Использование приемов развития критического мышления на уроках истории и обществознания (из опыта работы)

Михайлова Е.П.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Средней общеобразовательной школы №174»
Советского района г.Казани


Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять знания на практике для решения проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, критически мыслить, искать рациональные пути решения разнообразных проблем, быть коммуникабельным. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, в реализации которого центральным компонентом становится деятельность ученика. Не секрет, что современные школьники читают мало и не всегда понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. На уроках истории и обществознания мы сталкиваемся с определенной проблемой, которая связана с тем, что у учащихся недостаточно развиты навыки мыслительной деятельности: умение логически рассуждать при обсуждении той или иной проблемы, анализировать, делать выводы, что является одной из причин сложностей в обучении детей, так как у детей пропадает мотивация к обучению. Поэтому в своей педагогической деятельности учитель ставит задачи сделать обучение содержательным и практико-ориентированным, а также доступным и интересным. Этому способствует применение на уроках приемов развития критического мышления. В данной технологии выделяют три основных этапа: - стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. - осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. На уроках при работе с текстом, использую приемы: - «инсерт»- маркировка текста, составление кластеров, -заполнение таблицы («Плюс-Минус-Интересно), -прием «фишбоун» (позволяет эффективно выстроить причинно-следственные связи), - прием «ПОПС -прием «кроссенс» -составление кластера Например, в классе можно использовать прием составления кластера при изучении темы «Реформаторская деятельность Сперанского» (приложение 1) Применение приема «Фишбоун» («рыбья кость»). В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть. Использование приема «фишбоун» возможно как для работы с небольшими по объему текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. Может быть работа индивидуальная или групповая. При изучении темы «Причины феодальной раздробленности на Руси". Заполняем 4 основных блока: голова, хвост, верхние и нижние косточки. • Голова — это будут причины феодальной раздробленности. • Верхние косточки — причины: стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятная внешнеполитическая обстановка. • Нижние косточки — факты: перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы. • Хвост — вывод: феодальная раздробленность была неизбежной. При работе с источниками активно использую на уроках прием ПОПС. ПОПС (позиция, объяснение, пример, следствие). Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро, помогает грамотно написать эссе, используя аргументированную точку зрения Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». позиция «Я считаю, что…». обоснование: «Потому что…». примеры Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». «Следовательно…», «Таким образом…» Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить. Чтобы знания были доступны и интересны учащимся, в работе можно использовать прием «кроссенс», который позволяет также развивать критическое мышление на уроках. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка? завернутая «улиткой». Такое задание может иметь несколько правильных вариантов ответа, поэтому важным становится не чётко установить единственную заложенную учителем связь, а найти любую из возможных и объяснить свою трактовку, свою линию связей по данным картинкам. Кроссенс позволяет «оживить» историю образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников. Используя этот прием, можно составить рассказ, устанавливая логические связи между изображениями. Применение кроссенса в курсах истории или обществознания имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке, как творческое домашнее задание и так далее. Можно предложить учащимся прочитать готовый кроссенс учителя, составив последовательный рассказ об изменении настроений в российском обществе во время первой мировой войны. Также учащиеся могут сами составить кроссенс, что будет гораздо эффективнее. Сделать процесс обучения для учащихся интересным и доступным позволяет проектная творческая деятельность учащихся. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме и чтобы проектная деятельность стала для учащегося увлекательной и посильной? Этому способствует использование такого интерактивного метода систематизации знаний, как лэпбук. (приложение 2) Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга, дословно «наколенная книга»). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы. Лэпбук - это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта. Эта книга дает возможность продолжать работать с материалом без ограничения времени. Находить новое по данной теме возвращаться и пополнять интересными фактами, материалами. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. В зависимости от уровня способностей учащихся получаются различные виды проектов. Более подготовленные дети могут создать интегрированный лэпбук, содержащий информацию по двум и более предметам. Работа проходит в несколько этапов: - выбор темы (Что я знаю о …) - обсуждение плана; - создание макета; (дети работают с материалом учебника или заранее найденными ресурсами при получении опережающего задания) - изготовление лэпбука (можно дополнить на следующем уроке разными интересным дополнительным материалом по изученной теме или придумать интересное задание (ребусы, кроссворды, загадки). - презентация и использование на уроке. Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, учащиеся из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Необходимо отметить, что, работая над творческими заданиями лэпбука, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Таким образом, использование на уроках и во внеурочной деятельности приемов критического мышления, технологии проектной деятельности позволяет сделать процесс обучения увлекательным и интересным, а также положительно влияет на успеваемость учащихся. Повышается самооценка некоторых учащихся, их желание учиться работать. Об эффективности таких технологий свидетельствуют также результаты ЕГЭ, результаты участия детей в олимпиадах разного уровня и мотивация к проектной деятельности. Приложение 1 Приложение 2

Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика