформленных сообщений, докладов, компьютерных презентаций, буклетов.

Творческие проекты – направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде творческого отчета, выставки, журнала, компьютерной презентация и т.д. Творческие проекты можно использовать от младшего звена до старшего. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

Например, одна из тем проектов в 5 классе - «Большой мир маленьких клеток». Учащиеся изготавливают макеты органоидов клетки, изучают их функции. На уроке ребята делятся информацией и дополняют друг друга. Далее располагают свою работу на общий макет клетки на магнитной доске. В результате получается индивидуально- групповая работа над общим проектом. Выполняя эту работу, учащиеся учатся находить нужную информацию в интернете, анализировать ее, фантазировать о технике изготовления макетов, работать с подручными материалами, запоминать, выступать перед аудиторией, задавать вопросы и отвечать на них, делать выводы, формулировать задачи, а также работать в группе.

В 6 классе одной из тем проектов является «Многообразие растений как результат распространения плодов и семян». Ученики выполняют поделки из природных материалов, показывая способы приспособления растений к распространению семян. Защищая проекты, ребята учатся «общаться с природой», образно мыслить. В этом проекте есть элемент соревнования, которому предшествует мотивация - быть лучшим.

В 7 классе в проекте «Гигантская улитка Ахатина» принимает участие большая часть учеников. Мотивированные ученики изучают поведение, повадки, строение, значение в природе и для человека, а также изучают и другие классы моллюсков самостоятельно (по своему желанию). Кроме этого, провели исследование по формированию условных рефлексов у брюхоногих моллюсков. Используя метод «наблюдение», учащиеся выполняют исследовательскую работу, ставят цели, формулируют задачи, делают выводы. Такой вид проектной деятельности очень помогает целостно осмыслить и обобщить информацию, активизирует личностные и познавательные мотивы приобретения знаний.

В 8 классе один из проектов - «Изучение мышц собственного тела». Проект является информационно- реферативным, но учащиеся узнают не только названия, расположение мышц, но и отличия их по силе, длине, массе, объему. Таким образом у ребят появляется мотивация к изучению анатомии и физиологии, формируется наблюдательность, стремление подтвердить теорию практикой, а значит, появляется готовность к исследовательской деятельности.

В 9 классе очень интересным, на мой взгляд, является проект «Экологические лозунги». Здесь проявляется творчество, понимание проблемы и необходимость деятельности по предотвращению опасной экологической ситуации. В ходе выполнения этих заданий учащиеся развивают фантазию, наблюдательность, внимание и способности, а также им приходится искать дополнительную информацию.

К миниисследованиям и минипроектам можно отнести лабораторные и практические работы по биологии, выполняя которые, ученик получает субъективно новые знания, приобретает навыки наблюдения, фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делает выводы.

Несомненно, работа над проектом у учащихся с низким уровнем усвоения материала будет сводиться лишь к констатации фактов. Но попытка изложения своих мыслей (пусть даже слабая) способствует повышению творческого потенциала ученика. Главное - не ограничивать свободу мысли, дать волю фантазии ученика, при этом требуя научного обоснования всех идей.

Благодаря использованию одного из прогрессивных методов обучения в современной школе – метода учебных проектов, можно наиболее полно выявить и развить как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Выполнение проектов различных типов стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Проектная методика предусматривает развитие познава¬тельных навыков учащихся, умений самостоятельно кон¬струировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Использование учи¬телем метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным.

В век ответственности за собственные поступки проекты обязательно должны находиться в соответствии с образовательными стандартами, чтобы ученики изучали соответствующее содержание и развивали необходимые умения. В проектах, согласованных со стандартами, учащиеся глубоко изучают учебный материал и применяют полученные знания к реальным жизненным ситуациям. А мы, учителя, должны организовать учебный процесс вокруг вопросов, связывающих интересы учащихся с

Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует усвоению учебного материала на более высоком уровне, формированию личностных компетенций учащегося, развитию познавательной мотивации и навыков самостоятельной работы и творческого подхода к решению проблем.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика