Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников: из опыта работы по программе внеурочной деятельности «Родной свой край люби и знай!»

Эльвира МУСТАФИНА,
Татьяна РОМАНОВА,
Милауша САФИУЛЛИНА,
учителя начальных классов
МАОУ «Гимназия №141» Советского района г.Казани


«Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далёкого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». Слова великого педагога В.А.Сухомлинского актуальны и в настоящее время. Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни матери, того уголка, где дети живут. В младшем школьном возрасте дети начинают активно интересоваться историей предков, и эту возрастную закономерность психического развития надо поддерживать и удовлетворять возникшую любознательность. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества: СМИ, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения и др.

Основным содержанием духовно - нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от поколения к поколению. Школа может помочь сохранить культурные, в том числе и религиозные культурные традиции, из–за уважения к своему и другим народам и во избежании разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров и убеждений друг друга, и связанных с ними традиций.

Учащиеся должны понять, что мы живём в многонациональной республике, стране. Значит, уважение к традициям, обычаям, идеалам и святыням, ценностям истории каждого народа – обязательное условие нормального общения. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни. Достижение этих результатов, на наш взгляд, обеспечивается единством урочной и внеурочной деятельности.

Столкнувшись с тем, что современные учащиеся младшего школьного возраста плохо знают историю своей «Малой родины», нами было принято решение разработать авторскую программу «Родной свой край люби и знай».

Данная программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики построения учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве, патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.

Программа внеурочной деятельности «Родной свой край люби и знай» обеспечивает при соблюдении необходимых условий формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников. «Малая родина» ребенка – это природа, которая его окружает, семья, школа, посёлок Дербышки, памятные места города Казани, республики Татарстан, его исторические и культурные центры, известные люди - гордость и слава нашего края. Важно, что разнообразные факты жизни «малой родины» введены в общий культурный багаж ребёнка и могут служить фундаментом для дальнейшей работы в средней школе. Программа включает в себя различные направления народного творчества. Самобытность, мудрость народов республики Татарстан сохраняется и передаётся потомкам в многообразии малых жанров устного народного творчества: загадках, закличках, считалках, пословицах, поговорках, сказках, народных песнях, частушках. В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края: прошлого и декоративно-прикладным искусством современности. Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Из года в год содержание программы углубляется, усложняются формы работы. Курс программы рассчитан на четыре года обучения.

Каждая четверть имеет своё направление. Первая четверть – «Семейные драгоценности», включает цикл занятий, которые знакомят с такими понятиями, как что такое Родина? Большая Родина, малая Родина: семья, посёлок Дербышки, город Казань, республика Татарстан, Россия. Эти понятия расширяют представления школьников о семейных традициях, истории родного края и формируют духовно-нравственный мир ребенка, внутренние переживания, чувства и способствуют к их более глубокому осмыслению.

Вторая четверть – «Жемчужины мудрости». Содержание занятий данной четверти неразрывно связано с первой четвертью. На занятиях учащиеся знакомятся с малыми жанрами устного народного творчества: загадки, заклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки, мифы, легенды, песни, частушки народов республики Татарстан.

Следующая третья четверть – «Золотые узелки на память» посвящена изучению творчества писателей, поэтов, композиторов, художников и народным промыслам родного края прошлого и декоративно-прикладным искусством современности, природным богатствам РТ. Широко используются местные ресурсы: музеи, другие культурные учреждения и предприятия города.

Формирование и воспитание чувства гражданственности, патриотизма, т.е. ценностного отношения к родному краю, народам России, к историко-культурному наследию Татарстана; элементарных представлений об истории и культуре своего населенного пункта, городов Республики Татарстан, о многообразии этнических традиций ценностей народов, проживающих в нашем регионе; опыт социальной и межэтнической, межкультурной коммуникации раскрывается в цикле занятий четвертой четверти «Чудеса моей малой Родины».

Формы и методы реализации программы способствуют объединению обучения и воспитания в единый процесс, помогают учителю лучше узнать своих учащихся. Занимаясь краеведением учащиеся развивают индивидуальные способности. Внеурочные занятия проходят в нетрадиционных формах: творческая работа - «Моя семья» (коллективная фотография классной семьи); творческая мастерская – лепка из пластилина (чак-чак); сюжетно-ролевые и подвижные игры; создание книжки-малышки с загадками,турнир юных загадочников; семейные посиделки; театрализованные представления, виртуальное путешествие в мир искусства и другие. Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.

Каждый тематический блок завершается необычной презентацией в виде выставок, концертов-праздников, посиделок, экскурсий. Учащиеся с удовольствием сами разрабатывают, проводят исследовательскую работу и являются активными участниками мероприятий. Работа проходит в тесном контакте с родителями, что позволяет сформировать гармонично развитую личность, патриота своего города, страны.

Итогом реализации программы «Родной свой край люби и знай» является выпуск и презентация журнала, который включает творческие работы детей: эссе, стихи, сказки, головоломки, кроссворды, загадки, шарады, фотографии, рисунки по темам программы.

У учащихся формируются не только краеведческие понятия, представления, но и такие качества, как коллективизм, гуманизм, умение сплотиться, уважение к старшему поколению.

«Без исторической памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической личности»- писал Академик Российской академии образования Г.Н.Волков. Наш опыт работы показывает, что в наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, любовь к Родине и семье стоит вернуться к этим нравственно-патриотическим правилам, составляющим моральное достояние человеческой души.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика