Батыршина Эльмира Юсуповна,
учитель иностранных языков
МБОУ «СОШ №167 с углубленных изучением отдельных предметов»
Советского района г.Казани
«Высший результат образования – это терпимость»
Хелен Келлер
В настоящее время в связи с обострением социально-экономической обстановки в ряде стран, снижением уровня благосостояния граждан, качества их жизни, в связи с ухудшением криминогенной ситуации, ростом вооруженных конфликтов и по ряду других причин возрастает проблема миграции населения. Усиление миграционных процессов приводит к росту числа семей-мигрантов, испытывающих ряд сложностей в адаптации к новой для них социальной, культурной и образовательной среде.
С целью повышения уровня межкультурной осведомленности, формирования чувства толерантности у детей, а также чувства патриотизма и уважения к многонациональной культуре на базе нашей школы мы создали музей народов мира - «Наша поликультурная школа».
Ключевые слова: толерантность, терпимость, патриотизм, дети-мигранты в инклюзивной среде, межкультурная осведомленность, языковые и психологические трудности, адаптация в новой среде.
Вначале музей создавался как англоязычный для поддержания интереса к изучению иностранного языка. Регулярно учителя нашей школы с учениками путешествуют по странам Европы (Германия-Австрия-Чехия-Франция-Голландия-Бельгия-Норвегия-Дания-Швеция-Финляндия), чтобы своими глазами увидеть и познакомиться с культурой, традициями, архитектурой и нравами народов стран Европы, для общения с зарубежными сверстниками на английском языке и снятия языкового барьера. После этих поездок музей пополняется сувенирами, книгами, флагами, экспонатами из этих стран, и с каждым годом музей расширяется. Хочется отметить тот факт, что наша школа – многонациональная, в ней обучаются представители 25 национальностей из стран СНГ, Европы, стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Каждый из этих учеников принимает активное участие в расширении коллекции музея и развитии дружеских отношений между нашими странами, пополняя его национальной атрибутикой.
В подготовке музея принимали участие учителя, учащиеся, дети-мигранты и родители. Экспонаты представлены картинами, национальными костюмами, статуэтками, книгами, фотографиями, национальными куклами и игрушками. В процессе подготовки музея, учащиеся не только собственными руками готовят тот или иной экспонат, они знакомятся с новой для них культурой, делятся своими впечатлениями с другими учащимися. Очень важно, чтобы педагог провел короткую защиту проекта, где каждый учащийся рассказал о том произведении искусства, которое было подготовлено им и о том, что нового он узнал о родной и иностранной культуре. Подобный проект повышает уровень знаний об иностранной культуре, тем самым, учащиеся могут глубже познать свою родную культуру, народное творчество, его особенности, изготовив вместе с другими учащимися свое национальное произведение. Сравнив смысловое содержание произведений народно-прикладного искусства, учащиеся пришли к осознанию своеобразия родного и русского искусства в контексте мирового. Произошло взаимопонимание и взаимопознание носителей различных культур, вследствие чего, в нашей школе активно работает волонтерское движение – «Help». Наша школа была ресурсным центром по подготовке волонтеров к Универсиаде 2013 в Казани, мы принимали участие в Чемпионате мира по водным видам спорта 2014, Чемпионате мира по футболу 2018, и работали переводчиками-волонтерами на Чемпионате мира по профессиональному мастерству WorldSkills – 2019, который прошел в нашем городе. Несколько стендов нашего музея посвящены волонтерской деятельности.
Кто же такие эти загадочные волонтеры, о которых сейчас так много говорят? Волонтер – активный помощник своего города, искренне желающий сделать лучше свою республику и страну. Жизнь волонтера насыщена интересными мероприятиями, новыми знакомствами и бесценным опытом работы. Одно из главных требований к волонтерам, кроме активной жизненной позиции, умением работать в команде, быть коммуникабельными – отличное владение английским языком для общения с иностранными гостями и спортсменами, чтобы они чувствовали себя комфортно и уютно в нашем городе. Данная деятельность разнообразила наш музей новой символикой, флагами и значками разных стран.
Следует упомянуть, что работа с детьми-мигрантами в школе имеет свои особенности. Они являются самыми уязвимыми, так как не всегда могут противостоять социальному давлению со стороны общества, с трудом адаптируются к новому образовательному учреждению, сталкиваются с рядом коммуникативных, психологических, языковых барьеров. Дети - мигранты отличаются повышенным уровнем тревожности, заниженной самооценкой, что тормозит их духовное, физическое и эмоциональное развитие. Более серьёзной и глубинной является проблема социокультурной адаптации детей мигрантов в процессе обучения, связанная с непониманием ребёнком иной культуры, её смысловых ценностно-нормативных особенностей, а, следовательно, и содержания образования. Иными словами, они испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, в овладении элементами новой культуры. Эффективному решению проблем ребёнка-мигранта способствует создание в школе определённой системы.
Наша музейная деятельность направлена на организацию работы с детьми мигрантами, так как способствует решению выше перечисленных проблем. Она предусматривает не только языковую, но и культурологическую адаптацию ребёнка, а также фактор его «психологической готовности к школе», другими словами, мотивационную, волевую, интеллектуальную готовность. Благодаря данной деятельности, осуществляется интеграция детей-мигрантов: они, делая вклад в развитие музея, чувствуют себя частью нашей школы и ведут себя более свободно, уверенно. Ученики знакомятся с национальными культурами тех стран, представители которых обучаются в нашей школе.
Также музейная деятельность способствует овладению языком, для этого важно более глубокое изучение мира его носителей, их образа жизни, национального характера, менталитета и истории, необходимо знание культурных традиций, обычаев, норм повседневного поведения этого народа. Другими словами, представление всей «национальной картины мира». Именно этот принцип лежит в основе музея - «Наша поликультурная школа».
Кроме того, педагогический потенциал образовательных экскурсий, на базе нашей школы, даёт школьникам живой жизненный эмпирический опыт общения. В процессе коллективной экскурсионной деятельности у школьников формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду, как природную, так и социальную. Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей места посещения, его истории и литературы. Экскурсионная работа предоставляет собой уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны, пробудить у школьников чувство национального самосознания, воспитать уважение и толерантность к быту и обычаям других национальностей и народов.
На наш взгляд, также знание особенностей национальной психологии, менталитета детей – мигрантов необходимо педагогам при работе, общении с детьми. Так, например, учащиеся из Азии бывают медлительны, они в умеренном темпе, без напряжения осмысливают задачи, которые возникают в процессе их учебной деятельности. Следовательно, педагогам следует представить определенную «паузу во времени» для того, чтобы они адаптировались к новой для них образовательной среде. Учащиеся из данного региона высоко ценят доверие, уважение и хорошее отношение к их национальным традициям, обычаям, литературе и искусству. Они очень трудолюбивы и ответственны. Казахи с детства воспитываются в строгих правилах: относиться к труду как к первой необходимости, осознавать личную ответственность за дела. Узбеки также очень трудолюбивы, исполнительны и добросовестны. Таджики упорны и настойчивы в достижении поставленной цели. Учет данных особенностей национальной психологии детей – мигрантов способствует межкультурной коммуникации, личностному и педагогическому взаимодействию, адекватному восприятию и пониманию участников образовательного процесса.
Мы предлагаем рассматривать включение детей-мигрантов в российскую образовательную среду в парадигме инклюзивного образования. Особенно в тех случаях, когда ребенок из другой страны оказывается в русскоязычной среде, практически не владея языком, так как они не могут полноценно общаться со сверстниками, не в полной мере могут самореализовываться в другой, чужой для них социокультурной ситуации.
Можем сказать, что одной из важнейших задач школьного музея является организация условий для адаптации детей - мигрантов, что в дальнейшем влияет на их благополучие.
Как мы видим, школьный музей играет огромную роль в воспитании учащихся. В музее народов мира ребенок является не только объектом, воспринимающим определенный объем информации, но и соучастником межкультурного поиска и исследования. У ребят формируется потребность в развитии своих творческих способностей, познавательного интереса через практическую созидательную деятельность.
Таким образом, можем сказать, что экскурсии и туристические поездки пробуждают интерес к различным уголкам мира. Ребята узнают новое, могут поделиться увиденным друг с другом. Каждый может попытаться определить интересную и перспективную для себя тему исследовательской работы на будущее. Наш музей молодой, но уже сегодня мы можем гордиться той колоссальной работой, которую мы проводим по его созданию для сплочения всех национальностей, углубления знаний английского и изучения несколько других языков, умения работать в команде с представителями разных культур.
Список литературы
1. Ахметова, Д.З. Морозова, И.Г. Дети-мигранты в инклюзивной среде. Казань: Познание. 2015. 38 с.
2. Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников. Ставрополь: Изд-во СГУ. 2001. с. 209-211.
3. Выготский, Л.С. Психология развития человека. Москва: Смысл; Эксмо. 2005. 1136 с.
4. Ольшанский, В.Б. Личность и социальные ценности. Москва: Мысль. 1965.
Сведения об авторе:
Батыршина Эльмира Юсуповна (Казань), Победитель конкурса ПНПО – 2006, «Наш лучший учитель»-2010г., учитель английского и французского языков высшей квалификационный категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 167 с углубленным изучением отдельных предметов Советского района г. Казани».