Как повысить мотивацию школьников на уроках информатики

Пискунова Аида Тагировна,
учитель информатики
МБОУ Средняя общеобразовательная школа №174 Советского района г.Казани


Как утверждают психологи, при обучении мотивация в 2-3 раза важнее интеллекта.

Мотивация (англ. motive – повод, мотив, побуждение). Мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность. (Толковый словарь).

Казалось бы, уроки информатики и так мотивированы: ученикам нравится работать за компьютерами и создавать программы. Но это не совсем так.

Современный мир объят разными компьютерными технологиями, и учеников, казалось бы, сложнее стало заинтересовать.

Школьный курс информатики, помимо практической работы за компьютером, включает и теоретическую часть, а компьютер остается лишь инструментом для работы.

Известно, что ученики воспринимают новую информацию, новую тему по – разному: одни зрительно, другие на слух. У одних ребят склонность к гуманитарным наукам, у других – к точным. Когда у учеников накапливаются затруднения в учебе, пропадает интерес. Возникает вопрос: что делать? Как повысить и поддержать интерес к своему предмету?

По моему опыту работы в школе я выделила следующие аспекты: во-первых, на партах у учеников должен быть всегда порядок, наличие тетради и учебника, не должно быть отвлекающих предметов. У учителя, как пример во всем, также должен быть порядок. Во–вторых, это приемы на уроке, мотивирующие учеников.

Приемы, которыми я пользуюсь на своих уроках. «Интеллектуальный вызов»: этот прием должен быть использован на уроках повторения и обобщения знаний, а также если учитель хочет расширить знания учеников по данной теме. Например, при изучении темы «Вероятностный подход к измерению количества информации». Сущность этого подхода заключается в том, что сообщение, информирующее об исходе какого-либо события, снимает неопределенность знаний человека об этом событии. Учитель задает вопрос о примерах в жизни случайных событий, исход которых не зависит от нашего желания. Примером может быть бросание монеты. При подбрасывании монеты возникает неопределенность: что выпадет- орел или решка? Возможны два события, и они равнозначные. Вводим новый термин и обозначаем его N=2, так как имеем два события. Какая же у этой величины связь с количеством информации? Как измерить это количество? ?N=2?^i, где i- степень двойки и есть искомое количество информации.

В 7 классах на уроках информатики можно использовать прием, такой как развлекательные задания, которые будут являться «мостом» между старой темой и новыми знаниями. Одним из таких сервисов является сервис: https://learningapps.org/ . На нем очень много развлекательных и занимательных заданий по разным предметам и темам. А также пользователи сайта могут зарегистрироваться и сами создавать такие интересные и разнообразные задания.

Одним из беспроигрышных вариантов является создание интеллект –карт или карт памяти на уроках информатики. Старшие классы создают ментальные карты в приложении google: mindmap. Это графическая карта, которая в себе содержит подробный конспект урока. Например, в 9 классе изучение темы «Интернет и всемирная паутина» пройдет более плодотворно, и ученики лучше запомнят материал и термины урока, если будут создавать ментальные карты по этой теме. За это задание ученики получают хорошие и отличные оценки, и возникает ситуация успеха у учеников.

Выявление пробелов у ученика – является еще одним приемом мотивации, так как когда мы выявляем пробелы у школьников, мы рождаем в них желание познать новое. Чем ярче пробелы, тем эффективнее будет его мотивация. Выявить пробелы можно с помощью компьютерного теста в начале урока, созданного в среде Айрен. Обычно я готовлю 5-7 вопросов по пройденной теме, после чего они могут получить либо целое изображение яблока, либо только его долю, в зависимости от верных ответов. Как показала практика, моим ученикам нравится проходить эти тесты, так как они разнообразны в форме построения вопросов: можно только один вариант ответа найти или несколько, вопросы на классификацию, на соответствие, на ввод ответа в поле.

Связь информатики с другими предметами. Этот прием также мотивирует учащихся для изучения новой темы. Удачными темами могут быть: «История чисел и систем счисления», «Алгоритмы, происхождение слова «алгоритм»». Мы вспоминаем историю, годы появления счетных устройств, кратко характеризуем исторические периоды. Удачным подходом может быть и упоминание об исторических личностях, внесших клад в информатику. Здесь много примеров. Одним из них является тема «Циклы на языке Паскаль». С учащимися знакомимся с числовой последовательностью Фибоначчи. Прежде, чем составить программу нахождения n-го элемента последовательности Фибоначчи, мы вспоминаем об этом математике, когда он жил, в какие годы и какие совершил открытия. Существует поверье, что слово Боначчи нужно тоже понимать, как прозвище, означавшее «удачливый». И примеров можно привести много.

Для понимания учащимися смежных тем, а не сосредоточения на одной, учителю лучше показать последовательность достижений учащихся. То есть нужно показать логическое следствие понятий одно из другого.

Такая техника, как работа по образцу особенно подойдет слабым учащимся. Изучая тему «Алгоритмизация и программирование» использую именно этот прием. Сначала показываю ученикам алгоритм на алгоритмическом языке, затем пишу код на языке программирования Паскаль, а следующую задачу ребята выполняют самостоятельно, опираясь на предыдущий образец.

Одним из побудителей интереса у учащихся является такой прием, как рассказ интересной истории, связанной с темой урока. При изучении темы «Модель и моделирование» можно упомянуть первый корабль, который утонул, так как люди не стали строить его макет и рассчитывать необходимые параметры: грузоподъемность и т.д.

Обсуждение со старшеклассниками на уроках интересных фактов также побуждает их на хорошую работу и интерес к предмету. Лучшей техникой является опрос их об этих фактах. Например, первым программистом является женщина – англичанка Ада Лавлейс, которая является дочерью известного поэта Джорджа Байрона.

Учитель должен понимать, какие мотивы есть у его учеников, учитывать возрастные особенности, потребности. На основе этих данных, преподаватель может усиливать вовлечение учеников в свой предмет и тем самым повышать эффективность образовательного процесса.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика